12 октября
Volvo V40 Cross Country 2.0 D2 AT
Все хорошее можно прочитать в брошюрках производителя и дилеров. Проблемы: - низкое качество комплектующих, в частности пружин передних колес!!; -...
2.8
13 октября
Lada (ВАЗ) Largus Cross 1.6 MT
Коробка передач- полный отстой. Машина исключительно шоссейная- не "кросс". С такими передаточными числами- только асфальт, и никакого проселка. Оп...
4.3
Все отзывы
19 июня 2019 07:00, Истории

Московский транспорт: от извозчиков до монорельса

Москва является мегаполисом, где в разные эпохи имелись практически все известные виды городского транспорта, включая самые экзотические

Первым общественным транспортом Москвы были извозчики. Они делились на ломовых, занимавшихся перевозкой грузов, и легковых, перевозивших пассажиров. «У обочин стояли извозчики — странные экипажи с очень высокими колесами и узеньким сиденьем, на котором еле помещались два человека. Московские извозчики были похожи на птеродактилей с потрескавшимися кожаными крыльями — существа допотопные и к тому же пьяные», — писали в свое время И. Ильф и Е. Петров. Больше века московские извозчики были монополистами в сфере пассажироперевозок, летом возя пассажиров на бричках и модных «гитарах», а зимой на санях. Но к 1915 году население Москвы выросло до двух миллионов человек, и стало ясно, что извозчики не решат транспортную проблему.

Трамвай и метро

Еще в 1875 году в Москве было создано конно-железнодорожное общество и были проложены первые линии «конки» — предшественника трамвая, просуществовавшие до 1912 года. Сам трамвай появился в Москве в 1899 году, первые автобусы — в 1907 году и в том же году была введена в строй Московская окружная железная дорога протяженностью 55 километров — предок современного Московского центрального кольца. Однако во многих европейских столицах уже вовсю функционировал метрополитен, в то время как в Москве о нем лишь говорили. Развитие трамвайных маршрутов тоже оставляло желать лучшего, а автобусы вообще до середины двадцатых годов были экзотикой.

А вдоль всего тротуара от Мясницкой до Большой Лубянки - сплошная вереница легковых извозчиков, толкущихся возле лошадей

После того как Москва опять стала столицей, городские власти взялись за осуществление обширной программы развития городского транспорта. Это было вызвано не только крайней необходимостью, но и диктовалось политическими мотивами — столица первого в мире рабоче-крестьянского государства должна была иметь образцовый транспорт.

Решением транспортной проблемы должен был стать метрополитен, о чем много говорилось ещё в дореволюционные годы. В 1931 году была образована отвечающая за строительство подземки организация «Мосметрострой» и уже через четыре года, 15 мая 1935 года, рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Латышев стал первым пассажиром московского метро. В настоящее время московский метрополитен является основой транспортной системы столицы, перевозя в день около 6,7 млн пассажиров.

Английский Leyland стал первым столичным автобусом, начавшим перевозить пассажиров до Останкино - московского пригорода в 1907 году

В тридцатые годы значительные силы были брошены на развитие московского трамвая, который стал едва ли не самым популярным видом городского транспорта. Например, в 1934 году московские трамваи ежедневно перевозили более 2,6 миллиона пассажиров. Этот старейший вид московского транспорта не потерял своей актуальности и в наши дни. Связано это главным образом с его экологичностью, в то время как транспорт с двигателями внутреннего сгорания в ближайшее десятилетие может навсегда уйти с московских улиц.

Маршрутки и такси

В тридцатые годы появились на улицах Москвы и первые маршрутные такси, причем в качестве таксомоторов использовался правительственный лимузин ЗиС-101. Несмотря на свою специфику и более высокую стоимость проезда, маршрутные такси получили в СССР широкое распространение, и даже выпускались специальные микроавтобусы — РАФ- 977 и РАФ-2203, которые долгие годы были основным типом советских маршруток. А в постсоветское время их преемником стали нижегородская «Газель» и многие микроавтобусы зарубежного производства.

12-местное маршрутное такси РАФ-2203 - самая известная и массовая маршрутка Советского Союза, базировавшаяся на агрегатной базе

А вот такси развивалось не так интенсивно, как в европейских и американских городах. Первое такси появилось в Москве в 1907 году, перед войной в столице эксплуатировалось более 3500 таксомоторов, к 1975 году их число достигло 16 000 штук, в то время как, например, в Нью-Йорке число знаменитых желтых кэбов переваливало за 100 000. Такого показателя Москва достигла только в наши дни, когда такси стало не государственным, а частным.

Автобусы и троллейбусы

Первые автобусы появились в Москве в 1907 году и первоначально использовались для перевозки пассажиров из центра в пригороды. Но затем автобус занял важное место в системе московского транспорта пережив бурный рост количества и протяженности маршрутов в пятидесятые-семидесятые годы и перевозя к концу восьмидесятых годов более 3,3 млн пассажиров ежедневно (второе место после метро). В настоящее время из-за ужесточения экологических нормативов будущее автобуса в его привычном виде находится под вопросом. Вне всякого сомнения, в ближайшее время в Москве будет увеличено количество электробусов, а машины с двигателями внутреннего сгорания будут постепенно выводиться из эксплуатации. Москва будет следовать общемировому тренду, который предусматривает в обозримой перспективе сделать весь общественный транспорт экологически чистым.

ЛиАЗ-677 - самый массовый отечественный автобус

Хотя шаги в этом направлении предпринимались и ранее. Начиная с 1933 года в Москве стали эксплуатировать троллейбусы. Этот вид городского транспорта стал очень популярным благодаря дешевой электроэнергии и конструктивной простоте троллейбусов по сравнению, например, с автобусами. А постоянное ужесточение экологических нормативов делает троллейбусы таким же перспективным видом транспорта, как и в тридцатые годы прошлого века. Правда, их минусом продолжает оставаться привязка к контактной сети, что позволяет их эксплуатировать на ограниченном количестве маршрутов.

Экзотика

Москва ещё в дореволюционные времена стала крупным железнодорожным узлом, поэтому неудивительно, что транспортная система города в немалой степени «завязана» на железную дорогу. Это и электрички, и аэроэкспрессы, доставляющие пассажиров в московские аэропорты и, конечно же, Московское центральное кольцо (МЦК). Последнее было введено в эксплуатацию в 2016 году и стало достаточно популярным — за год услугами МЦК пользуется более 122 млн пассажиров.

Голубой вагон бежит, качается. Поезда московского метро - это тема для бесконечных воспоминаний и рассказов. Зимой в них шел снег, особенно на открытой Филевской линии, а летом самые читающие в мире пассажиры обмахивались газетами и журналами. Но таких мягких сидений не было нигде в мире.

А вот появившаяся в 2004 году Московская монорельсовая дорога, к сожалению, не оправдала ожиданий. За год её услугами пользуются около 3 млн пассажиров, то есть в два раза меньше, чем перевозит московское метро в день. Даже для такого небедного города, как Москва, содержать монорельсовую дорогу при таком невысоком пассажиропотоке достаточно обременительно. Вот почему в ближайшее время её планируется интегрировать в трамвайную сеть, также рассматриваются и другие варианты её использования. Но в любом случае, Москва может гордиться тем, что стала одним из немногих городов в мире, где была построена монорельсовая дорога.

В последние годы у Москвы заметно повысилась туристическая привлекательность, что привело к рождению ряда интересных и необычных проектов, в частности — к созданию Московской канатной дороги. Назвать полноценным видом транспорта 720-метровую «канатку» сложно — она строилась и эксплуатируется в основном как обзорная, связавшая смотровую площадку на Воробьевых горах и Лужники. Тем не менее, с момента своего открытия 28 ноября 2018 года «канатка» перевезла больше трехсот тысяч пассажиров. По московским меркам, это немного, транспортную проблему города она кардинально не решает, но сам факт её наличия добавляет Москве привлекательности в глазах туристов.

Московская канатная дорога была открыта в конце прошлого года и стала ещё одним уникальным видом городского транспорта, похвастаться которым могут не все столицы.

Не решают транспортных проблем столицы и московские речные трамвайчики, хотя в весенне-осенний период они весьма популярны и являются одним из старейших видов московского транспорта (первые прогулочные речные трамвайчики начали эксплуатироваться на Москва-реке в 1923 году). Стоимость проезда на них гораздо выше, чем на других видах транспорта, однако и ощущения они дарят совсем иные, нежели автобус или метро.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
9
дмитрий храпов
статья для тех кто школу прошел, мимо!)
СсылкаПожаловаться
Алексей Ветров
МЦК удобная вещь.Поезда хорошие,с нормальными туалетами и розетками.Если интервалы сократят то будет ещё круче а то бывает что 8 минут интервал.Монорельс изначально строился как экспериментальный и проект имеет массу косяков.Маршрут в принципе не самый ходовой+ужасные поезда.Летом когда солнце жарит ощущение что ты в консервной банке как килька,только заливки не хватает))).
СсылкаПожаловаться
ABC
Ходит и ходит монорельс, если интервал сократят с 30 минут до 5-10 и окна придумают как открыть или кондей туда, то вполне себе транспорт, проблема что едет он не по прямой, поэтому скорость у него дай бог 30км/ч на прямых и 10-15 на по поворотах.
И все равно в час пик в любом транспорте ад адовый, Москве не нужно столько транспорта, просто нужно людей не пускать в нее, единственный вариант и перестать строить дома в таком кол-ве, скоро просто задохнемся
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru