Что бесит водителей в современных машинах

Как автолюбители уживаются с системами помощи в автомобилях
Дмитрий Ласьков

Американское маркетинговое агентство выяснило, насколько водителям комфортно пользоваться различными электронными помощниками. Компания J.D. Power опросила около 20 000 автовладельцев (кстати, наши опросы имеют примерно такой же размер аудитории) на предмет того, какие системы работают лучше, а какие хуже, а также как часто ими пользуются и в каких моделях самый сбалансированной набор электроники. И результаты получились неожиданными.

Оказывается, некоторые системы столь навязчивы или грубы в работе, что пользователи не только их отключают, но и даже стараются избегать при дальнейшей покупке нового автомобиля! Причём это не только сугубо бытовая проблема (неудобно, отвлекает, раздражает), но и психологическая. Один из исследователей компании J.D. Power так прокомментировал этот аспект: «технология не должна быть похожа на вечно попрекающего ребёнка родителя — никому не нравится, когда ему постоянно напоминают, что он водит неправильно».

7

Всё зависит от конкретной модели

Самый характерный пример — система предупреждения о выезде за пределы полосы и её более продвинутый вариант с автоматическим удержанием в полосе. В среднем каждый четвёртый владелец автомобиля с такой технологией в США считает, что эта функция его скорее напрягает, нежели помогает. И более половины таких раздражённых водителей деактивируют систему. Неплохо для опции, за которую вы сами же заплатили, не правда ли?

Читайте также
Новая «Ока»: как мог бы выглядеть автомобиль за 300 тысяч рублей
Помните маленькую «Оку»? Для кого-то она была первым автомобилем, некоторые до сих пор продолжают ее эксплуатировать

Интересно, что чуть больше половины из тех, кто считает удержание в полосе надоедливой функцией, всё равно ожидают её наличия на своём следующем автомобиле — видимо в надежде, что на другой модели она будет работать лучше. И процент таких людей сильно меняется в зависимости от марки и модели машины, которой владеют респонденты сейчас. Потому что некоторым производителям лучше удаются одни системы, а другим — иные. Всё это говорит о том, что сама идея технологии хорошая, а хромает только реализация в отдельных случаях.

Kia — самые деликатные и эффективные

По удовлетворённости пользователей вспомогательной электроникой Гран-при среди всех классов автомобилей в Америке завоевал корейский лифтбек Kia Stinger. Он набрал 834 балла по 1000-балльной шкале при среднем показателе 781 балл и минимальном в 709. Другие лидеры — Hyundai Kona и Toyota C-HR среди небольших машин, Kia Forte в компактном сегменте, Chevrolet Blazer в среднеразмерном, Porsche Cayenne в премиуме и Ford Expedition в классе крупных автомобилей.

Чтобы составить рейтинг, авторы исследования опрашивали владельцев только свежих автомобилей (до 3 лет с момента запуска или рестайлинга), которые оценивали их по 38 критериям, объединённым в 6 больших групп. Самая востребованная из них — предотвращение фронтального столкновения и всё что с этим связано. Далее следует интеграция смартфона с мультимедийкой — Apple Carplay и Android Auto и почти так же популярны системы из разряда «комфорт и удобство», а также «развлечения и связь». Только потом идёт помощь при вождении и с заметным отставанием замыкают список навигационные сервисы.

Встроенная навигация не нужна

В США почти в 70% новых автомобилей есть технология отображения на экране информации из смартфона — Apple CarPlay или Android Auto. Эта функция среди прочего позволяет с максимальным удобством пользоваться навигацией из смартфона вместо штатной автомобильной. Мобильные приложения актуальнее по содержанию и проще в управлении, поэтому нужда во встроенных картах невелика. При этом интересно, что они не нужны в равной степени тем, у кого есть «карплей» и у кого этой технологии в автомобиле нет — от штатной навигации готовы отказаться соответственно 32 и 28% пользователей.

Читайте также
Почему в одних странах руль справа, а в других — слева
3 сентября — один из самых интересных дней в истории противостояния правого и левого руля. Именно 3 сентября Швеция перешла на «нормальное» правостороннее движение. Или не нормальное?

Интересно, что результаты собственного опроса Авто Mail.ru демонстрируют аналогичное настроение водителей — в России большинству тоже проще обходиться смартфонами. Возвращаясь к американскому исследованию, отметим ещё один факт — мало кто пользуется встроенными в мультимедийку приложениями. Существенный процент пренебрегает ими в отсутствие необходимости, а другие используют для тех же целей отдельное устройство. От себя добавим, что функционал и принцип работы большинства приложений на самых разных системах весьма загадочны.

Заслужить благосклонность

Из результатов этого опроса следует, что перед автопроизводителями стоит новая сложная задача. Нужно так откалибровать все системы, чтобы они не только эффективно выполняли свою прямую задачу, но и не раздражали пользователей. В противном случае будет всё труднее продавать эти дорогие опции, а в дальнейшем могут возникнуть серьёзные трудности с доверием покупателей беспилотных автомобилей к технологиям автономного передвижения.

Логика потребителя проста: если сегодня автомобиль не может нормально и без «истерик» держаться разметки (как новый BMW X5) и реагирует на заплатки в асфальте, путая их с фронтальным препятствием (этим грешат Volvo), то о каком безопасном автономном передвижении может идти речь завтра? Ведь помимо роли таких технологий как систем безопасности у них есть ещё одна не менее важная для индустрии задача — шаг за шагом знакомить водителя с возможностями искусственного интеллекта и компьютерного зрения, чтобы однажды он мог без страха отпустить руль и педали, дав голосом команду «поехали».