Нарушил ПДД — уволят! Откуда порядок на дорогах Китая?

Китай не узнать! Вместо неуправляемого хаоса, на дорогах – практически идиллия. Как местным властям удалось навести порядок?

Ещё совсем недавно дорожное движение Поднебесной представляло собой неуправляемый хаос... Тысячи машин, мотоциклов, велосипедов и рикш, между которыми лавировали потоки пешеходов, в глазах иностранцев выглядели полным безумием. Естественно, аварийность была запредельной, а уровень смертности — шокирующим. С этим надо было что-то делать. И власти Китая сотворили, казалось бы, невозможное...

Как говорят местные жители, чтобы навести порядок, понадобилось буквально несколько месяцев! Власти объявили двухмесячную программу повышения дорожной безопасности, а, когда основной этап закончился, просто не ослабили гайки. Да, идеальный порядок навели не во всех регионах. Но это дело времени. Что было сделано? Мы нашли четыре причины, почему китайские водители стали вежливыми и дисциплинированными.

Причина No1. Реформа балльной системы

В Китае — очень интересные скоростные лимиты: в черте города допускается скорость от 40 до 80 км/ч, на междугородных трассах — 80 км/ч, на скоростных дорогах — от 100 до 120 км/ч (конкретный лимит подскажут дорожные знаки). Но если раньше по дорогам, прикрыв номерные знаки от камер и полиции, смело гоняли «новые китайцы», то теперь все строго соблюдают ПДД! А всё потому, что прав можно лишиться на раз-два.

Система такова. У каждого водителя есть 12 виртуальных баллов, действующих 12 месяцев — каждое 1 января они восстанавливаются. Лишившись всех баллов, водитель должен пройти специальные курсы, заплатить немаленький штраф и сдать полноценный экзамен! (Правда, нарушения, зафиксированные камерами, разрешается записать на любого человека... Но желающих взять на себя чужие нарушения всё меньше и меньше.)

Можно ли сразу лишиться двенадцати баллов? Да: например, за пьяное вождение. Или если покинуть место ДТП. Поддельное водительское удостоверение и закрытые номерные знаки также грозят списанием всех имеющихся «единиц». В этот же список входит превышение скорости более чем на 50% свыше установленного лимита. Два проезда на красный свет тоже означают «прощай, права».

Раньше за многие нарушения баллы не снимались. Но после реформы неправильная парковка или непристёгнутый ремень — это минус пара баллов, а невыставленный после ДТП знак аварийной остановки — уже минус три. Списать 3 заветных единицы могут даже за слишком медленную езду по скоростной магистрали! А к водителям грузовиков и автобусов требования вообще намного жёстче...

Причина No2. Строительство новых дорог

Аварийный перекрёсток? Построим развязку. Не хватает быстрой срезки между двумя районами? Прорежем. И так — во всём, что касается дорог. По последней статистике, каждые сутки китайские строители возводят 18 километров новых дорог. Притом оговорённый срок службы дорог составляет 25 лет, а сдача объекта не означает, что его не перестроят через 2-3 года под новые требования.

Это важное отличие китайской системы дорожного движения от любой другой. В Китае правительственные и региональные чиновники планируют, как должна расти транспортная сеть — с учётом развития экономики, направления грузопотоков, числа автомобилей... И не только автомобилей. Для мотоциклистов и велосипедистов также создаётся сверхсовременная инфраструктура, включая выделенные полосы и скоростные (!) трассы.

Пример из Пекина, где открыли скоростную дорогу, предназначенную исключительно для велосипедистов. При длине 6,5 км ширина «велосипедной магистрали» составила 6 метров, которые поделены на три полосы — из которых одна реверсивная. К 2020 году протяжённость специальных выделенных полос для велосипедистов и пешеходов составляла уже 3 200 километров. Вообще, сегодня китайцы — лидеры по строительству дорог. 

Причина No3. Увеличение штата полиции

Чтобы реализовать программу, штат полицейских пришлось увеличить вдвое! Спросите, где разом взять столько новых сотрудников? Местное МВД поступило хитро, объявив набор дружинников. Условия предложили, по китайским меркам, сказочные: зарплата — 5-6 тысяч юаней, плюс 70 дней отпуска (30 — летом, 30 — зимой, 10 — в любое время года). Надо ли говорить, что штат укомплектовали почти мгновенно?

Дружинники обладают ровно такими же полномочиями, что обычные инспекторы: останавливают машины, выписывают штрафы, регулируют движение... Им даже полагается полицейская форма. Только без погон. Естественно, оскорбление или нападение на дружинника квалифицируется как нападение на полицейского — со всеми вытекающими последствиями. Так что «полицию без погон» уважают и боятся.

Армии защитников правопорядка также помогает армия электронная, где служат комплексы фото- и видеофиксации нарушений. К 2020 году парк камер ходят довести до 500 млн по стране! То есть на троих жителей страны, включая детей и стариков, будет приходиться одно «всевидящее око». Притом камеры теоретически умеют штрафовать не только автомобилистов, но и пешеходов — благодаря системе распознавания лиц.

Плюс, чтобы помочь полиции, власти отдельных городов и регионов часто идут на хитрости по принципу «лучшее лечение — это профилактика». Так, в городе Дайе провинции Хубэй на пешеходных переходах установили специальные турникеты — они обливают водой людей, которые вышли на проезжую часть при запрещающем сигнале светофора! В Ханчжоу штрафы начали присылать пешеходам на дом — вот оно, распознавание лиц.

Причина No4. Система социального доверия

Ещё одна причина соблюдать ПДД — «система социального доверия». Так называется государственная программа, которая позволяет поощрять граждан, а также принимать определённые меры против тех, кто нарушает закон. 

Как это работает, лучше всего рассмотреть на примере конкретного города. Например, 670-тысячного Жунчэня на востоке КНР. Так вот, каждый житель изначально получил по 1 000 очков, сумма которых постоянно растёт или уменьшается. Например, штраф за нарушение Правил дорожного движения — минус 5 баллов, а за совершение героического поступка — плюс 30.

Все жители разделены на категории. С рейтингом «ААА» (от 1050 баллов) человек получает множество привилегий вроде аренды велосипеда без залога или приёма врача без очереди... Чиновник, спустившийся до категории «С», скорее всего, потеряет работу! С отметкой «D» жизнь станет совсем невыносимой. Ни взять кредит, ни снять отель, ни купить авиабилет... О хорошей работе, разумеется, тоже придётся забыть.

В центр обработки информации поступают данные из 142 учреждений, притом оценивается 160 000 параметров. Систему подкрепляют вездесущие камеры слежения, которые — да-да — обучены методикам распознавания лиц... И это только начало. В перспективе, кроме государственных и муниципальных структур, сведения будут поставлять восемь частных компаний, включая гигантов Alibaba и Tencent.

...

Знаете, кому на китайских дорогах позволено чуть больше, чем остальным? Владельцам электромобилей! Восемь из пятнадцати китайских мегаполисов ввели ограничения на покупку или регистрацию новых машин. Так, в Шанхае, Пекине и Гуанчжоу стоимость получения номеров равняется стоимости автомобиля... Плюс власти ограничивают въезд во многие районы города. Тогда как хозяев «электричек» ограничения не касаются. Поэтому покупка автомобиля на электротяге — это выгодно и удобно: в частности, на таком авто можно заехать туда, куда бензиновым моделям путь заказан.