Auto article image: 71309

Почему покупают электрокары: что происходит в Норвегии?

Дмитрий Ласьков, Редактор Авто Mail.ru

Как так вышло, что Норвегия помешалась на электромобилях? И к чему это ведёт?

Сегодня почти половина новых машин, продающихся в этой скандинавской стране, — полноценные электромобили, а ещё 15% приходится на подключаемые гибриды. То есть уже сейчас общая доля «электричек» в продажах новых автомобилей приближается к 60%, и она имеет тенденцию к дальнейшему росту. При покупке некоторых моделей покупателям даже приходится побывать в листе ожидания. Что же стоит за горячей страстью жителей холодной Норвегии к электрокарам?

content image for: 71309
Читайте также
Auto article image: 71577
Как отказать жене и не пойти в магазин: уже придуман способ
Скажите, как часто вам ну очень не хочется идти в магазин за молоком или хлебом? А надо, ибо жена требует. Но решение проблемы уже найдено!

Главный драйвер роста электрического автопарка в этой стране (и любой другой, на самом деле) — правительственные субсидии и льготы. В Норвегии это: отсутствие импортных пошлин, дорожного налога и налога на имущество, а также освобождение от НДС. Но и это ещё не всё: владельцы «электричек» не платят за пользование платными дорогами и паромами, а также имеют право свободно передвигаться по полосам для общественного транспорта. Внесём ясность: вышеперечисленные послабления в Норвегии распространяются на полноценные электромобили без ДВС, а также приравненные к ним подключаемые гибриды.

Арифметика покупателя

Поэтому и получается, что пафосный электрокроссовер Tesla Model X стоит ощутимо меньше, чем обычный дизельный Volvo XC90 — 727 тысяч крон против 919! Да и в эксплуатации электрокар обойдётся дешевле: не надо платить налоги, дешевле пользование дорожной инфраструктурой, не надо заливать дорогое топливо, проще техобслуживание. На этом фоне становится сложно найти аргументы для покупки бензинового или дизельного автомобиля вместо электрического или плагин-гибридного.

Другой наглядный пример: полноприводный гибрид Mitsubishi Outlander PHEV всего на 35 тысяч крон дороже обычного, цена которого — 400 тысяч крон. На минуточку, это около 40 тысяч евро за 150-сильный переднеприводный кроссовер! А в Германии соотношение совсем другое — 22,5 и 38 тысяч евро, то есть гибрид почти в 1,7 раза дороже негибрида против 1,09 в Норвегии. Напрашиваются два простых вывода: машина в Норвегии — в принципе очень дорогое удовольствие (почти вдвое дороже, чем в Германии), но покупка электрокара может сделать эту трату менее болезненной.

content image for: 71309

И ещё пример: лифтбэк Tesla Model S с динамикой 4,2 с до сотни в Норвегии стоит 670 тысяч крон — столько же, сколько BMW 530i xDrive (657 тысяч), которая имеет «всего» 6 секунд. А BMW 540 — что бензин, что дизель — стоит уже больше 800 тысяч, что сопоставимо с Model S с увеличенной батареей. В США ситуация другая: там даже за цену самой простой «Теслы» (70,5 тысячи долларов с учётом льгот) можно купить набитую опциями 540i xDrive или почти M 550i xDrive с динамикой 3.9 секунды. Но вернёмся в Норвегию — не зря тут целых 8 моделей BMW представлены в вариантах с бензоэлектрической силовой установкой: та же «пятёрка» 530е с 252 л.с. обойдётся дешевле, чем 190-сильный дизель 520 xDrive! Ну и какую модификацию прикажете выбрать?

Читайте также
Auto article image: 71295
Что вы знаете про Илона Маска?
Как тебе такое, Илон Маск? Эту фразу можно услышать очень часто. Но что мы на самом деле знаем об Илоне Маске и его «Тесле»? Давайте вместе проверим!

Ничто не вечно, даже льготы

Однако преференции эти не бесконечны: льготный проезд по платным дорогам уже отменён в 2018 году, а в 2019 то же самое произойдёт с бесплатным пользованием паромами — вместо этого предлагается скидка 50%. Аналогично с муниципальными парковками, которые стали платными, хоть и со скидкой от 50% и больше. Из послаблений остались лишь автобусные полосы, а также нулевые пошлины для частных лиц — компаниям теперь придётся платить некоторые из прежде «бесплатных» налогов. А в 2021 году грядёт большой пересмотр всех льгот с перспективой их полной отмены.

Дальше политика пряника окончательно сменится кнутом: вместо предоставления послаблений «электричкам» в Норвегии будут повышать налоговую нагрузку на владельцев бензиновых и дизельных автомобилей. Причём чем выше объём выбросов техники (читай — мощнее двигатель), тем больше придётся платить налогов. Задача в том, чтобы сделать владение обычной машиной совсем невыгодным, а на электрокары оставить некоторый утешительный объём скидок и льгот. То есть фактически не оставить автовладельцам выбора — не пересел на электромобиль, покупай велосипед.

Цель у норвежских властей амбициозная: к 2025 году оставить на рынке новых машин только электромобили. Всё это необходимо, чтобы выполнять международные договоры по климату. Так, Копенгагенское соглашение 2009 года этой страной уже провалено, да и с более свежим Парижским (2016) проблемы: пока что аналитики предсказывают снижение выбросов к 2030 году по сравнению с 1990 всего на 7% вместо 40 запланированных. А к 2017 был зафиксирован даже рост 3%. Поэтому двигатели внутреннего сгорания просто задушат налогами!

content image for: 71309

А что в мире?

Опросы общественного мнения показывают, что норвежцы сильно обеспокоены политикой властей в области налогообложения личного транспорта, в том числе отменой льгот «электричкам». Тут можно вспомнить недавний опыт Франции с протестами «жёлтых жилетов», где народные массы решительно выступали против повышения налогов на топливо. Которое тоже объясняется властями страны как мера стимулирования «зелёных» источников энергии. Возможно, норвежское правительство оказалось хитрее, и ему удастся пересадить население на угодную экологам технику — это станет ясно в ближайшие 5-6- лет.

В США тоже отменяют льготы для электромобилей. В частности, налоговую субсидию в размере 7,5 тыс. долларов. В соответствии с правилами, производитель может продать только 200 тысяч машин с этой «скидкой» (не в год, а «вообще»), а потом она уменьшается и вскоре становится недействительной. Особенно обидно в этой связи «Тесле», которая уже исчерпала лимит, и бороться с новыми игроками рынка вроде Audi, Jaguar или Mercedes-Benz компании будет трудно. Аналогичный норвежскому электромобильный бум сейчас происходит в Китае, и тоже только благодаря мощной господдержке. Так, в октябре уже 6% рынка новых автомобилей были за электрическим транспортом. Но с учётом мирового опыта, несложно предположить, что будет с китайскими льготами дальше.

Тусовка владельцев электромобилей в Норвегии — обычное дело. Ещё в 2015 году прошло масштабное ралли владельцев «Тесл», «Лифов» и прочих «PHEV-Аутлендеров», которое восхваляло туризм без вредных выбросов
Читайте также
Auto article image: 71269
Сверхзвук 2.0: когда появятся наследники «Конкорда» и Ту-144?
Обзор разработок супербыстрых авиалайнеров

На самом деле, Норвегия в своём «зелёном» стремлении не уникальна — просто скандинавы решили первыми пройти этот путь. Помимо США и Китая, вслед за ними устремились Германия, Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды. Общемировая практика везде едина: сначала дать распробовать электротранспорт с помощью ошеломительных выгод, а потом закрутить гайки и не оставить выбора. Эта игра не выглядит честной, но других аргументов ни у производителей, ни у государств пока нет. Потому что сам собой переход на электрокары случится только если на Землю прилетят инопланетяне и построят всю инфраструктуру и доведут батареи до совершенства. Бесплатно и быстро.

P.S. Какие электромобили покупают в Норвегии?

Интересно, что норвежцы успели устать от скудного выбора электромобилей — поэтому после недавнего старта продаж Jaguar i-Pace продажи Tesla в этой стране рухнули сразу на 40% в сравнении с тем же периодом прошлого года! Интересно, что будет с рынком, когда на него ворвётся Audi. Сейчас в лидерах продаж «электричек» — доступные Nissan Leaf, Volkswagen e-Golf, BMW i3, Mitsubishi Outlander PHEV, Renault Zoe и Hyundai Ioniq EV. За ними следует премиум: гибрид Volvo XC60 T8, Jaguar i-Pace и «Теслы», куда же без них. Ниже в таблице продаж находится ещё десяток моделей, преимущественно плагин-гибридов.

Дмитрий Ласьков