Грамотное планирование поездки в горы — тонкая наука. Без этого отпуск на лыжах-досках довольно часто оказывается смазанным, так как слишком много факторов способны подпортить катание — от капризов погоды до толп туристов и драконовских цен. Делимся собственным опытом и рассказываем, как рационально спланировать горнолыжный отпуск и как получить от него максимум удовольствия. Делаем это в конце сезона, так как, во-первых, в катании на излёте сезона есть своя прелесть (тепло, недорого), а во-вторых, зачастую раннее бронирование — единственный доступный вариант съездить в горы.
Когда бронировать и когда кататься
Если вы собираетесь провести на горнолыжном курорте новогодние праздники и не готовы отдать за отпуск эквивалент стоимости новой «Лады», то занимайтесь бронированием уже сейчас. Главная статья расходов в высокий сезон (особенно в праздники) — это жильё. Комфортное размещение в январе стоит совершенно неподъёмных денег, если озаботиться этим вопросом где-нибудь в сентябре. Но весной обычно можно найти на новый год апартаменты или отель недалеко от подъёмника даже на раскрученных курортах за разумные суммы.
Крупные туроператоры (особенно специализирующиеся на горнолыжке) также имеют практику запускать раннее бронирование туров, которое намного выгоднее покупки в последний момент. Если же вы не готовы планировать настолько заранее или платить много денег ближе к дате, то есть два варианта сэкономить. Первый — покупать горячие туры, которые почти всегда представляют собой выгодное предложение формата трансфер+проживание, а иногда включены ещё и двухразовое питание (та же Андорра) и ски-пасс. Главное быть уверенным, что погода не подведёт.
Второй — ехать на не очень раскрученные курорты, где катаются в основном местные. Отдыхать там будет скучнее, но если отпуск короткий или в компании много неуверенно катающихся, то не слишком разветвлённые трассы и небольшой трафик на них будут лишь в плюс.
Куда ехать
На большинстве альпийских курортов гарантированный сезон длится с конца декабря по середину марта. Но чаще всего он начинается раньше, а заканчивается позже — это зависит от погоды, конкретного места и масштабов искусственного оснежения. Если захватывать пограничные даты, то следует ехать «под прогноз» — например, велика вероятность попасть на «лысые» склоны в Андорре перед Новым годом или нарваться в феврале на дожди в Красной Поляне. Но если специальные сайты с погодой в горах говорят, что в ближайшую неделю условия благоприятные, то почему бы не взять недорогой тур.
Выбор страны и зоны катания зависит от бюджета: Альпы это средний и высокий ценовой сегмент, Пиринеи, Восточная Европа и Россия — средний и низкий, а всё, что больше 7 часов лёта, — в любом случае очень дорого. Качество обычно напрямую зависит от цены: это касается разнообразия и подготовки трасс, инфраструктуры, сервиса и развлечений. Поэтому глупо платить за пафосный швейцарский Вербье, если неприхотливая в быту компания ищет фрирайда по нетронутым склонам — подойдёт и грузинский Гудаури. Впрочем, опытные лыжники и бордисты с «особыми пристрастиями» и так сами всё знают — где лучшие сноупарки, где целина, а где чёрные спуски уровня кубка мира.
Но даже если вы всего лишь любитель — не поленитесь изучать карту склонов в выбранном регионе. Ведь чем больше трасс, тем веселее кататься! На многих крупных курортах несколько зон объединены в одну с общим ски-пассом, и вы сможете путешествовать из одной страны в другую прямо на лыжах. Так устроена, например, шикарная зона курортов Церматт и Червиния — по одну сторону хребта Швейцария, а по другую уже Италия. Французские Три Долины или итальянская Sellaronda — тоже примеры сотен километров трасс, которые становятся доступны, стоит лишь взойти на подъёмник любой из деревушек в окрестных долинах.
Кратко по направлениям:
- Россия: Красная Поляна (не очень бюджетно), Домбай, Эльбрус и Чегет, Кировск, Шерегеш (фрирайд) и другие.
- Эконом: Армения, Грузия, Финляндия, Польша, Болгария, Карпаты.
- Европейская классика (в порядке возрастания стоимости): Андорра, Австрия, Италия, Франция, Швейцария.
- Дорого и необычно: США (Колорадо) и Канада (Британская Колумбия), Австралия и Новая Зеландия, Япония (фрирайд), Чили и Аргентина (фрирайд).
На чём ехать
Основных вариантов два: самолёт и автомобиль. В Европу ехать далеко, да ещё на шипованных шинах не пускают (кроме Скандинавии) и топливо дорогое. Поэтому базовый вариант — самолёт. Но если ехать надолго, с кучей оборудования, да ещё и компанией, то автомобиль может оказаться более удобным и выгодным. Главное, чтобы багажник был достаточно большим для всех чехлов и чемоданов, а машина — комфортной. Автомобиль позволяет разделить затраты на дорогу на всех пассажиров, а также даёт свободу передвижения на месте. Например, можно забронировать жильё в 10 минутах езды, а не в 5 пешком от подъёмника — и сэкономить на этом в два раза.
Наличие автомобиля также позволяет не привязываться к одной зоне. Мне приходилось попадать в ситуацию, когда погода на выбранном курорте не годилась для катания, и выходом было ездить в соседний за 80 километров. А если приезжать надолго, то можно поселиться посередине между несколькими крупными областями и по очереди объезжать их все на машине. Впрочем, иногда для этого можно использовать и поезд — в Европе хорошо развито ж/д-сообщение даже с маленькими деревушками, а бонусом идёт живописнейшая картинка в окне.
Оборудование: в прокат или собственное?
Большинство курортов предлагают прокат оборудования, рассчитанного на среднего отдыхающего. И если вы не претендуете на особый стиль катания и не отличаетесь нестандартным размером ноги, то почти везде найдёте себе хороший прокатный набор за разумные деньги. Меньше может повезти гурманам и знатокам: не во всех прокатах могут быть нужные фрирайдовые, фристайловые или экспертные лыжи-доски, а также специальные ботинки для этих дисциплин. Но чем курорт крупнее, тем больше шансов найти что-то специальное. А зоны катания со специализацией (парк, целина и т.п.) предлагают ассортимент «спецснарядов» — например, в российском Шерегеше нет проблем арендовать всё для фрирайда.
Для брезгливых, ценящих максимальный комфорт, а также тех, у кого «проблемная» нога, имеет смысл возить с собой только собственные ботинки — подобранные индивидуально и безупречно сидящие. Наконец, есть ряд вещей, которые нужно купить и взять в багаж в любом случае. Это непромокаемые штаны (особенно актуально для сидящих на склонах бордистов), термобельё, горнолыжная куртка, перчатки, очки-маска с тонированной линзой, и балаклава. А в косметичке лучше иметь бальзам для губ и солнцезащитный крем — лицо в горах моментально сгорает даже зимой.
Варианты размещения: что и где искать?
Cамый «жирный» вариант — отель формата ski in/ski out. Это когда он находится прямо на склоне, и после катания вы можете зарулить на лыжах к себе на балкон. Но такое жильё стоит больших денег, поэтому большинству не по карману. Да и не на всяких курортах встречается — в основном, во Франции. Следующий по удобству вариант — гостевые дома в двух шагах от подъёмника. Их минус (помимо дороговизны) ещё в том, что там всегда бывает шумно и людно.
Оптимально селиться в 5-10 минутах пешком от подъёмника. Всё, что дальше — слишком долго добираться до горы, хотя если есть машина и не нужны завтраки, то можно здорово сэкономить на аренде удалённых апартаментов. Проживание возможно в двух основных форматах: небольшие шале и гестхаусы в 2-3 этажа или гостиница. В первых обычно уютнее, но не факт, что дешевле, а большие отели иногда радуют масштабными спа-комплексами с несколькими бассейнами, банями и джакузи, включёнными в проживание. Впрочем, сауна будет почти всегда и везде.
Бонус
На минувшем недавно автосалоне в Женеве было сразу несколько экспонатов, эксплуатирующих тему близости автомобилей с горными лыжами. Самый безупречный — классический Porsche 912 с винтажными «дровами» на верхнем багажнике. А вот рестомод Mini, выполненный в альпийской тематике, несёт на крыше две пары современных фрирайдовых лыж ручной работы. Неофициально возрождённая Lancia Stratos (проект называется New Stratos) также не обошлась без горнолыжной экипировки класса хай-енд — и ей идёт. Концепт GFG Style Kangaroo силуэтом и назначением напоминает «Новый Стратос», поэтому и слаломные снаряды «за спиной» подходят ему не меньше, чем «нео-Лянче». Наконец, старый добрый «Дэф» от тюнинг-ателье Twisted возит на своём экспедиционнике пару ярких фристайловых лыж K2. Стиль!