Как будем летать в будущем: конвертопланы и скоростные вертолеты

Скорость, дальность, нагрузка — вот что требуется в наши дни от универсальных летательных аппаратов, готовых работать «на гражданке» и служить в армии

Несмотря на то, что в настоящее время выпускается ряд весьма неплохих вертолетов, технический прогресс не стоит на месте. Не сидится на месте и военным, которые, исходя из боевого опыта локальных конфликтов последних лет, стали предъявлять к вертолетам совсем иные требования.

США

Казалось бы, всем хорош американский вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk, ставший для американской армии и флота настоящей рабочей лошадкой. Но американские генералы так больше не считают. Во-первых, вертолету в этом году стукнуло 40 лет. А во-вторых, скорость «Черного ястреба» даже с небольшой нагрузкой не превышает 300 км/ч. Так дело не пойдет, решили американские генералы и объявили, что с 2030 года UH-60 Black Hawk будет сниматься с вооружения. Пентагон объявил конкурс на его преемника, одним из основных требований к которому значилась максимальная скорость в полтора раза большая, чем у «Черного ястреба». Попутно озвучили и другие параметры, на первый взгляд, достаточно трудновыполнимые: грузоподъемность 4500 кг и дальность полета не менее 4000 км или 2500 миль. То есть по всем показателям, преемник UH-60 Black Hawk должен превосходить его кардинально. Американские концерны прекрасно знают, как выгодно иметь дело с Пентагоном, поэтому без долгих проволочек в борьбу тут же вступили две противоборствующие группировки: компания Bell объединила усилия с аэрокосмическим концерном Lockheed Martin, а производитель вертолетов Sikorsky заручился поддержкой такого гиганта, как Boeing.

content image for: 73975

Sikorsky и Boeing предсказуемо разработали вертолет — SB-1 Defiant, а Bell и Lockheed Martin представили на испытания конвертоплан V-280 Valor. Последний приятно удивил американских военных «максималкой» в 556 км/ч, а также рядом других бонусов, например, удобной рампой для десантирования. Попутно Bell учла ошибки, допущенные при разработке своего предыдущего конвертоплана V-22 Osprey, и сделала V-280 Valor технически более простым. Например, крыло было сделано не поворотным, как у V-22 Osprey, а неподвижным — поворачиваются только роторы. Широкое использование композитов снизило вес, да и цена получилась меньше. Уложился V-280 Valor и в другие требования. Первый полет машина совершила в декабре 2017 года, а в мае текущего года завершила все испытания и готова предстать на суд военных.

Первый полет конкурента — SB-1 Defiant, состоялся только в марте 2019 года, но Sikorsky и Boeing обещают завершить все испытания к началу 2020 года, когда военные начнут рассматривать все сильные и слабые стороны претендентов. К слабым сторонам SB-1 Defiant стоит отнести старые двигатели Т55, недостаточную дальность полета и максимальную скорость в 460 км/ч. При этом по «максималке» вертолет уложился в требования технического задания, да и проблема с дальностью полета также решаема за счет новых более экономичных двигателей.

content image for: 73975

Так что все существующие на сегодняшний день минусы SB-1 Defiant устранимы в ближайшем будущем. А вот плюсов у детища Sikorsky и Boeing гораздо больше. Фюзеляж вертолета полностью изготовлен из композитов, что положительно скажется на его долговечности. За счет применения соосной схемы с двумя жесткими несущими винтами и задним толкающим винтом, он будет гораздо более маневренным, чем V-280 Valor. А это очень важное качество для военного вертолета. Кроме того, в перспективе на базе SB-1 Defiant возможна разработка ударного вертолета, что непременно должно заинтересовать американских военных. Ведь главный ударный вертолет армии США AH-64 Apache в этом году отпраздновал свое 35-летие, и не за горами тот день, когда «индейцу» придется отправляться на пенсию. А тут ему оперативно и без особых затрат могут приготовить преемника с лучшими характеристиками. К тому же военные привыкли больше доверять вертолетам, а не конвертопланам: эксплуатацию V-22 Osprey в войсках сложно назвать удачной, а техники — так вообще невзлюбили его за капризный нрав. Впрочем, нельзя исключать, что оба претендента будут приняты на вооружение.

Европа

В этом году должен выйти на рынок итало-британский конвертоплан AgustaWestland AW609. Этот летательный аппарат разрабатывался без малого двадцать лет фирмой Bell и рядом партнеров, среди который была компания AgustaWestland. Которая, в результате разного рода коллизий, заканчивала разработку конвертоплана в одиночку, так как Bell вышла из состава совместного предприятия в 2011 году и сосредоточилась на более перспективных проектах. Первый европейский конвертоплан предназначен не военным, а гражданским заказчикам, и в настоящее время AgustaWestland имеет уже около 70 заказов.

content image for: 73975

Доработка машины заняла значительное время, так как разработчикам не удавалось решить ряд проблем. Несмотря на то, что первый полет AW609 совершил ещё в 2003 году, катастрофа предсерийного прототипа потребовала серьезной доработки конвертоплана, что отложило процесс сертификации на значительный срок. К тому же первоначальные характеристики не устраивали разработчиков, и конвертоплан долго и тщательно дорабатывался. Серийная AgustaWestland AW609 весит 7260 кг, оснащается двумя двигателями Pratt & Whitney совокупной мощностью 3880 л.с., способна развивать максимальную скорость 560 км/ч в самолетном режиме, брать на борт до девяти человек, не считая двух членов экипажа, и имеет дальность полета 1850 километров. В первую очередь, конвертоплан должен заинтересовать бизнесменов: имея вертикальный взлет и посадку, AW609 почти в два раза превосходит по скорости и дальности некоторые многоцелевые вертолеты. Правда, и содержать эту уникальную в своем роде «птичку» будет значительно сложнее и дороже. Выпускаться AgustaWestland AW609 будет в Италии и США.

Eurocopter X3

Вертолеты очень часто не совсем корректно называют винтокрылыми машинами. Если винты есть у всех без исключения вертолетов, то вот крылья лишь у единиц. Но к таковым точно не относится экспериментальный вертолет Eurocopter X3, выполнивший свой первый полет в 2010 году. Тогда ещё не поглощенный Airbus европейский вертолетостроительный концерн Eurocopter, попытался дать ответ на вопрос, как будут выглядеть скоростные вертолеты будущего. А то, что именно за такими вертолетами будущее, европейские вертолетостроители не сомневались ещё десять лет назад.

content image for: 73975

Для создания экспериментальной машины был использован достаточно пожилой вертолет EC155 Dauphin. По той простой причине, что этот вертолет ещё во времена своей юности — в семидесятые годы — установил абсолютный рекорд скорости, разогнавшись до 315 км/ч. То есть, это изначально была весьма скоростная машина. Заднюю часть хвостовой балки переделали, ампутировав винт «фенестрон», а вместо него установили двухкилевое оперение. В средней части фюзеляжа появились небольшие крылья с расположенными на законцовках двумя двигателями с тянущими винтами. После нескольких лет доработок, в 2013 году, вертолет выпустили на финальные испытания, на которых он разогнался до рекордных 472 км/ч. И хотя первоначально делались оптимистичные заявления, что этот вертолет может заинтересовать спасателей, военных и гражданский рынок, в серию Eurocopter X3 было решено не запускать. Он стал всего лишь демонстратором технологий и попыткой понять, как может выглядеть скоростной перспективный вертолет.

Однако некоторые конструкторские решения, опробованные на Eurocopter X3, вполне могут быть востребованы в будущем, когда компания Airbus Helicopters всерьез возьмется за создание скоростного вертолета. А в том, что это произойдет, сомневаться не приходится.

Александр Плеханов