Визуальное восприятие «Ти-Кросса» сильно зависит от декора. Убери разноцветные диски, испугайся заказать машину в кислотном «металлике», остановись на классическом интерьере темных тонов — и вот уже как бы молодежный, яркий кроссовер превращается в скучный, если не сказать унылый, просто автомобиль. Еще один Volkswagen, отвечающий эпатажу «Тойоты» C-HR, Mitsubishi Eclipse Cross или Nissan Juke разве что дымчатой монобровью светоотражателя во всю ширину задней двери — от фонаря до фонаря. На лишенный дизайнерской смелости и сочных акцентов аппарат миллениалы уже не обернутся — не цепляет.
С другой стороны, немцы в попытке смастерить мини-кроссовер не пошли и по самому бюджетному пути. Могли бы поставить свежий хэтч Polo на цыпочки, снабдив для пущей важности «внедорожными» накладками да колесами побольше. Однако малозатратному рецепту в духе Kia Rio X-Line или Lada XRAY Cross фольксвагеновцы предпочли разработку оригинального кузова. С европейским «Поло» (российский седан, напомним, происходит от модели прошлого поколения) T-Cross роднит колесная база (те же 2551 мм), ширина (близкие 1760 мм), модульная платформа MQB-A0, а вот функционал у приподнятой машины любопытнее. Как раз этот фактор разработчики выдвигают на первый план, называя T-Cross «компаньоном» и перекладывая стилистические заморочки на совесть клиентов. Хотите — удивляйте, стесняетесь — сливайтесь с толпой, а мы, дескать, построили автомобиль для тех, кому не только красоваться.
Полный привод: нет и не будет
T-Cross порадовал вместимостью. При скромных 4,1 м от носа до хвоста миниатюрный Volkswagen не ставит задних пассажиров в положение людей второго сорта. Во всяком случае, если они сами не решат вдруг сдвинуть диван на 14 см вперед, подарив больше пространства багажу. А при базовом положении сиденья человек ростом 185 см помещается сам за собой без сложной гимнастики. Пусть по коленям запас при таком раскладе минимальный, зато заходить в высокий кроссовер удобно, а в ступнях и над головой T-Cross не жмет. Из неприятных мелочей — незащищенные дверями от грязи пороги. Из приятных — полностью опускаемые стекла, глубокая ниша для смартфона и прочей мелочи, пара USB-гнезд для зарядки гаджетов.
Наверняка, могли бы и три слота воткнуть, да только посередине салона торчит горб, делающий это место не слишком привлекательным для путешествий. Логично предположить, что это необходимая жертва ради упаковки трансмиссии 4x4. Но нет, «Ти-Кроссы» — строго переднеприводные с задней подвеской в виде упругой балки. Все ведущие посчитали излишеством, равно как и электронные средства повышения проходимости. «Город его стихия», — лаконично пояснил ответственный за шасси господин из Вольфсбурга. Сложно понять немцу, что даже в похорошевшей при сами знаете ком Москве встречаются сугробы по пояс и ямы в полколеса... Впрочем, T-Cross в борьбе с препятствиями не безнадежен — днище ровное, под пластиковым пыльником моторного отсека намерили почти 18 см (при заявленных 18,4 и 14,8 у Polo). Так что некоторое геометрическое преимущество над легковушками кроссовер обеспечивает, а на крайний случай не особо аккуратного владельца выручит пояс темного пластика по нижнему периметру кузова.
Салон: цент евро бережет
Сдержав вездеходные амбиции, T-Cross не постеснялся сполна отжать из модульной архитектуры MQB преимущества унификации, ведь даже в компактном варианте A0 «тележка» потенциально богата полезными штуками. Мини-кроссовер научили тормозить при угрозе фронтального столкновения, удерживать полосу как на прямой, так и в пологих поворотах, самостоятельно парковаться и контролировать дистанцию. При желании на машину поставят систему выбора ходовых режимов, контурную подсветку салона, беспроводную зарядку или виртуальный кокпит а-ля маленький Touareg — «нарисованную» приборку вкупе с центральным 8-дюймовым тач-скрином. Причем интерьер что в пафосном цифровом, что в начальном аналоговом исполнении просчитан по-фольксвагеновски тщательно. Уж не знаю, как долго эксперты возились с эргономикой «Ти-Кросса», но здесь все — от плотных, хватких кресел до усилий на переключателях заставляет убедиться в основательности подхода к обустройству места водителя. Разве что лишенные обратной связи сенсорные кнопки мультимедийки слегка напрягают, заставляя отвлекаться на проверку: попал — не попал?
Проблема маленького кроссовера в другом — на образцово-показательном фоне четче проступают следы экономии. В базе нет кондиционера. Макияжные зеркала без подсветки или отсутствие центрального подлокотника на заднем диване, винтажная графика медиасистемы или примитивная «кочерга» капота вместо пневмоупоров — бюджетные «уши» торчат там и здесь. А еще на одной из машин криво закрепили дверной уплотнитель. Хочется верить, это не заявка на проблемы с качеством (к слову, делают T-Cross в испанской Наварре), а единичный косяк сборщиков предсерийной партии. Перфекционистам не понравится и тотальное окружение жестким пластиком. Вроде бы что его щупать — это же не вчерашний хлеб в круглосуточном магазине у подъезда? Вот только T-Cross сам подталкивает к близкому контакту: в салоне ни одной потолочной ручки — при маневрах правое колено водителя регулярно причаливает в твердый откос передней панели, а пассажиры стукаются чем придется.
На ходу: меньше пафоса — больше комфорта
Не советуем гнаться за размером колес. На топовых 18-дюймовых дисках с шинами Pirelli Cinturato P7 размерности 215/45 T-Cross не выглядит сильно круче и не лучше держится за дорогу, зато идет чуть жестче и шумнее, раздражая порой микрозудом на руле. Покрышки Hankook Ventus Prime 3 формата 205/55 R17 — другое дело, разумный оптимум. В такой конфигурации мини-кроссовер воспринимается плотным, но не тряским даже на каменистой грунтовке. Короткий, высокий и довольно узкий Volkswagen почти не раскачивается на волнах, мало кренится и вообще успокаивает адекватным усилием на руле при нейтральном поведении на траектории. Иными словами, малыша научили ехать по-взрослому, а грамотный баланс шасси придает уверенности новичкам и радует тех, кто привык ездить бодро.
Найдутся те, кого смутят задние барабанные тормоза начальных версий — и зря. О них не вспоминаешь, механизмы спокойно трудятся, обеспечивая стабильное замедление при линейной обратной связи по педали. Отдельный респект фольксвагеновцам за шумоизоляцию. Если не брать в расчет шершавый асфальт, где начинают голосить шины, T-Cross нарушает покой пассажиров разве что легким аэродинамическим гулом в районе зеркал и передних стоек на скоростях за сотню. Причем сидящим сзади ветер едва слышен.
Мотор: пакет сока с энергетиком
Опасения вызывал базовый для «Ти-Кросса» мотор 1.0 TSI семейства EA211 — три цилиндра, один литр, турбо, 95 сил и 175 Н∙м... Но ему удачно подрезали голос и заглушили вибрации. Легкий тремор заметен лишь при старте с места, когда кроссовер напрягается всем железным телом. До 2000 об/мин тяги явно не с избытком, что заставляет аккуратнее работать сцеплением. Да и на магистральных скоростях двигатель скисает — везет, но довольно вяло. Хотя глобально овощем маленький Volkswagen не назвать: в городском режиме с 2000 оборотов и до отсечки кроссовер едет весело и бодро, вытягивая в горку на четвертой передаче хоть с 60 км/ч. Механическая коробка пятиступенчатая, но к ней вопросов нет — ходы рычага и усилия на нем минимальные. Разгон до «сотни» — 11,5 с, а реальный средний расход получился в районе 7 — 7,5 л/100 км 95-го бензина с учетом извилистых дорог и смены водителей.
115-сильный вариант 1.0 TSI (200 Н∙м) чуть прожорливее — около 7,8-8 л/100 км. Но этот мотор понравился больше: охотнее везет там, где базовый трехцилиндровик не справляется (10,2 с в упражнении 0-100). Правда, шестиступенчатая механика переключается не столь четко — при переходе со второй на третью надо иметь сноровку, чтобы не споткнуться о «ступеньку». Зато появляется альтернатива — семиступенчатый робот DSG. Увы, в заторах потолкаться не довелось, а на свободных трассах и улицах к преселективу претензий не возникло. Лишь на серпантине периодически приходилось переходить в Sport, чтобы T-Cross увереннее набирал ход на выходе из «шпилек». Но по паспорту динамика от типа коробки передач не зависит.
T-Cross для нас: возможны варианты
В России к такому агрегатному хай-теку отношение, понятное дело, настороженное. В комментариях к анонсу теста T-Cross не стесняясь называли «одноразовым». Похоже, побаивается этого и Volkswagen. Немцы очень не против привезти мини-кроссовер к нам, но прежде хотят услышать ваше мнение. Так что бегом голосовать в опросе и высказываться в комментариях, поможем марке сделать правильный выбор. Ведь простор для творчества пока большой. Альтернативой 1.0 TSI назначили 1,5-литровый 150-сильный турбомотор (поездить не удалось, сертификация еще в процессе) с отключаемыми цилиндрами и 1,6-литровый дизель на 95 л.с. В паре с DSG он кушает около 6 л/100 км, уверенно везет снизу, но огорчает шумом на холостых оборотах и вялой тягой наверху — это самый медленный вариант в линейке (12,4 с до «сотни»). К тому же мотор на солярке под Евро-6 требует впрыска мочевины, а мы к этому еще не привыкли.
Открыт вопрос с локализацией — стоит ли затевать сборку в России или же ограничиться импортом, смирившись с ролью нишевой модели? Кстати, выпускать T-Cross станут не только в Европе — особые версии положены Китаю и Южной Америке. Причем по формату такие кроссоверы россиянам даже лучше подходят: у них растянутая на 10 см колесная база (значит, салон еще просторнее), а, главное, другая начинка. Так, «китайцу» выделили простой атмосферник 1.5 MPI (110 л.с.), а латиноамериканский вариант отличает классический шестиступенчатый автомат вместо робота DSG. Берем?