Первые
Ржавый остов этой странной машины еще пару лет назад стоял на холодном каменистом берегу арктического острова Рудольфа. Маленький и неказистый по нынешнем меркам автомобиль лежал брошенный, словно скелет какого-то древнего существа. И тем не менее в 30-х годах это было чудо советской техники — один из первых полугусеничных вездеходов НАТИ-В, специально приспособленных к климату Заполярья.
Эти машины появились на острове в 1936 году, когда здесь находилась экспедиция «Северный полюс — 1» знаменитого полярника Ивана Папанина. Собранные на основе прототипа НАТИ-3, которым пользовался другой известный исследователь Арктики Николай Урванцев, они были предназначены для таких суровых условий — насколько это было возможно на тот момент, учитывая развитие техники.
Полугусеничный — потому что если сзади у него находится гусеница, то впереди стоят два обычных колеса. Таким образом по своему виду НАТИ-В напоминал обычный грузовик того времени, и предназначение его было соответствующим: перевозить грузы. И то, что эти машины забросили на остров, действительно сильно помогло полярникам, ведь единственной альтернативой им были собачьи упряжки, на которых, конечно, много не перевезешь.
Интересно, что, помимо своих прямых обязанностей, НАТИ-В использовался даже в целях первомайской трибуны. Пока экспедиция ждала вылета самолетов, наступил день этого святого для любого советского человека праздника. Существует фотография, где Отто Шмидт выступает, стоя в кузове вездехода, а Папанин готовится произнести речь, сидя рядом. И наконец, одна из двух машин сослужила совсем уж необычную службу — она стала когтеточкой для белого медведя, и на ее кузове до сих пор можно видеть глубокие отметины.
Снежная крепость
В 2018 году остовы НАТИ-В все же перевезли на Большую землю — теперь это музейный экспонат. И хотя они сослужили хорошую службу полярникам, эпоха активного освоения Арктики Советским Союзом была еще впереди. Она началась 1950-х годах, и теперь полярникам уже требовались не просто вездеходы, а настоящие крепости на гусеничном ходу, внутри которых можно было жить и работать, не опасаясь за свою жизнь, когда за окном температура падает до минус 76 градусов.
Одной из первых передвижных полярных станций стал так называемый «Пингвин», который был разработан на основе плавающего танка ПТ-76 в 1957 году. Это был достаточно внушительных размеров агрегат, утепленный закрытый кузов которого позволял эффективно сберегать тепло. Но, несмотря на то, что запас хода у него был достаточно большой, оставалась главная проблема: «Пингвин» был достаточно тесным, и в условиях долгой полярной экспедиции ютиться в нем было достаточно неудобно.
И тогда в 1958 году появилась на свет «Харьковчанка» — знаменитый полярный «дом на колесах», созданный на основе артиллерийского тягача АТ-Т. Слово «дом» тут можно употребить со всей ответственностью. Несколько жилых отсеков, столовая, кухня, туалет, рабочие рубки — все это помещалось в «Харьковчанке».
Со всей ответственностью отнеслись и к ходовой части. Машину предполагалось использовать в условиях крайне низких температур, когда кристаллы снега по прочности и сыпучести схожи с песком. Поэтому гусеницы расширили, а траки снабдили снегозацепами. К тому же, учитывая, что машина была полностью герметичной, она могла пройти и определенное расстояние по воде, на плаву.
Конечно, несмотря на то, что старые полярники считают «Харьковчанку» и ее последующие модификации идеалом, ее время прошло — сейчас этот шедевр советского арктического автопрома не используется. И, разумеется, у нее были свои недостатки: в салон все равно так или иначе просачивались выхлопные газы, что никак не добавляло передвижной обсерватории комфорта. Зато со своей основной задачей она справлялась отлично: даже при условии полностью заглохшего мотора и не работающих отопителей, температура внутри за день падала всего на 2-3 градуса.
Рабочие лошадки
Сейчас, когда в российской Арктике ведется активная разработка месторождений полезных ископаемых, ценятся рабочие лошадки поменьше и поманевренней. И хотя современные ледовые «крепости» на гусеничном ходу тоже находят свое применение, прежде наиболее широко используются колесные вездеходы люберецкого предприятия «Трэкол».
Эти машины, своим внешним видом напоминающие джип-переросток, способны работать при диапазоне температур от минус 45 до плюс 45 градусов, обеспечивая при этом максимальный комфорт пассажиров, что сочетается с отличной проходимостью в экстремальных условиях.
Вездеходы «Трэкол» используются во всех сферах деятельности в Заполярье. На них ездят в труднодоступные места как управленцы, так и оказывают экстренную помощь медики, пожарные и сотрудники МЧС, и даже президент Путин во время своего визита на землю Франца-Иосифа также использовал для передвижения этот вездеход. «Трэкол» действительно пройдет везде: проедет по льду, по глубокому снегу, по болоту и даже по воде, ведь он, помимо прочего, является амфибией.
Впрочем, конечно, для более серьезных и длительных экспедиций «Трэкол» не годится. Здесь на помощь придет новый продукт предприятия КАМАЗ, который так и называется — «Арктика». Это мощные грузовые вездеходы, работающие при температуре до минус 60 градусов.
Помимо кабины и кузова, в «Арктике» предусмотрен жилой модуль, в котором в случае непредвиденной ситуации экипаж сможет провести без особых проблем как минимум трое суток. Тут есть и койко-места, и душ, и туалет, и раковина, и некое подобие кухни, где можно разогреть пищу. Жилой модуль оборудован как обогревателем, так и кондиционером. Для связи с внешним миром можно использовать спутниковую связь, а не заскучать в пути поможет встроенный телевизор.
Как на войне
Все перечисленные выше модели, впрочем, предназначены для гражданского использования. Другое дело — арктическая военная группировка, для которой сейчас тоже ведется активная разработка специфической техники.
Так, например, ОАО «Муромтепловоз» испытывает боевую машину огневой поддержки и сопровождения «Торос», специально предназначенную для использования в условиях Заполярья. Она подходит как для транспортировки грузов и личного состава, так и для обеспечении огневой поддержки во время боевых операций. К тому же, «Торос» оснащен отвалом, который позволяет расчищать путь в снегу.
ОАО «Курганмашзавод» готовится запустить в производство арктический вездеход TM140A. Он также предназначен для нужд армии, однако задачи его более мирные — только транспортировка грузов и личного состава, артиллерийским орудием, в отличие от «Тороса», он не оснащен.
Зато ЗРК «Тор-М2ДТ», который специально для Арктики разрабатывает электромеханический завод «Купол» предназначен исключительно для военных целей — это модификация известной системы ПВО, способная работать и обеспечивать комфортные рабочие условия персоналу при температуре в минус 50 градусов.
По сравнению с этими крупными машинами легкие боевые багги «Чаборз М3» выглядят карликами, но зато их внешний вид напоминает не современную технику, а нечто из пятого эпизода «Звездных войн». В отличие от стандартной сборки этой машины, способной нести на себе трех пехотинцев и боевой пулемет, арктическая — предусматривает две лыжи впереди и два легких трака сзади, что позволяет ей быстро маневрировать на снегу.
* * *
Арктика — территория чрезвычайно богатая природными ресурсами: нефть, природный газ, другие полезные ископаемые. Конечно, добывать их в таких условиях сложно, и именно для упрощения решения этих задач создается современная арктическая техника. Что же касается военной техники, то она сейчас находится в этом регионе далеко не просто так — ведь если между Россией и США начнется обмен ракетными ударами, то ракеты полетят именно через ближний космос над арктическим регионом.