Электромобили: революция уже близко (и во всем виноват Китай)

Рынок электромобилей находится на пороге взлета. Причиной которому будет... Китай
Дмитрий Гайдукевич

Власти Поднебесной уже с 1 января 2019 года заставят всех автопроизводителей продавать электромобили или гибриды, которые можно подзаряжать от электрической сети. Такие автомобили в Китае получат кодовое название NEV — New Energy Vehicles. Предполагается, что в следующем году около 10% проданных машин будут иметь экологически чистые двигатели, в 2020 году их число вырастет до 12%, а к 2025 году цифра увеличится уже до 20%.

Набрать баллы или получить штраф

Правда эти самые проценты — цифра весьма условная. Китайские власти разработали довольно хитрую систему «баллов», которые будут набирать автомобильные компании. И каждая проданная машина дает определенное количество баллов. Причем чем больше сможет проезжать авто на электричестве, тем больше очков (то есть за гибриды с бензиновыми моторами дадут мало баллов, а максимум можно будет получить за современные электрокары с автономным пробегом 300-400 км).

И власти не ограничатся лишь этим. Скорее всего, уже скоро в крупных китайских городах введут ограничения на получение номерных знаков для обычных бензиновых автомобилей (например, так уже делают в Шанхае, где номера в первую очередь выдают — точнее продают — обладателям электрокаров). Есть и еще один пряник — если иностранные компании будут соблюдать новые требования, то им позволят самостоятельно строить свои заводы, без необходимости создания обязательных ранее совместных предприятий. Ну а кто не будет соблюдать новые правила, тот получит большой штраф. Правда, есть одна лазейка — баллами можно будет торговать (если у какой-то компании их будет много, то она сможет их продать менее прогрессивному конкуренту).

Новый закон касается только относительно крупных компаний, которые продают ежегодно в Китае более 30 тысяч машин (то есть Rolls-Royce или Ferrari бояться пока нечего).

Мир на пороге перемен

Если вам кажется, что это решение китайских властей касается только Поднебесной и никак не повлияет на мировой автопром, то вы глубоко ошибаетесь. Например, инвестиционный директор датского SaxoBank Стив Якобсен рассказал Forbes, что это — одно из важнейших решений не только десятилетия, но и целого века. Учитывая масштабы китайского рынка, можно не сомневаться, что мы стоим на пороге настоящего прорыва в мире электромобилей. А сам Китай имеет все шансы стать центром развития нового поколения автомобильного транспорта — если завоевать мир с обычными бензиновыми авто у Поднебесной не получилось, то сейчас для этого есть все возможности.

Уже сейчас Китай является мировым лидером по числу проданных электрокаров и гибридов. Пока это первенство обеспечивается за счет простых электромобилей местных производителей, ведь покупатели экологически чистых машин имеют от властей большие субсидии — до 7900 долларов США, что покрывает около трети (!) стоимости такой модели, как, например, BYD e5. Однако субсидии не будут вечными — в 2021 году от них откажутся!

Но автопроизводители уверены, что в Китае они смогут продавать электрокары и без финансовой помощи со стороны государства. Так, руководство Volkswagen уже заявило, что в следующем десятилетии представит в Китае уже 40 (!) моделей эпохи NEV. И Volkswagen не одинок. Похожие планы есть у BMW, Mercedes-Benz, Nissan, Honda и так далее... И не будем забывать про огромное количество китайских стартапов, которые планируют завалить весь мир своими моделями.

Читайте также
Чем удивила Америка: железные собаки и авто с ногами
Американская выставка электроники CES в Лас-Вегасе уже давно не место, где показывают компьютеры или телевизоры. Сейчас на CES можно увидеть массу разработок в мире транспорта! Рассказываем про самое интересное

Когда электрокары станут дешевле бензиновых авто

У нового закона есть и немало критиков — часть экспертов уверена, что не только китайский, но и мировой рынок пока не готов принять большое количество электромобилей, которые имеют несколько серьезных минусов по сравнению с автомобилями с традиционными ДВС: долгая зарядка батарей, небольшой автономный пробег и, главное, высокая цена.

Но в Китае надеются, что с первыми двумя недостатками справятся ученые, которые получают огромные деньги на исследования в этой области (в ближайшие пять лет в электротранспорт во всем мире будет суммарно инвестировано около 244 млрд долларов). Хотя некоторые эксперты уверены, что современным автомобилям просто не нужны большие запасы хода. Например, во время прошлогоднего автосалона в Париже еще тогда глава альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлос Гон заявил, что потребителю сейчас достаточно иметь машину, которая может проехать 300 км. Гон уверен, что если электрокар способен преодолеть это расстояние, то покупатель перестает беспокоиться о запасе хода (статистика показывает, что ежедневный пробег электрокаров Renault вообще не превышает 50 км. А ведь автопроизводители сейчас говорят, что они скоро будут готовы к выпуску электромобилей с запасом хода в 500-600 км.

Что касается проблемы стоимости электрокаров, то в ближайшую пятилетку ее наверняка решить не удастся. Однако эксперты предполагают, что благодаря действиям Китая перелом произойдет на рубеже 2024-2028 годов. Именно в этот период стоимость автомобилей с электрическим двигателем и бензиновым сравняется! И это станет переломом — после этого возврата к бензиновым машинам уже не будет.