Оказалось, что приобретение кроссовера рассматривают для себя 9 из 10 покупателей автомобилей! Главный аргумент для выбора машины такого типа — повышенная проходимость при поездках за город, возможность парковаться на бордюрах в городе, а также способность проехать зимой по нечищеным дворам. Ещё один заметный фактор — ликвидность. Причём респонденты неоднократно отмечали, что это скорее модный, чем реально необходимый тип автомобиля, но возможность быстро и с минимальной потерей цены (в сравнении с другими типами кузова) потом продать автомобиль заставляет их смотреть в сторону кроссоверов.
Примечательно, что в полях ответа «свой вариант» в анкете немало респондентов написало о том, как они не любят кроссоверы и вообще не хотят себе такой автомобиль. При том, что доля не рассматривающих для покупки кроссовер в опросе — всего 8%. Из этого можно сделать вывод, что в числе этих людей только самые принципиальные и воинствующие противники кроссоверов как формата, в то время как к поклонникам этого типа кузова примкнули все те, кому просто нужен автомобиль с определённым набором качеств, неважно кроссовер или что-то иное.
При выборе конкретной модели кроссовера большинство опрошенных в первую очередь смотрит на цену, а также остаточную стоимость при продаже. При этом расход топлива, стоимость техобслуживания, наличие маркетинговых акций покупателей волнуют мало — подобные выгоды едва ли способны склонить их в сторону другой модели вместо выбранной. Помимо цены, важны дизайн, надёжность, наличие полного привода, внушительные технические характеристики, практичность и простор.
А вот такая вещь, как имидж, в этом сегменте заботит незначительную часть покупателей. При этом кроссоверы китайских производителей готовы рассматривать только 25% опрошенных, из чего можно сделать вывод, что проблемы с продажами «китайцев» в России не только и не столько в имидже, вопреки распространённому мнению. А как вообще выглядит типичный дримкар в облике кроссовера для российского покупателя?
Соотношение поклонников бензина и дизеля — 70 на 30, и точно такая же пропорция предпочитающих полный и передний привод. А вот с наддувными двигателями голоса разделились пополам — сегодня моторов с турбиной опасаются всего 52% опрошенных, потому как турбонаддув всё прочнее обосновывается на массовом рынке. Если ещё недавно это была прерогатива спортивных и дизельных автомобилей, то сегодня наддувные двигатели можно встретить во всех сегментах, хотя кроссоверы одними из последних держат «атмосферную» оборону.
Тот факт, что покупатели смирились с надвигающейся гегемонией турбомоторов, подтверждается результатами вопроса о наиболее желанной модели среднеразмерного кроссовера. В тройке лидеров нашего опроса оказались Skoda Kodiaq и Volkswagen Tiguan (оба — только турбо), а замыкает её Toyota RAV4. Наименее привлекательными читатели считают «французов» Peugeot 3008 и Renault Koleos — причём, с большим отрывом от прочих.
В выборе типа коробки передач покупатели более консервативны: совсем не жалуют роботизированные трансмиссии (несмотря на то, что у «Тигуана» и «Кодиака» именно такие) — 4%; на механику приходится 20%, а подавляющее большинство предпочитает автоматическую трансмиссию с гидротрансформатором — автомат или вариатор (скорее первое, судя по комментариям к нашим тест-драйвам). При выборе комплектации кроссовера перед каждым покупателем, кто не готов раскошелиться на топ-версию, неизбежно встаёт выбор: богатое оснащение или полный привод с мощным мотором. Результаты нашего опроса убедительно говорят, что второе важнее — для 62% ответивших.
А что касается комплектации и опций, то наше мини-исследование показало: главное — обогревы всего и вся. А вот ассистенты водителя (кроме камеры и парктроника) и светодиодные фары востребованы мало. Интересно, что в поле «свой вариант» вопроса о комплектации многие ответили, что опции им вообще не важны, в том числе из соображений надёжности. Ещё читатели массово писали про какую-то мифическую блокировку дифференциала и даже понижайку, которые в кроссоверах не встречаются. Но это в очередной раз подчёркивает, для чего берут такие автомобили — многие хотят иметь хороший запас проходимости. Также внезапно довольно популярен оказался круиз-контроль.
В ИТОГЕ: самое важное для покупателей кроссоверов — материальный аспект, причём только в крупных цифрах — за сколько купил-продал. А вот на мелочи, вроде топлива и обслуживания, всегда найдётся. Больше половины респондентов рассматривают кроссовер до 1,5 млн рублей, 37% — от 1,5 до 2,5 млн, а на более дорогой сегмент остаётся 9% голосов опрошенных. Собирательный образ идеального кроссовера: проходимый, надёжный, практичный и динамичный. Рыночная статистика за 2019 год говорит, что максимально к этому набору приоритетов в среднеразмерном сегменте приближены Sportage и Tiguan (идут ноздря в ноздрю), а также RAV4, X-Trail и Outlander.
P.S. Всего в опросе участвовали 17000 человек, 95% аудитории из СНГ, а среди прочих 5% есть по одному человеку из Зимбабве, Замбии и Нигерии, но ни одного из Румынии или Исландии.