Auto article image: 72312

Села батарейка. Что с ней делать?

Вадим Гагарин, редактор Авто Mail.ru

Куда денут миллионы отработавших свое аккумуляторов от электромобилей?

Электромобилей становится все больше, а проблема утилизации или повторного использования их батарей — все острее. Уже к 2040 году аналитики прогнозируют, что 50% продаж новых машин придется на долю транспорта на электротяге, а в мировом автопарке они будут составлять уже треть от общего числа. И вроде бы это должно хорошо сказаться на экологии, но...

content image for: 72312

Но батареи — не вечны. Автопроизводители дают гарантию на 8-10 лет, однако аккумулятор рассчитан на определенное количество циклов разрядки/зарядки, а чем сложнее условия (мороз или жара), тем быстрее происходит его деградация. В результате потеря емкости за срок эксплуатации может доходить до 30-50% от первоначальной, что, разумеется, прямым образом влияет на запас хода электромобиля.

content image for: 72312

Конечно, батарею можно поменять на новую, но вопрос в другом: «Что делать со старым аккумулятором?» Просто взять и выбросить нельзя. АКБ состоят из множества химических элементов, которые загрязняют окружающую среду. Можно ее переработать, извлечь дорогостоящее сырье для дальнейшего использования, а «мусор» утилизировать. Но есть и другой вариант — дать ей вторую жизнь!

content image for: 72312

Сейчас автопроизводители совместно с партнерами из области энергетики все активнее придумывают различные концепции использования потерявших часть емкости батарей — этим заняты все лидеры индустрии. Например, Nissan еще несколько лет назад предложил делать из них домашние хранилища энергии.

Идея проста — в ночное время заряжать их (либо — от сети, либо с помощью солнечных батарей или ветрогенераторов), а во время пиковых нагрузок пользоваться накопленным электричеством (и тем самым платить меньше). Более того, избыток энергии можно отдавать в сеть (и тоже не бесплатно). Проектом xStorage Home все не заканчивается — есть линейка xStorage Buliding для коммерческого использования, для демонстрации возможостей которой был электрифицирован стадион «Амстердам Арена».

content image for: 72312

Сейчас подобные проекты предлагают многие автопроизводители, но наиболее логичным вариантом видятся не мелкие хранилища, рассчитанные на бытовое использование, а крупные, состоящие из тысяч батарей — они уже могут компенсировать резкие перепады в сети при пиковых нагрузках. На такие энергохранилища делают упор гиганты вроде BMW или Hyundai — по их мнению, это наиболее логичный вариант «второй жизни» аккумуляторов.

content image for: 72312

А Mercedes-Benz и вовсе переоборудует под энергохранилище... бывшую угольную электростанцию. Немцы признают, что бытовое использование аккумуляторов не столь эффективно и рентабельно, а их проект поможет отбалансировать мощность национальной электросети — Германия ратует за возобновляемые источники энергии, получение которой колеблется от погоды и сезонных факторов. Поэтому такой «буфер» на 10 МВт⋅ч придется очень кстати. Осталось только решить вопрос с пожарной безопасностью — литиевые аккумуляторы могут подкинуть немало проблем.

content image for: 72312

Хватает и мелких примеров — так, Nissan обеспечила освещение улиц города Намиэ, пострадавшего от цунами и землетрясения в 2011 году, с помощью батарей хэтчбеков Leaf и солнечных панелей. Днем энергия накапливается в аккумуляторах, а ночью, соответственно, уходит на потребление ламп.

А в США на некоторых зарядных станциях добавят блоки из подержанных батарей электрокаров Tesla, что позволит снизить стоимость зарядки. Схема аналогична домашнему использованию — ночью блок «накачивается» энергией по дешевому тарифу, а днем питает электромобили. Так что производители продолжают придумывать, как наиболее эффективно и выгодно продлить жизнь аккумуляторам.

content image for: 72312

В конечном итоге любая батарея окончательно потеряет необходимую емкость и потребует утилизации, однако ее вторичное использование позволяет не просто продлить эксплуатацию, но и «заработать» с помощью этого дополнительные средства. Вряд ли это, конечно, компенсирует многомиллиардные траты на строительство заводов по производству аккумуляторов и разработку электромобилей, но частично покроет счета и сделает нагрузку на предприятия по переработке более равномерной.

Вадим Гагарин