Самые интересные трамваи Праги

Изучаем историю пражского общественного транспорта на наглядных примерах
Тимофей Исаев

Зарождение общественного транспорта Праги в его привычном виде было положено еще в XIX веке. 23 сентября 1875 года на улицы Королевского города выехал запряженный лошадьми трамвай, или попросту — «конка». Первый маршрут конки шел от строящегося Национального театра до района Карлин (протяженность менее 5 км). Но уже через несколько лет в 1883-1885 годах сеть конки охватила практически весь центр тогдашней Праги. Вагоны гораздо больше напоминали обычные повозки, не имели дверей и были открытыми. Хотя они и назывались «летними», их часто использовали и в холодные дни. Интересно, что в дальнейшим вагоны были подвергнуты модернизации и применялись в той или иной форме аж до 1925 года.

Самым важным событием для развития трамвайной сети стала электрификация. В 1891 году чешский инженер-электротехник Франтишек Кршижек спроектировал и возвел первую электрифицированную трамвайную линию, которая вела от павильона Земской юбилейной выставки до Королевского двора. «Электрическая дорога на Летне», как её тогда называли, стала уникальным явлением для своего времени, ведь трамваи на электротяге в те времена были редкостью: первый электрический трамвай Пироцкого появился в 1880 г. в Санкт-Петербурге, затем в 1881 году последовал аналогичный трамвай Сименса в Берлине, но этим все и ограничивалось. Поэтому появление пассажирской дороги в Праге стала событием международного масштаба. Уже к 1905 году была закончена электрификация всей сети, и Прага простилась с вагонами на конной тяге.

Параллельно шел процесс создания единого городского предприятия, обслуживающего маршруты, который завершился к 1907 году. Так возникло Электрическое предприятие королевского города Праги. К тому времени трамвайные вагоны стали уже напоминать современные: у них появился закрытый кузов, двери в пассажирский салон, сидячие места, расположенные по обе стороны от прохода. Впрочем, особенностей хватало. Например, сиденья для пассажиров располагались перпендикулярно ходу движения (как сейчас в метро), сами лавки были выполнены из дерева, салон отделялся дополнительными дверями, а вагоновожатый и вовсе управлял трамваем стоя.

Ну, и, разумеется, техническая составляющая у тогдашних трамваев была совсем иной. К примеру, трамвайный моторный вагон No 109, выпущенный в 1901 году, приводился в движение двумя 25-сильными моторами и развивал лишь ... 20 км/ч максимальной скорости! Тем не менее, интересно, что уже в начале ХХ века трамваи в Праге использовались не только для перевозок, но и для развлечений. Так называемый Салонный моторный вагон No 200 также известный как «Приматорский» вагон, по специальному распоряжению города использовался для экскурсий и специальных поездок. От обычных трамваев этот вагон отличался иным цветом, а также роскошной отделкой салона.

В период с начала 20-х годов и вплоть до начала Второй Мировой войны трамвайная сеть Праги существенно расширилась, окончательно превратившись в основной вид общественного транспорта. Любопытно, что параллельно с этим в чешской столице активно развивались и два других вида наземного транспорта — автобусы и троллейбусы. И если автобусы в Прагу вернулись после 16-летнего перерыва, вызванного крупной аварией, то троллейбусы стали новинкой. Регулярное сообщение на первой троллейбусной линии осуществлялось от Стрешовицкого депо через район Боржиславка до храма Св. Матвея. По большому счету, период между Первой и Второй Мировыми войнами можно считать временем стремительного роста общественного транспорта Праги.

А потом в 1939 году Гитлер оккупировал Чехословакию. На общественном транспорте Праги этот факт тоже сказался. Во-первых, в стране было введено правостороннее движение вместо левостороннеего. Из-за этого пришлось менять конфигурацию общественного транспорта. Всего в Праге был переоборудован 131 автобус, 23 троллейбуса и 14 односторонних трамваев. Во-вторых, немецкий язык в городе стал обязательным. И уже с сентября 1939 года действовало распоряжение об обязательном объявлении остановок на двух языках. Ну, а, в-третьих, в Праге начали действовать расовые законы. Поэтому евреям было запрещено пользоваться трамваями. Напоминающая об этом табличка на корпусе Моторного вагона No 2294 — печальный артефакт того времени. Любопытный нюанс: для защиты населения в те годы действовали специальные требования по светомаскировке, из-за которых стекла трамваев окрашивались в синий цвет.

Послевоенное время можно смело назвать временем возрождения общественного транспорта Праги. В 1946 году после национализации энергетической отрасли часть бывшего Электрического предприятия была преобразована в Транспортное предприятие города Праги (Dopravní podnik hl. m. Prahy), которое управляет общественным транспортом чешской столицы до сих пор. Одновременно с этим совершенствовалась и используемая техника. В 1951 году на сцену вышла модель трамвая T I, производившаяся предприятием Tatra Smíchov. Благодаря четырем 55-сильным моторам Tatra Т I была способна развить 55 км/ч максимальной скорости, а еще отличалась достаточно удобным салоном и кабиной с концептуально новыми органами управления. В 50-х для жителей Праги, где до сих пор иногда использовались вагоны, видавшие еще Первую Мировую войну, такой трамвай действительно стал самой настоящей технической революцией.

В 1955-1956 годах на пражских улицах появился вагон модели T II — дальнейшее развитие концепции, заданной моделью T I. Впрочем, этот трамвай особой популярности у пражан не снискал. Чего не скажешь о Tatra T3 — модели, которая появилась в 1960-1962 годах и с различными модификациями выпускавшейся аж до 1999 года. Легкий, с упрощенной конструкцией, более вместительный и надежный этот трамвай отличался еще и продвинутыми техническими решениями — например, пантографным токоприемником. В движение трамвай приводили 4 двигателя мощностью 60 л.с. каждый, благодаря чему Tatra T3 разгонялся до 60 км/ч.

Знакома Tatra T3 и жителям бывшего СССР — эти трамваи отправлялись на экспорт и стали частью пейзажа Москвы, Киева, Харькова, Волгограда, Одессы и других городов. А еще трамвай Tatra T3 успел засветиться в кинокомедии Леонида Гайдая «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». За свою историю длиной почти в полвека Tatra T3 пережила не одну модернизацию, но до сих пор эксплуатируется во многих городах, в том числе — и в самой Праге. Но нельзя забывать: модель это одна, но у неё много версий. Поэтому «знакомый с детства» салон попадется вам далеко не в каждом вагоне.

Разумеется, Прага жила и живет не только трамваями. Начиная с 50-х активный импульс получило развитие городских автобусов. Здесь стоит отметить такие автобусы как Škoda 706 RO (так называемые «ЭрОчки») и различные модели, выпускавшиеся на предприятии Karosa. А в 1974 году в истории пражского общественного транспорта и вовсе наступил переломный момент — 9 мая была открыта первая линия метро между станциями Соколовска (ныне — Качеров) и Флоренц. Кроме того, в этом же году в общественном транспорте Праге после 99 лет исчезли кондукторы и был введен беспересадочный тариф.

И все же трамвай для Праги — это больше, чем просто транспорт. Когда-то давно, сделав ставку именно на него, чешская столица получила быстрый и удобный транспорт, который до сих пор является настоящей визитной карточкой города. Сейчас на пражских городских маршрутах трудятся модернизированные Tatra T3, более поздние Tatra KT8D5 и Tatra T6A5, так и современные Škoda 14T и 15T. А еще по чешским улицам ходит исторический трамвай — тот самый Моторный вагон No 109, на котором туристы могут совершить обзорную экскурсию.


Ну, а если вам интереснее узнать побольше о истории пражского общественного транспорта, рекомендуем тематический музей, расположенный в депо Стршешовице. Музей открыт по выходным дням и чешским государственным праздникам с 9:00 до 17:00, а вход в него для взрослых стоит всего лишь 50 крон (примерно 150 рублей), что делает его весьма привлекательной и необычной достопримечательностью Праги.

35