Вертолеты-чемпионы: 5 классических рекордов и один не очень

Одни пилоты борются в «стандартных дисциплинах», а другие выбирают свой путь. И создают весьма необычные приспособления

Потолок высоты

Французский пилот Жан Буле в 1972 году установил сразу два рекорда: он поднял свой вертолет Aerospatiale SA.315B Lama на максимальную высоту и совершил самый продолжительный спуск в режиме авторотации. И если первый рекорд был четко спланирован, то второй получился «спонтанным».

Контент недоступен

Француз рассчитывал преодолеть практический потолок высоты (максимальная высота, которую может набрать вертолет во время движения) Aerospatiale SA.315B Lama — в 5400 м. И он не просто сумел поднять машину на высоту сверх заявленной производителем нормы, он достиг фантастической цифры — 12 442 м. До сих пор побить его рекорд не смог ни один пилот.

Но сажать вертолет Буле пришлось уже в режиме авторотации (со свободно вращающимся винтом) — двигатели машины отказали, не выдержав таких перегрузок. Самое удивительное — и пилот, и транспортное средство вернулись целыми и невредимыми.

Предел скорости

В книге рекордов Гиннесса значатся сразу два зафиксированных рекорда скорости: первый подтвержден Международной авиационной федерацией, а второй — нет.

Так, официальный рекорд скорости вертолета составляет 400,87 км/ч. Установили его Джон Тревор Эггинтон (John Trevor Eggington) и Дерек Дж. Кльюс (Derek J Clews) 11 августа 1986 года в Англии на вертолете Westland Lynx.

Почти 30 лет спустя, в июне 2013 года, пилоту Эрве Жаммэраку удалось разогнать винтокрылую машину до невероятных 472 км/ч. Пока установленный на Eurocopter X3 рекорд остается неподтвержденным Международной федерацией.

Дальше некуда

Рекорд был установлен совсем недавно, 7 декабря 2018 года, на военном аэродроме Лос-Аламитос (Калифорния, США). Дальность полета электрического вертолета — 56,82 км. Прототип разработала компания Tier 1 Engineering, а управление взял на себя пилот Ric Webb.

Кстати, этот электрический вертолет был создан не для гражданских перевозок. Конечная цель — получить федеральное одобрение таких судов для транспортировки жертв несчастных случаев и доставки органов для трансплантации в больницы.

Меньше не бывает

Японский GEN H-4, разработанный компанией «Gen Corporation», получил сертификат Книги рекордов Гиннесса как самый компактный персональный вертолет. 70-килограммовое транспортное средство оборудовано всего одним местом, четырьмя автономными бензиновыми двигателями и двумя четырехметровыми винтами. «Малыш» способен поднять в воздух вес в три раза больше собственного — 210 кг. Управлять мини-вертолетом не так уж и сложно — для выполнения поворота достаточно повернуть рукоять. H-4 разгоняется до 88 км/ч. Топлива в баке хватает максимум на час полета. Есть условие и для пилота — его вес не должен превышать 86 кг.

Русские в небе

В небо над подмосковной Истрой 6 июня 2015 года взмыли 25 вертолетов «Робинсон». Экипаж каждой машины состоял из 2 человек, а во главе всей команды стояли Евгений и Александр Кабановы. Благодаря слаженной работе пилотам удалось построить огромный ромб чуть больше, чем за минуту.

К слову, побить рекорд, установленный до этого итальянцами, не могли на протяжении 10 лет. Тогда, в 2005 году, 16 вертолетов Breda Nardini NH-500-E выстроились в форме цифры «72» и ровным строем пролетели над авиабазой Frosinone.

А слабо повторить?

Существуют десятки «креативных» способов открыть стеклянную бутылку пива: начиная от самого простого — об стол, до самого экстремального — зубами. Но Zhao Yang из Китая пошел своим путем. Он приделал открывашку к вертолету. За три минуты ему удалось таким способом избавиться от крышек на 6 бутылках. Рекорд был зафиксирован в 2015 году.

Казалось бы, это первый и единственный такой испытатель. Но нет. Оказывается, Zhao Yang побил уже существующий рекорд. Он принадлежал Jan Veen — в 2008 году в Германии Jan при помощи своего вертолета открыл 4 бутылки.

Валентина Бондарь