Российский союз автостраховщиков (РСА) почистил базу данных ОСАГО по требованию Госавтоинспекции. Ранее ведомство утверждало, что система содержит миллионы некорректных записей, из-за чего невозможно нормально проверять ОСАГО с помощью камер. В РСА говорят, что таких записей в действительности единицы, но теперь их нет. ГИБДД должна будет протестировать обновленную базу данных страховщиков: в случае успешного тестирования новый вид фиксации нарушений наконец запустят, хотя обсуждается это уже третий год подряд. Ускорить работы не получилось даже после поручения правительства, сроки исполнения которого давно истекли.
РСА направил в ГИБДД разъяснения по поводу сведений, содержащихся в базе данных АИС ОСАГО, рассказал газете «Коммерсант» директор Союза по информационным технологиям Алексей Самошин. «Мы провели проверку. Ошибки в базе данных были найдены, но их число некритично, их исправили», — пояснил он.
Возможность проверки «автогражданки» с помощью камер обсуждается с 2015 года, эксперимент планируется запустить в Москве. При этом даты запуска назывались минимум четыре раза. В конце 2018 года тема обсуждалась на заседании правительственной комиссии по безопасности движения, вице-премьер Максим Акимов дал МВД и РСА поручение разобраться с проблемой. Использование камер для контроля ОСАГО сопряжено с рядом проблем.
Была придумана многоступенчатая схема: РСА передает ГИБДД список действующих на конкретную дату полисов, ГИБДД привязывает их к номерам машин и передает получившийся реестр в столичный ЦОДД (обрабатывает постановления перед превращением их в «письма счастья»). Если выявляется машина, которая не пробивается по реестру, то проводится повторная проверка.
Первая выгрузка данных из системы РСА произошла еще в конце 2018 года, она выявила множество ошибок, рассказывали источники в ГИБДД: нехватка символов в VIN-номерах, дубли полисов, отсутствие данных о номерах. Примерно 6 млн записей из 38 млн в АИС РСА Госавтоинспекция оценила как некорректные. Президент РСА Игорь Юргенс обещал исправить все ошибки к 1 марта.
Алексей Самошин назвал заявления о нескольких миллионах ошибок некорректными. «Два полиса на одну и ту же машину — совершенно нормальная ситуация, — пояснил он “Ъ”. — К примеру, один человек продал другому машину, при этом старый полис продолжает действовать, а новый владелец оформил новую страховку». Также, по словам Самошина, «законной» является ситуация, когда в страховом полисе нет данных о госномере.
«Гражданин, к примеру, купил новую машину в салоне без номера, оформил ОСАГО и в течение десяти дней зарегистрировал автомобиль в ГИБДД, — пояснил он. — Хоть по закону обязанность информировать страховщика об этом и лежит на автовладельце, но не предусмотрено никакого наказания за неисполнение этой нормы. Однако мы призываем клиентов в таких случаях вписывать номер в полис. Есть и другие идентификаторы кроме регистрационного знака, с которыми может работать ГИБДД, например VIN».
По словам Самошина, РСА продолжит предоставлять Госавтоинспекции перечень всех действующих полисов. Более того, у РСА уже есть специальный сервис, через который ГИБДД может перепроверить актуальность информации.
В ГИБДД в курсе, что РСА «почистил» базу, говорит источник «Ъ», знакомый с ситуацией. «Сказать о качестве можно только после очередной проверки нового массива», — говорит собеседник «Ъ». Другой источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что на данный момент ни ЦОДД ни ГИБДД «не перешли к активным действиям» по внедрению сервисов. Напомним, согласно поручению вице-премьера Максима Акимова, объединение баз данных РСА и МВД для проверки ОСАГО должно было произойти еще до 1 февраля, но поручение это выполнено не было.