Что еще нельзя делать в самолете (и почему)

Почему же в самолётах нельзя вставать сразу же после приземления и зачем нужно убирать наушники?
Валерий Чусов

Мы уже рассказывали, почему при взлете и посадке нужно затягивать ремни безопасности, убирать столики и открывать шторки на иллюминаторах. И вот сегодня — вторая часть материала на тему «почему нельзя».

Читайте также
Не хочу на метро: 5 самых дешевых машин с автоматом
В 2019-м россияне нашли «под елкой» подросший НДС и, как следствие, новые ценники на товары. Автомобили тоже подорожали, но покупать единый билет пока рано — на рынке еще есть удобные для города «двухпедальные» модели за гуманные деньги

Что требуют: не трогать без необходимости ручки и замки дверей и аварийных выходов.

Почему: конструкция самолётных дверей и люков такова, что они просто не могут открыться при существенном превышении внутреннего давления над внешним. Например, двери Boeing 737, 757, 767, Ил-96, и аварийные люки просто чуть большего размера, чем их проёмы, и придавливаются внутренним давлением. А двери Airbus, Boeing 777, 787 и SSJ100 хоть и открываются наружу, имеют специальную блокировку, причём чисто механическую, без всякой электроники.

Однако когда самолёт на земле, разница давления не так велика. При этом после закрытия дверей бортпроводники переводят их в положение аварийного открывания — об этом свидетельствует объявление старшего бортпроводника «Двери в положение Armed». Это значит, что включён привод аварийного открывания — обычно это встроенный в дверь пиропатрон или баллон с газом, и подключён надувной трап. Теперь при открывании двери она буквально отстреливается (есть немало видео в Интернете), а аварийный трап тут же надувается. Свернуть его обратно можно, но это работа на несколько часов. И к ней допускаются только специалисты, которых может не быть в аэропорту, где всё это случилось. Так что самолёт будет стоять и ждать, когда такой специалист прибудет. Ориентировочные затраты авиакомпании в этом случае — от 10 тысяч долларов плюс простой самолёта.

Дёргать ручки в полёте тоже лучше не надо: люк или дверь точно не откроются, но механизм может быть выведен из рабочего состояния.

Что требуют: не пользоваться наушниками.

Почему: заткнувший уши пассажир может не услышать сообщения экипажа по громкой связи. Есть также риск того, что шнур от наушников может создавать какие-то риски в экстренной ситуации.

Что требуют: в случае разгерметизации надеть маску сначала себе, потом ребёнку. Что за поощрение эгоизма?

Почему: при разгерметизации воздух из самолёта выходит, падает его плотность и содержание кислорода, и человек теряет сознание из-за кислородного голодания. При этом он сам может не заметить, что отключается. Если вы сначала будете надевать маску кому-то другому, то можете просто не успеть закончить и окажетесь в обмороке. Тогда без кислорода останетесь и вы, и ваш подопечный. Даже если вы сумеете надеть маску на ребёнка до того, как отключитесь, не факт, что он наденет её на вас. Вы должны сохранить свою способность заботиться о ребёнке.

Читайте также
Что нельзя делать в самолете (и почему)
Одна американская авиакомпания сняла с рейса пассажира за то, что он заснул перед взлётом. И хотя выяснилось, что он не был пьян или болен, его оставили на земле. И его жену тоже

Что требуют: держать ремень застёгнутым всё время, когда вы находитесь в кресле.

Почему: самолёт может попасть в воздушную яму даже при горизонтальном полёте, или будет вынужден совершить внезапный манёвр. Это редко, но всё-таки случается. Встретиться головой с потолком совсем не полезно для здоровья или, как минимум, для настроения.

В японских авиакомпаниях для того, чтобы можно было контролировать состояние ремней, их требуют застёгивать поверх пледа, если пассажир им укрывается.

При взрывной декомпрессии из-за внезапной разгерметизации самолёта мощный поток воздуха сносит с места все незакреплённые предметы, и людей в том числе.

Что требуют: закрывать шторки иллюминаторов в длительном горизонтальном полёте.

Почему: солнечный свет на высоте очень яркий, и пилоты часто сами закрывают окна кабины или пользуются противосолнечными очками — не случайно одна популярная модель называется Aviator. Ночью над облаками может быть довольно ярким свет Луны. Большинство пассажиров предпочитают спать или смотреть видео на экранах, и свет из иллюминаторов может им помешать. В широкофюзеляжном самолёте мест у иллюминаторов всего два в каждом ряду, а пассажиров в этом ряду может быть до десяти. То есть удовольствие одного или двоих полюбоваться пейзажем означает неудобство для многих.

Что требуют: после приземления не вставать с места до полной остановки самолёта.

Почему: при маневрировании по рулёжным дорожкам и перрону самолёт может резко остановиться или повернуть, что приведёт не только к падению вставшего, но и к повреждению им других людей, которые ни в чём не виноваты. А если он при этом доставал с полки ручную кладь, ущерб может увеличиться.

Именно поэтому пилоты французской авиакомпании обычно перед окончательной остановкой говорят по громкой связи Dernier Virage, «последний поворот». А теперь и в «Аэрофлоте» можно услышать после остановки слова командира воздушного судна Parking position. После этого можно вставать.