24 мая
Subaru Forester 2.0 MT
Купил машину б/у,5-летнюю. Хотел большую и вместительную. Места для пяти человек более чем! Плюс большой багажник! Проходимость зимой и осенью, как...
4.3
25 мая
Toyota Funcargo 1.5 AT 4WD
За рулём больше 40 лет. Лучше автомобиля просто -НЕТ! Жалко что больше не выпускают такую модель. поменяла бы на свежего года.
4.5
Все отзывы
22 апреля 2019 07:02, Транспорт

Воздушные гиганты: самые большие самолеты мира

Если первые самолеты с трудом могли поднимать в воздух человека, то современные способны перевезти с континента на континент груз массой более сотни тонн

«Мрия»

Самым тяжелым самолетом с самой большой грузоподъемностью до сих пор остается советский воздушный исполин Ан-225 «Мрия», совершивший свой первый полет в декабре 1988 года. Самолет создавался как «спецтранспорт» для космического челнока «Буран» и мог также перевозить части ракетного комплекса «Энергия». Для этого он был оборудован точками крепления груза на фюзеляже и мог перевозить на «спине» длинномеры массой 200 тонн. А внутри огромного грузового отсека длиной 43 метра и шириной 6,4 метра мог помещаться груз массой 250 тонн. Помимо этого, Ан-225 на второй палубе имел пассажирский салон, где могли разместиться 88 человек. Одного топлива самолет брал 300 тонн, а его полная масса достигала 640 тонн. Советский воздушный тяжеловоз мог преодолевать расстояние в 15 400 километров, развивать максимальную скорость в 850 км/ч и подниматься на высоту 12 километров.

Ан-225 был разработан на базе транспортного самолета Ан-124 «Руслан», от которого отличался удлиненным до 88,4 метра крылом, шестидвигательной силовой установкой, двухкилевым задним оперением, усиленным шасси и отсутствием заднего загрузочного люка — все грузы в самолет загружаются через откидываемую носовую часть. Когда в 1989 году Ан-225 с «Бураном» на «спине» прилетел на Парижский авиасалон, то эта парочка произвела настоящий фурор. И мало кто мог тогда предположить, что страна, выпускающая такие уникальные летательные аппараты, перестанет существовать всего через два года.

После 1991 года Ан-225 сменил союзную регистрацию на украинскую, и в 1994 году воздушного гиганта едва не списали, так как надобности в нем больше не было. Самолет некоторое время стоял без двигателей, но в конце девяностых годов его решили ввести в строй и использовать для грузоперевозок. В конце восьмидесятых годов планировалось выпустить два Ан-225, но был изготовлен только один самолет, а сборка второго так и не была завершена.

Несколько лет назад интерес к недостроенной «Мрии» проявили китайцы, но не сложилось. Также не получил развития проект использования Ан-225 в качестве платформы для запуска космических ракет и многоразовых космических челноков. Самолету отводилась роль первой ступени, поднимающей аппараты на высоту 12-15 километров, после чего они самостоятельно должны были выходить на орбиту. В настоящее время Ан-225 используется исключительно в роли транспортника, перевозя такие грузы, которые невозможно доставить другими самолетами.

Stratolaunch Model 351

Очень серьезного конкурента Ан-225 в борьбе за титул самого большого и грузоподъемного самолета в мире выпустила американская фирма Scaled Composites. Двухфюзеляжный шестидвигательный самолет Stratolaunch Model 351 так же, как и его советский коллега, появился на свет благодаря космической программе. Американский самолет должен поднимать в воздух многоразовые космические корабли или одноразовые ракеты и с высоты 12 км производить их запуск. По мнению разработчиков, использование самолета позволяет экономить топливо ракет и кораблей, а сам Stratolaunch Model 351 играет роль первой ступени. Несмотря на внушительные размеры и самое большое в мире крыло длиной 117,3 метра, американский самолет по многим показателям уступает Ан-225. Его максимальная масса составляет 590 тонн, а масса перевозимого груза — 230 тонн. Если «Мрия» является межконтинентальным самолетом, то дальность полета Stratolaunch Model 351 составляет всего 3700 километров.

К тому же, американский самолет не обладает такой универсальностью как Ан-225 и предназначен для выполнения узкоспециализированных задач. «Мрия» может перевозить грузы как внутри фюзеляжа, так и на нём, а американский оппонент способен перевозить груз только подвешенным между фюзеляжами. Так что в качестве обычного транспортного самолета его использовать нельзя, и он так и останется пусковой платформой космических аппаратов. К плюсам Stratolaunch Model 351 можно отнести его небольшую цену, достигнутую благодаря использованию узлов и агрегатов от Bоeing-747. Первый полет Stratolaunch Model 351 запланирован на этот год, а коммерческая эксплуатация должна начаться в 2020 году.

Airbus A380

Европейский авиастроительный концерн Airbus в настоящее время выпускает самый большой пассажирский лайнер в мире — Airbus A380. Максимальная взлетная масса самолета составляет 560 тонн, длина — 72,7 метра, размах крыла — 79,7 м, пассажировместимость — 853 человека, дальность полета — 15 400 км, максимальная скорость — 1022 км/ч. Разработчики спроектировали крыло таким образом, чтобы оно без изменений устанавливалось на перспективные модификации лайнера, масса которого может достигать 650 тонн, а пассажировместимость — 960 человек. Планировалось также выпускать грузовую модификацию Airbus A380-800F способную перевозить груз массой до 150 тонн на расстояние 10 400 километров. Однако европейские авиастроители пока отложили производство грузовой модификации, сделав ставку на пассажирскую версию, которая поставляется клиентам с 2007 года. И которая в настоящее время практически перестала пользоваться спросом у авиакомпаний. Несмотря на впечатляющие летно-технические характеристики, четырехдвигательные двухпалубные пассажирские самолеты проигрывают конкурентную борьбу двухдвигательным самолетам.

В начале этого года было объявлено, что если в ближайшее время не последует новых заказов, то выпуск Airbus A380 будет прекращен в 2021 году. Каждый выпущенный самолет Airbus продает себе в убыток, и даже не специалисту ясно, что европейский авиастроительный концерн никогда не окупит затраченные на программу Airbus A380 18 миллиардов евро.

Boeing-747

Падает спрос и на Boeing-747. Правда, в отличие от европейского лайнера, у американского есть палочка-выручалочка в виде транспортной модификации. Именно на неё сейчас приходятся основные продажи, в то время как пассажирская версия близка к тому, чтобы уйти на пенсию. Boeing-747 десятилетиями оставался монополистом в нише широкофюзеляжных двухпалубных самолетов и давно окупил все затраченные на него средства. Так что на пенсию самолет уйдет победителем.

Последняя модификация легендарного «джамбо-джета» — Boeing 747 8 получила новое крыло, удлиненный фюзеляж, авионику и множество обновлений, что, впрочем, не сказалось на росте продаж. Финальная версия Boeing-747 вымахала в длину до 76,3 метра, размах крыла составляет 68,5 метра, максимальная взлетная масса — 442 тонны, пассажировместимость — 581 человек. Самолет может преодолеть 14 800 километров, взлетать и летать с одним не работающим двигателем и способен разгоняться до 988 км/ч. Долгие годы Boeing-747 оставался самым тяжелым и большим самолетом в мире, установившим множество рекордов. Самолет использовался в качестве перевозчика космического корабля Space Shuttle, служит воздушным командным пунктом (так называемым самолетом «Судного дня»), обслуживает американского президента и даже использовался как самолет-перехватчик баллистических ракет, с лазерной «пушкой» в носу. Boeing-747 оказался выдающимся пассажирским самолетом и также хорошо себя проявил как транспортник. А самое главное, в отличие от Airbus A380, он вовремя появился на свет. Вот почему он остается в строю уже полвека и будет летать ещё долгие годы.

«Руслан»

До появления Ан-225 «Мрия» самым большим транспортным самолетом мира был её родной брат Ан-124 «Руслан», на базе которого она и была построена. Разработка машины началась в начале семидесятых годов Конструкторским бюро им. Антонова, главным образом по требованию Министерства обороны СССР, которому был нужен транспортный самолет грузоподъемностью до 120 тонн. Впоследствии интерес к Ан-124 проявило и Министерство гражданской авиации СССР, планировавшее использовать самолет в народном хозяйстве.

На разработку Ан-124 и постройку нового цеха на Киевском авиазаводе ушло почти десять лет, и только в декабре 1982 года «Руслан» совершил свой первый полет. Самолет отличался рядом инноваций: например, двухстоечным передним шасси, способным «приседать» для облегчения процесса загрузки грузов через откидывающуюся носовую часть. Помимо основного грузового отсека, вмещающего 880 солдат или 120 тонн груза, ещё 20 человек могли разместиться в пассажирском отсеке на второй палубе. Самолет развивает максимальную скорость в 865 км/ч, поднимается на высоту 12 километров и с грузом массой 120 тонн способен пролететь 4800 километров. Выпуск Ан-124 «Руслан» был налажен в Киеве и Ульяновске, причем Ульяновский авиазавод выпустил больше самолетов.

Сложные времена для Ан-124 наступили после распада СССР, когда надобность в тяжелых транспортных самолетах отпала как в России, так и на Украине. По несколько недостроенных самолетов остались в Киеве и Ульяновске, госструктурам они были не нужны, а сторонних заказчиков не было. Несмотря на то, что в середине нулевых годов было подписано несколько российско-украинских соглашений о возобновлении выпуска и модернизации Ан-124, дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Всего было выпущено 56 самолетов, которые большей частью эксплуатируются в России и на Украине, также небольшое количество машин было продано в дальнее зарубежье. Несмотря на уникальные летно-технические характеристики, говорить о возобновлении производства Ан-124 не приходится. Украине он попросту не нужен, а в России собираются разрабатывать собственный военно-транспортный самолет после 2025 года.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
17
Владимир
А что в Convair NB-36H такого впечатляющего?
СсылкаПожаловаться
Евгений
Хде… Хьюзовский H-4 Hercules…?! Он ведь на третей строчке в истории, как ни крутите, хоть и летал лишь раз
СсылкаПожаловаться
Чифонов Андрей
и не одного Российского! Хотя, что удивляться если ИЛ уже китайским стал. День авиации и космонавтики при СССР был праздником и гордостью, а при России стал днем позора перед предками. Хотя судя по некоторым лицам, часто появляющимся на тв экране, многим совсем не стыдно и даже наоборот, они горды за себя, свои яхты, дворцы, личные самолеты...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru