Бугатти (Кампогальяно, Италия)
Когда-то здесь строили самые крутые в мире суперкары. Да, именно на заводе в Кампогальяно производили легендарные Bugatti EB110 GT, разгонявшиеся до 100 км/ч за 3,4 секунды. Сейчас, глядя на это место, трудно себе представить, что тут делали настолько крутые машины. Разве что эмблемы Bugatti да выставочный зал с плакатами на стенах напоминают о былой славе завода.
Интерес к фабрике проявляли многие инвесторы — из Китая, Японии, Катара. Но пока что фабрика так и остается «призраком былой славы».
Паккард (Детройт, США)
Джеймс Уорд Паккард — один из тех, кому Детройт обязан прозвищем «город моторов». Фабрика Packard в городе была построена в 1903 году — практически одновременно с заводом Ford. А заброшена оказалась еще в 1955, задолго до «нефтяного кризиса».
Фабрика Паккарда производила в основном дорогие авто класса люкс. Благодаря качеству и надежности фирма была лидером в своем сегменте, но ставка на нуворишей компанию погубила. После второй мировой Packard попытался снизить планку, перейдя на производство машин среднего класса, но проиграл конкурентам.
Фордландия (Авейро, Бразилия)
У этого места была особая миссия — производство каучука для автомобильных шин. Чтобы не покупать сырье для своих автомобилей по завышенным ценам, Генри Форд решил заполучить в свои руки собственную каучуковую плантацию. Для этого бизнесмен купил 14 000 квадратных километров земли вдоль Тапажош, одного из притоков Амазонки.
Попытки создать самую большую в мире плантацию каучука потерпели полный крах. Пошло не так почти все: земля оказалась непригодна для выращивания гевеи (каучуконосного дерева), растения страдали от грибка, а рабочие — от необходимости соблюдать нормированный рабочий день без длительного дневного отдыха. Промучившись с плантацией 15 лет, руководство компании Ford закрыло каучуковые производства в Бразилии. Сегодня Фордландия — город-призрак и туристическая достопримечательность.
MG Rover (Лонгбридж, Великобритания)
При взгляде на эти цеха кажется, что тут случилась какая-то катастрофа, и все внезапно сбежали. Это было не землетрясение и не взрыв на атомной электростанции, а всего лишь банкротство. Завод остановился весной 2005 года, когда компания Phoenix Consortium, владевшая на тот момент брендом Rover, признала себя банкротом.
Сам завод в Лонгбридже прожил долгую жизнь. Первые машины на нем были сделаны еще в 1906 году — тогда фабрикой в Лонгбридже владела фирма Austin. В лучшие годы на заводе работали 25 000 человек, которые делали в том числе и легендарные Rover Mini. До 100-летнего юбилея завод не дотянул совсем чуть-чуть. Сейчас большая часть его цехов уже снесена.
Мексиканская фабрика Ford (Вилла де Рейес, Мексика)
У фирмы Ford в «багаже» множество неудавшихся проектов. О Фордландии, которую пришлось закрыть, мы уже писали. А фабрику в городе Вилла де Рейес в Мексике даже не открыли. Был построен только костяк здания, который белым Левиафаном торчит посреди пустыни.
Местные жители говорят, что завод пытались возвести на проклятом месте, и злые силы помешали строительству. Официальные представители компании озвучивали более адекватную причину: падение продаж компактных моделей Ford, которые планировали производить на местном заводе.
Highland Park (Хайленд Парк, США)
Поистине легендарная фабрика. Именно здесь 7 октября 1913 года заработал один из первых фордовских конвейеров, именно здесь массово выпускали Ford T — те самые, которые «любого цвета, если он черный». Нововведения, внедренные на заводе Highland Park, позволили снизить цены на знаменитую «Тэшку» вдвое к 1917 году, сделав этот автомобиль действительно доступным.
Однако уже в конце 1920-х годов фабрика в Хайленд Парке утратила свое значение в структуре корпорации Ford и была переоборудована под производство тракторов (с перерывом на выпуск танков во время Второй мировой). К 1993 году производство тут свернули. Сейчас здание служит хранилищем документов и запасником для музея Генри Форда. Иногда — локацией для съемки фильмов.
De Lorean (Данмерри, Северная Ирландия)
Бывают группы одной песни, а бывают марки одной модели. DeLorean как раз была такой маркой — она смогла выпустить только DMC-12, которая прославилась благодаря фильму «Назад в будущее».
Правда, слава к этому автомобилю пришла уже после того, как фирма обанкротилась, а фабрика в Данмерри закрылась. Низкая квалификация рабочих выливалась в плохое качество сборки, а высокая цена еще больше отпугивала потенциальных покупателей. Производство было остановлено в 1983 году, а в цехах и на складах остались около 2 000 машин. Они были распроданы спустя два года — но это уже совсем другая история...