Как готовят самолеты к вылету

Пассажиры авиалайнеров часто спрашивают: а насколько надежны самолеты? Как и кто их ремонтирует и обслуживает? Как готовят лайнеры к полетам?

Главные технические люди в аэропорту — это авиатехники и авиационные инженеры. Именно они готовят самолет к полету и контролируют ход выполнения обязательных процедур и проверок воздушного судна перед вылетом.

Авиационно-технический персонал имеет специальное техническое образование. Помимо этого, каждый сотрудник дополнительно получает допуск-сертификат на обслуживание конкретного типа самолета.

То есть, авиатехник, имеющий допуск и соответствующую запись в своем сертификате на обслуживание, допустим, только Airbus A320, не может быть допущен до обслуживания самолетов фирмы Boeing.

Конечно, любая техника ломается и отказывает, но в авиации введен ряд обязательных проверок для техники, без которых судно просто не получит разрешение на вылет.

Как и когда проверяют техническое состояние самолета?

Фирмами-производителями самолетов жестко регламентированы все проверки, которые самолет проходит в течение всей своей летной жизни. Все без исключения воздушные суда (ВС) имеют карту технического обслуживания, где каждое действие специалиста, каждый вид работ расписан по пунктам. А о ходе их выполнения ставится отметка, подтверждённая контролирующим специалистом.

Сколько всего таких проверок? Как и где их проводят?

У любого самолета 7 основных проверок разной степени сложности.

Они делятся на оперативные (транзитная, ежедневная, еженедельная), средние и тяжелые формы.

Легкие или оперативные формы технического обслуживания

Transit check — транзитная проверка. Самая простая форма контроля состояния самолета без приборов и приспособлений, выполняется перед каждым вылетом воздушного судна. Это визуальная проверка внешнего состояния и основных узлов самолета.

Техник внимательно осматривает все судно на наличие вмятин, царапин или других повреждений обшивки, шасси, лопаток двигателя. Проверяются двигатели и наиболее важные системы.

Daily check — ежедневный технический осмотр. Самолет тщательно осматривается на видимые повреждения, проверяются основные узлы, уровень необходимых жидкостей в системах и аварийное оборудование.

Weekly check — еженедельный технический осмотр. Выполняется раз в 7-10 дней. Как правило, на все работы уходит 3-5 часов. За это время проводится проверка:

  • масел и других жидкостей, при необходимости — все пополняется или меняется;
  • общего состояния обшивки, внутренних систем, шасси, ВСУ (вспомогательные силовые установки) и генератора;
  • всех внешних и внутренних огней, электроники, приборов.

Средние формы ТО

Это уже более серьезные проверки самолета и его систем. Визуальным осмотром не ограничиваются, работы проводятся в оборудованных ангарах с применением специальных приборов и устройств авиатехниками разных специальностей.

A-check

Периодичность: примерно раз в месяц или через каждые 500-800 часов налета, или 200-400 циклов (циклом считается взлет-посадка). При A-check проверяется в обязательном порядке:

  • Общий тщательный визуальный осмотр конструкции самолета на наличие повреждений, деформации, коррозии, отсутствующих частей;
  • Система Кондиционирования Воздуха (СКВ);
  • Внешнее и внутреннее светотехническое оборудование;
  • Гидравлическая система самолёта;
  • Стояночные и прочие тормоза;
  • Система управления закрылками самолета.

B-check

Периодичность: примерно каждые 3-6 месяцев, в ангаре аэропорта, и может занимать до 3 дней. Этот вид проверки включает в себя и A-check.

Тяжелые формы ТО

C-check

Периодичность: каждые 2 года или через 4000 часов налета. Для проведения любого вида C-check (C1-C8) самолет выводится из эксплуатации на срок до 3 недель. Все его агрегаты и системы очень тщательно проверяют при помощи специального оборудования. Включает проверки по A и B-check.

D-check

Периодичность: раз в 10-12 лет и длится 1-1,5 месяца. При D-check самолет полностью разбирается, все его части проверяются и при необходимости меняются или ремонтируются. Все силовые элементы планера самолета проходят все виды дефектоскопии на предмет трещин или усталостных напряжений в силовых элементах.

6фотографий

А еще самолеты просвечивают и прослушивают

Есть такое понятие, как «усталостная прочность металла». Любой металл, испытывающий постоянные одинаковые нагрузки, начинает разрушаться, меняется его внутренняя молекулярная структура. Для поиска этой самой «усталости» существуют несколько методов дефектоскопии, которые позволяют выявить на ранних стадиях первые признаки возможного разрушения силовых элементов воздушного судна.

Методы дефектоскопии проводящихся на ВС:

  • Капиллярная дефектоскопия.
  • Вихретоковый метод.
  • Ультразвуковой контроль.
  • Магнитно-порошковый контроль.
  • Рентгеновский контроль.

Старых самолетов не бывает, есть неотремонтированная техника!

Для лайнера нет понятия «старый». Известны случаи, когда после хорошего капитального ремонта в воздух поднимаются самолеты 30-50-х годов прошлого века! Ведь главное — это правильное и своевременное обслуживание. Так что летайте спокойно, и мягких вам посадок.