Эта техника помогает россиянам выжить в Русской Арктике

Арктика - территория стратегического значения для России. Для работы в условиях Крайнего Севера необходима специальная техника. «Лента.ру» рассказывает, какие машины колесили заснеженные равнины в прошлом и что готовы происходит сейчас

Первые

Ржавый остов этой странной машины еще пару лет назад стоял на холодном каменистом берегу арктического острова Рудольфа. Маленький и неказистый по нынешнем меркам автомобиль лежал брошенный, словно скелет какого-то древнего существа. И тем не менее в 30-х годах это было чудо советской техники — один из первых полугусеничных вездеходов НАТИ-В, специально приспособленных к климату Заполярья.

Эти машины появились на острове в 1936 году, когда здесь находилась экспедиция «Северный полюс — 1» знаменитого полярника Ивана Папанина. Собранные на основе прототипа НАТИ-3, которым пользовался другой известный исследователь Арктики Николай Урванцев, они были предназначены для таких суровых условий — насколько это было возможно на тот момент, учитывая развитие техники.

content image for: 73725

Полугусеничный — потому что если сзади у него находится гусеница, то впереди стоят два обычных колеса. Таким образом по своему виду НАТИ-В напоминал обычный грузовик того времени, и предназначение его было соответствующим: перевозить грузы. И то, что эти машины забросили на остров, действительно сильно помогло полярникам, ведь единственной альтернативой им были собачьи упряжки, на которых, конечно, много не перевезешь.

Интересно, что, помимо своих прямых обязанностей, НАТИ-В использовался даже в целях первомайской трибуны. Пока экспедиция ждала вылета самолетов, наступил день этого святого для любого советского человека праздника. Существует фотография, где Отто Шмидт выступает, стоя в кузове вездехода, а Папанин готовится произнести речь, сидя рядом. И наконец, одна из двух машин сослужила совсем уж необычную службу — она стала когтеточкой для белого медведя, и на ее кузове до сих пор можно видеть глубокие отметины.

Снежная крепость

В 2018 году остовы НАТИ-В все же перевезли на Большую землю — теперь это музейный экспонат. И хотя они сослужили хорошую службу полярникам, эпоха активного освоения Арктики Советским Союзом была еще впереди. Она началась 1950-х годах, и теперь полярникам уже требовались не просто вездеходы, а настоящие крепости на гусеничном ходу, внутри которых можно было жить и работать, не опасаясь за свою жизнь, когда за окном температура падает до минус 76 градусов.

content image for: 73725

Одной из первых передвижных полярных станций стал так называемый «Пингвин», который был разработан на основе плавающего танка ПТ-76 в 1957 году. Это был достаточно внушительных размеров агрегат, утепленный закрытый кузов которого позволял эффективно сберегать тепло. Но, несмотря на то, что запас хода у него был достаточно большой, оставалась главная проблема: «Пингвин» был достаточно тесным, и в условиях долгой полярной экспедиции ютиться в нем было достаточно неудобно.

И тогда в 1958 году появилась на свет «Харьковчанка» — знаменитый полярный «дом на колесах», созданный на основе артиллерийского тягача АТ-Т. Слово «дом» тут можно употребить со всей ответственностью. Несколько жилых отсеков, столовая, кухня, туалет, рабочие рубки — все это помещалось в «Харьковчанке».

content image for: 73725

Со всей ответственностью отнеслись и к ходовой части. Машину предполагалось использовать в условиях крайне низких температур, когда кристаллы снега по прочности и сыпучести схожи с песком. Поэтому гусеницы расширили, а траки снабдили снегозацепами. К тому же, учитывая, что машина была полностью герметичной, она могла пройти и определенное расстояние по воде, на плаву.

Конечно, несмотря на то, что старые полярники считают «Харьковчанку» и ее последующие модификации идеалом, ее время прошло — сейчас этот шедевр советского арктического автопрома не используется. И, разумеется, у нее были свои недостатки: в салон все равно так или иначе просачивались выхлопные газы, что никак не добавляло передвижной обсерватории комфорта. Зато со своей основной задачей она справлялась отлично: даже при условии полностью заглохшего мотора и не работающих отопителей, температура внутри за день падала всего на 2-3 градуса.

Рабочие лошадки

Сейчас, когда в российской Арктике ведется активная разработка месторождений полезных ископаемых, ценятся рабочие лошадки поменьше и поманевренней. И хотя современные ледовые «крепости» на гусеничном ходу тоже находят свое применение, прежде наиболее широко используются колесные вездеходы люберецкого предприятия «Трэкол».

content image for: 73725

Эти машины, своим внешним видом напоминающие джип-переросток, способны работать при диапазоне температур от минус 45 до плюс 45 градусов, обеспечивая при этом максимальный комфорт пассажиров, что сочетается с отличной проходимостью в экстремальных условиях.

Вездеходы «Трэкол» используются во всех сферах деятельности в Заполярье. На них ездят в труднодоступные места как управленцы, так и оказывают экстренную помощь медики, пожарные и сотрудники МЧС, и даже президент Путин во время своего визита на землю Франца-Иосифа также использовал для передвижения этот вездеход. «Трэкол» действительно пройдет везде: проедет по льду, по глубокому снегу, по болоту и даже по воде, ведь он, помимо прочего, является амфибией.

Впрочем, конечно, для более серьезных и длительных экспедиций «Трэкол» не годится. Здесь на помощь придет новый продукт предприятия КАМАЗ, который так и называется — «Арктика». Это мощные грузовые вездеходы, работающие при температуре до минус 60 градусов.

content image for: 73725

Помимо кабины и кузова, в «Арктике» предусмотрен жилой модуль, в котором в случае непредвиденной ситуации экипаж сможет провести без особых проблем как минимум трое суток. Тут есть и койко-места, и душ, и туалет, и раковина, и некое подобие кухни, где можно разогреть пищу. Жилой модуль оборудован как обогревателем, так и кондиционером. Для связи с внешним миром можно использовать спутниковую связь, а не заскучать в пути поможет встроенный телевизор.

Как на войне

Все перечисленные выше модели, впрочем, предназначены для гражданского использования. Другое дело — арктическая военная группировка, для которой сейчас тоже ведется активная разработка специфической техники.

Так, например, ОАО «Муромтепловоз» испытывает боевую машину огневой поддержки и сопровождения «Торос», специально предназначенную для использования в условиях Заполярья. Она подходит как для транспортировки грузов и личного состава, так и для обеспечении огневой поддержки во время боевых операций. К тому же, «Торос» оснащен отвалом, который позволяет расчищать путь в снегу.

ОАО «Курганмашзавод» готовится запустить в производство арктический вездеход TM140A. Он также предназначен для нужд армии, однако задачи его более мирные — только транспортировка грузов и личного состава, артиллерийским орудием, в отличие от «Тороса», он не оснащен.

content image for: 73725

Зато ЗРК «Тор-М2ДТ», который специально для Арктики разрабатывает электромеханический завод «Купол» предназначен исключительно для военных целей — это модификация известной системы ПВО, способная работать и обеспечивать комфортные рабочие условия персоналу при температуре в минус 50 градусов.

По сравнению с этими крупными машинами легкие боевые багги «Чаборз М3» выглядят карликами, но зато их внешний вид напоминает не современную технику, а нечто из пятого эпизода «Звездных войн». В отличие от стандартной сборки этой машины, способной нести на себе трех пехотинцев и боевой пулемет, арктическая — предусматривает две лыжи впереди и два легких трака сзади, что позволяет ей быстро маневрировать на снегу.

* * *

Арктика — территория чрезвычайно богатая природными ресурсами: нефть, природный газ, другие полезные ископаемые. Конечно, добывать их в таких условиях сложно, и именно для упрощения решения этих задач создается современная арктическая техника. Что же касается военной техники, то она сейчас находится в этом регионе далеко не просто так — ведь если между Россией и США начнется обмен ракетными ударами, то ракеты полетят именно через ближний космос над арктическим регионом.