Умный город будущего: как будем бороться с пробками

Интеллектуальные перекрёстки, адаптивное уличное освещение и другие дорожно-транспортные технологии
Дмитрий Ласьков

Статистика неумолима: половина населения земли живёт в городах, и тенденция такова, что люди стремятся в мегаполисы, а не прочь из них. Поэтому перегруженные дороги и дальше будут наполняться транспортом, и чтобы движение не превратилось в одну большую пробку, нужны умные решения. На минувшей технологической выставке CES 2019 компания Continental (известная не только шинами, но и поставками компонентов автопроизводителям и технологическими инновациями) представила целый пакет идей, которые призваны сделать города более безопасными, эффективными и приятными.

Перекрёсток, который подскажет

В калифорнийском городке Уолнат-Крик компания соорудила первый умный перекрёсток. Установленное оборудование позволяет анализировать опасности и сообщать о них. Например, автомобиль получит сигнал о переходящем на красный свет пешеходе — это позволит водителю заблаговременно отреагировать, даже если он еще не видит человека. Также водители смогут получать сообщения об авто, которые находятся вне поля зрения, но могут представлять опасность, — например, о приближающихся слева машинах при повороте направо.

Система реализована посредством радаров и камер, объединённых в одну сеть. Комплекс видит общую картину на перекрёстке, в реальном времени анализирует какие объекты куда движутся и какую опасность представляют друг для друга. Помимо этого, система призвана собирать статистику для улучшения алгоритмов работы светофоров и оптимизации движения.

Управление электрокаршерингом

В Continental убеждены, что будущее каршеринга — за электрическим парком автомобилей. Для управления им создана система City Fleet Management, которая призвана взять на себя задачи распределения, подзарядки и даже обслуживания автомобилей. Специфика электрокаров пока ещё заключается в том, что пользователи вынуждены переживать об оставшемся запасе хода. И пока батареи не выйдут на новый технологический уровень, система управления сможет так распределять автомобили, чтобы собравшиеся в продолжительные поездки пользователи всегда получали полностью заряженные машины.

А тем, кому нужна короткая перебежка, можно выдавать машины с остаточным зарядом батареи, прежде чем поставить её на продолжительную заправку электричеством — это своеобразный «тетрис», где нужно так заполнить сетку пользовательских запросов, чтобы не было ни простоя, ни дефицита заряженных машин. Помимо этого, система позволяет оператору постоянно отслеживать местоположение и статус всех автомобилей, а также приходить водителям на помощь в нештатных ситуациях. Пилотные проекты City Fleet Management уже обкатываются в городах Азии, США и Европы.

Умное уличное освещение

Идея адаптивного освещения городов состоит в том, чтобы учитывать состояние трафика, парковочных мест и другие факторы окружающей среды. Получая информацию от автомобилей, умных перекрёстков, а также с собственных датчиков, система управления светом сможет давать его в нужных местах в соответствующее время и в необходимом количестве. Такая оптимизация призвана одновременно повысить безопасность территорий и уменьшить расход энергии. Одна из предполагаемых функций умных уличных фонарей — подсветка свободных парковочных мест, что сократит блуждание водителей в их поисках и внесёт свой небольшой вклад в разгрузку транспортного потока.

Жилет для рабочих городской инфраструктуры

Следующая разработка призвана решать сразу три проблемы: безопасности и комфорта рабочих и расхода электроэнергии транспортом. Специальный жилет для строителей, мусорщиков или почтальонов имеет встроенную батарею. Она питает светодиодные модули (безопасность, особенно в условиях слабой видимости) и нагревательные элементы (комфорт), а заряжается беспроводным индукционным способом, пока человек сидит в кресле автомобиля. За счёт того, что с таким жилетом рабочим не надо греться в машине с работающим двигателем, снижается объём вредных выбросов от коммерческой техники.

Роботизированная доставка товаров

В век роста урбанизации и популярности онлайн-шопинга в компании придумали сочетать беспилотные автомобили с роботами-доставщиками для развоза заказов из интернет-магазинов. Автономный курьерский транспорт способен перевозить не только посылки, но и роботов, которые могут доставить их прямо до двери. По оценкам Continental, уже существующие для автономных машин алгоритмы могут быть адаптированы для программирования роботов-доставщиков, поэтому внедрить эту технологию будет ненамного сложнее, чем сам автономный транспорт.

При этом концепция предусматривает гибкое использование парка беспилотного транспорта: в периоды максимального спроса на пассажирские перевозки он используется для перемещения людей, а в более спокойное время — для развоза товаров в союзе с роботами-доставщиками. В качестве такой платформы Continental предлагает свой шаттл CUbE, который был представлен в 2017 году.

Единая платформа для оптимизации городского движения

При внедрении в городах этих решений, их планируется объединить в систему City Data as a Service (CDaaS). Она начнет собирать информацию о движении от умных перекрёстков, переходов, автономных шаттлов, системы каршеринга и центра управления уличным освещением. На этой же платформе пассажиры и водители смогут наиболее эффективно планировать свои перемещения и оплачивать необходимые сервисы. Пока это лишь концепция, но её отдельные составляющие проходят тестирование в разных городах мира, ведь без таких малых шагов запустить большой проект всё равно невозможно.