Без прав и с охраной: как английские монархи водят автомобили

Герцог Эдинбургский попал в автомобильную аварию. Он остался жив и здоров, но ему, скорее всего, придется отказаться от вождения. О традициях королевской семьи рассказал «Би-би-си»

Во второй половине дня 17 января этого года на выезде с второстепенной дороги на основную трассу автомобиль марки Land Rover столкнулся с легковушкой Kia. Пассажиры и водители отделались легким испугом и небольшими травмами. Казалось бы, ничего особо интересного в этой истории нет, кроме того, что за рулем внедорожника сидел муж королевы герцог Эдинбургский, он же принц Филип.

Второе не вполне обычное обстоятельство заключается в преклонном возрасте водителя: принцу 97 лет, а это возраст, когда большинство людей за руль уже не садится. Почему же герцог Эдинбургский рулит сам? Как-никак в штате королевы несколько шоферов, и любой из них всегда в распоряжении Ее величества с супругом.

Дело в том, что для самых важных членов семьи Виндзоров возможность порулить означает хоть и незначительный, но все-таки намек на нормальную жизнь.

Какой герцог не любит быстрой езды

Если верить людям, близким к королевской семье, принц Филип всегда любил быструю езду.

Биограф и друг принца Джайлз Брендрет рассказал Би-би-си, что водит принц очень хорошо, но, как правило, очень быстро. Однажды дядя Филипа лорд Маунтбатен сидел с королевой в машине, а принц был за рулем. Филип гнал машину по дорогам поместья «Коудри парк» с такой скоростью, что королева самым натуральным образом вскрикивала от ужаса.

После очередного вскрика любимой жены, подданным которой он официально является, Филип повернулся к ней и сказал: «Еще раз крикнешь, высажу из машины». Ее величество затихла. После этих безумных гонок Маунтбатен спросил ее: «А почему же ты не приказала ему ехать помедленнее, ты же все-таки королева?» На это Елизавета II ответила: «Но ты же слышал, что он сказал!». Эту историю лорд Маунтбатен рассказал своей дочери, а уж та поведала ее Брендрету.

В последний раз?

Вполне возможно, что после своего чудесного спасения из этой аварии (а оно действительно было чудесным, учитывая и возраст герцога, и то, что его машина перевернулась), Филип все-таки поймет, что пришла пора отказаться от самостоятельных поездок.

Джайлз Брендрет считает, что это будет большим ударом для принца, но он человек прагматичный и поймет, что конец — это конец. Хотя нет никакой гарантии, что он не будет при этом ругаться шепотом.

И, скорее всего, о разумности такого шага ему скажут и жена, и страховые компании, и полиция графства Норфолк.

Водитель без прав

Ее величество королева Елизавета II — единственный человек в Соединенном Королевстве, который может водить машину, не имея прав.

Кроме того, она — единственный человек (кроме смотрителей парка), которому разрешено ездить на машине по так называемой «Длинной тропе» (The Long Walk) — четырехкилометровой дороге, проложенной от Виндзорского замка к холму, на котором установлена конная статуя короля Георга III.

Водить машину она научилась еще во времена Второй мировой войны, когда служила в Женском вспомогательном территориальном корпусе.

Королева до сих пор сама водит свой верный Range Rover по королевским угодьям в Шотландии или когда возвращается в замок после воскресной службы в церкви Всех святых в Виндзорском парке.

Разумеется, о том, чтобы самой привезти себя на какое-то официальное мероприятие, и речи быть не может. Тем более, что от королевы ожидается, что она будет приветствовать собравшихся подданных и туристов легким помахиванием руки, а это далеко не лучшая практика вождения.

Хотя, конечно, прав ее в любом случае не лишат за отсутствием таковых.

Как все

Любой член королевской семьи может никогда вообще не садиться за руль: их и отвезут куда надо, и привезут обратно. Тем не менее, многие из них пользуются любой возможностью, чтобы заняться «самовозом».

В ноябре прошлого года, когда принц Чарльз праздновал свое семидесятилетие, оба его сына сами привезли своих жен на семейный обед.

В одном из интервью официальный биограф принца Гарри, в прошлом королевский корреспондент таблоида Sun Дункан Ларкомб сказал, что и Уильям, и Гарри, и герцогиня Кембриджская Кейт считают, что вождение машины добавляет немного «нормальности» в их совершенно нестандартный стиль жизни.

«Они стараются жить настолько обычной жизнью, насколько это вообще возможно. Им очень приятно, что они могут сами водить машину и быть независимыми», — сказал он журналу «Town & Country».

Но «нормальность» заканчивается сразу же, если заглянуть на заднее сидение королевского автомобиля. Там вы обнаружите офицера службы безопасности, который даже в такой неформальной ситуации не может оставить своих подопечных без присмотра. А за королевским лимузином будет следовать еще и парочка автомобилей с вооруженными охранниками.

Не та сторона дороги

Когда американская актриса Меган Маркл вышла замуж за принца Гарри, она превратилась в герцогиню Сассекскую.

Все это означало не просто полную смену образа жизни, но и освоение новых навыков вождения, поскольку в Соединенном Королевстве движение левостороннее, а в Соединенных Штатах как раз наоборот.

Говорят, что принц Гарри сам помогал Меган переучиваться. И если она захочет сама водить машину, ей придется сдавать на права в Британии, включая как теорию, так и практику вождения.

Учитывая, что сейчас Меган ждет ребенка и одновременно переучивается из актрисы в герцогиню, возможно, что с правами придется немного подождать. Впрочем, многочисленные королевские шоферы при необходимости наверняка помогут ей добраться из пункта А в пункт Б.

И правила этикета

Эксперт по королевскому этикету Уильям Хенсон говорит, что то, кто именно сидит за рулем, зависит от характера мероприятия, на которое направляется тот или другой член королевской семьи.

... а на неофициальном можно и так

На официальные встречи и приемы королевскую особу обязан доставить шофер. Отправляясь на частные вечеринки, можно и порулить, но все равно с охраной. Положение обязывает.