Марка Smart: быть или не быть?

Вадим Гагарин, Редактор Авто Mail.ru
Над производителем микрокаров нависла угроза исчезновения

Интересные новости сообщает немецкое издание Handelsblatt — оказывается, в совете директоров концерна Daimler AG идет активное обсуждение будущего суббренда Smart, которое занимается выпуском компактных городских автомобилей. И, судя по всему, рассматривается даже вариант его полного закрытия!

Daimler AG не раскрывает финансовую статистику в деталях, но аналитики полагают, что за 20 лет работы (первый Smart дебютировал в 1998 году) суммарные убытки бренда исчисляются уже в миллиардах евро. И в дальнейшем они будут только расти.

Причин тому несколько. Первая — это падение спроса на такие машины, рынок сейчас все активнее захватывают кроссоверы, а преимущества в виде более простой парковки не перевешивают высокую цену и низкую комфортабельность автомобилей Smart. Наверняка не по душе покупателям и застой в дизайне — первое поколение могло похвастать эффектом новизны, а дальше Smart «потерялся».

Спасти ситуацию управленцы пытались разными способами, один из которых — партнёрство с компанией Renault. Нынешний Smart разработан совместно с французами и во многом унифицирован с хэтчбеком Twingo текущего поколения. Но Renault уже объявила, что не заинтересована в продлении сотрудничества (возможно, еще и потому, что заднемоторная компоновка и задний привод не нужны покупателям в этом сегменте).

Затем последовало заявление, что уже в 2020 году Smart будет продавать только электромобили. Однако в долгосрочной перспективе инвестиции в переход на электротягу вряд ли окупится. По слухам, Daimler AG ищет китайского партнера для производства и продажи электро-Смартов в Поднебесной, но тот рынок уже насыщен электромобилями. Тем более, Smart вряд ли будет в состоянии конкурировать по цене с компактными «китайцами».

Поговаривают, что Ола Каллениус, который сменит на посту «шефа» Daimler AG Дитера Цетше, вообще не в восторге от ситуации и без сожалений поставит крест на убыточном проекте. По оценкам агентства Evercore ISI, Smart ежегодно тянет карман материнской компании на сумму от 500 до 700 миллионов евро. И аналитики не видят, как Smart может приносить прибыль при таких высоких затратах на производство.

Продолжает падать и спрос — в прошлом году он сократился на 4,6% (до 129 тысяч машин). Судьба «Смартов» будет принята до конца года. И вряд ли кто-то рискнул бы поставить на благополучный исход.

Подпишитесь на нас