Адаптеры 2 года как запрещены, но не все в курсе
На вопрос, как вы возите ребенка младше 7 лет, абсолютное большинство из 8000 участников опроса дали законопослушный ответ: в автокресле (69,2%). Однако некоторые автомобилисты не знают, что в настоящее время в России запрещено использовать так называемые адаптеры ремней безопасности. 4,3% признались, что используют накладки на ремни, перевозя детей до 7 лет.
Еще 2,9% респондентов признались, что вовсе не пристегивают малышей до 7 лет, а 2% ответили, что держат ребенка на руках или пользуются «взрослым» ремнем.
Действующие ПДД обязывают использовать удерживающее устройство в автомобиле для ребенка младше 7 лет как на переднем сиденье, так и на заднем. При установке спереди необходимо отключить подушку безопасности — этого в правилах не написано, но соответствующие указания всегда делают производители автомобилей и автокресел.
Если рядом с водителем на переднем сиденье уселся школьник, то есть ребенок старше 7 лет, то он, по действующему закону, тоже обязан находиться в автокресле. А вот на втором или третьем ряду автомобиля пассажир в возрасте от 7 до 12 лет может обойтись совсем без удерживающего устройства. Если школьник едет сзади — закон допускает использование только штатного ремня безопасности.
Разрешение ездить без кресел на втором ряду, введенное также в 2017 году, вызвало у экспертов противоречивую реакцию: многие считают, что ученику младших классов в силу физического развития еще нельзя обходиться просто штатным ремнем безопасности. Однако в ГИБДД объясняют, что просто выбрали из двух зол меньшее — лучше использовать только штатный ремень, чем адаптер или другое травмоопасное устройство.
К счастью, треть опрошенных ориентируются именно на автокресло при перевозке детей старше 7 лет в машине — так ответили 34% респондентов. Многие до сих пор пользуются бустером (25%) и/или адаптерами (17,8%), но на переднем сиденье машины такой способ пристегивать ребенка будет признан незаконным. То же касается и использования на переднем сиденье штатного ремня безопасности машины, которым детей старше 7 лет пристегивают 9,2% опрошенных. 5,1% ответили, что вовсе не пристегивают школьников.
Половина таксистов возит детей, нарушая ПДД
Таксопарки в целом адаптировались к правилам перевозки детей, однако большинство агрегаторов такси завышают цены на так называемый детский тариф по сравнению с «экономом» и даже «комфортом». Проще говоря, хотите, чтобы к вам точно приехал автомобиль с автокреслом, — платите больше.
С маленькими детьми водители и пассажиры такси все же чаще всего стараются соблюдать ПДД и элементарные требования безопасности: 41,9% сообщили, что при поездке с ребенком младше 7 лет таксист предлагал автокресло, а 2,7% случаев — бустер. 7% респондентов берут свое сиденье в дорогу на такси. Но нередко взрослые пристегивают дошкольников в такси обычным ремнем — таких 21,1%.
Таксисты зачастую отказываются везти маленьких детей без автокресла, но в половине случаев «идут навстречу» просьбам родителей и нарушают закон. И большинство родителей (55,2%) готовы рискнуть и ехать на такси без автокресла.
Школьники в такси почти всегда ездят на заднем сиденье, и большинство пользуется штатным ремнем (29,9%), что соответствует закону, или вообще не пристегиваются (13,8%). А это уже считается нарушением.
О штрафах знает меньшинство
«Судя по результатам нашего исследования, далеко не все родители осведомлены о штрафах за несоблюдение правил перевозки детей. Так, о том, что при применении адаптера сейчас тоже положен штраф, знают 57,1% респондентов. По поводу школьников, пользующихся только ремнями безопасности на заднем ряду, сомнений еще больше», — рассказала главный редактор Дети Mail.ru Ольга Чернова.
Размер штрафа за неправильную перевозку знают только 28,2% опрошенных. 23% считают, что за такое нарушение могут выписать квитанцию на целых 5000 рублей. Оставшиеся гадали между 1500 и 2000 рублей.
Как все-таки правильно возить детей?
Отчасти в том, что родители путаются в правилах перевозки детей, виновата сложная формулировка, внесенная в ПДД в 2017 году. Она зато юридически выверена и не допускает вариаций в трактовке, поэтому приведем ее полностью:
Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
Правила четко делят детей на две категории по возрасту
- до 7 лет, малышей необходимо перевозить строго с использованием автокресла;
- детей старше 7 можно пристегивать только штатным ремнем, но лишь на заднем сиденье автомобиля. Спереди — в автокресле.
При этом законодательство России ничего не говорит о росте и весе ребенка. Между тем, автокресла для детей выше 150 см и тяжелее 36 кг просто не делают. Собственно, на этот случай детей как раз и разрешили пристегивать штатным ремнем.
С точки зрения безопасности всех детей, до 150 см еще не выросших, специалисты однозначно советуют перевозить в автокреслах. Удерживающие устройства делятся на несколько категорий:
- Группа 0+: для малышей до 13 кг;
- Группа 1: для детей весом 9 — 18 кг;
- Группа 2: для детей весом 15 — 25 кг;
- Группа 3: для детей весом 25 — 36 кг.
Также весьма популярны универсальные устройства, удовлетворяющие требованиям сразу двух, а то и трех категорий. По безопасности они ничем не проигрывают, но зачастую оказываются более громоздкими.
Безопасность детского удерживающего устройства испытывается в специальных сертификационных центрах. Россия ориентируется на европейские требования, и отечественным регламентам соответствуют все устройства, имеющие маркировку ЕСЕ-44 и ECE-129. Автокресло с таким сертификатом можно смело покупать. И не забудьте посмотреть инструкцию для правильной установки!
Проблема безопасности детей-пассажиров станет темой специального круглого стола, который пройдет в Mail.ru уже в ближайший четверг, 26.09. Эксперты отрасли поделятся своим видением актуальных проблем, а также расскажут все нюансы правил перевозки детей в автомобилях. Присоединяйтесь к онлайн-трансляции мероприятия в 15.00