Уже 15 декабря гонкой в Саудовской Аравии (вот же парадокс — электрические гонки в нефтяной стране!) начнется новый сезон Формулы-Е, причем он не просто станет пятым в истории серии, но и радикально изменит облик чемпионата. Нам удалось побывать на последнем этапе прежней Формулы-Е, поэтому можем поделиться впечатлениями из первых рук, а заодно предположить, как перемены скажутся на зрелищности и популярности.
Что такое Formula E?
Сначала — немного истории. Первый сезон прошел в 2014-2015 годах с подачи Алехандро Агага (основателя и директора Формулы Е), известной персоны в автоспортивном мире. Тогда машины оснащались стандартной силовой установкой, что не особо привлекало автопроизводителей, поэтому уже со следующего года участникам разрешили самостоятельно разрабатывать электромоторы, трансформаторы, систему охлаждения и трансмиссию.
А в марте этого года представили машину следующего поколения — дизайн стал более футуристичным, мощность электромотора подняли до 250 кВт (340 л.с.) в квалификационном режиме (в гоночном для обеспечения запаса хода действует ограничение в 272 л.с.). Поэтому максимальные скорости на быстрых трассах должны вырасти до 280 км/ч. Шины — 18-дюймовые Michelin Pilot Sport с протектором.
Главная особенность новой машины в том, что она позволит проезжать всю дистанцию гонки без смены автомобиля — прежде приходилось пересаживаться в другой, с полностью заряженными батареями примерно в середине заезда. Правда, чемпион прошлого сезона, Жан-Эрик Вернь (знакомый по выступлениям в Формуле-1 за Toro Rosso) предположил, что это может отрицательно сказаться на зрелищности. И в этом есть доля правды — это требовало от команд разработки тактики, а заодно вносило сумятицу, которая влияла на итоговые позиции.
Чем Formula E может заинтересовать зрителей?
Причин, на самом деле, масса — даже с точки зрения настоящего фаната автоспорта. Первое — это доступность, и дело не только в стоимости билетов. Все гонки (или ePrix, по аналогии с Grand Prix) проходят в крупных мегаполисах, в числе которых Рим, Париж, Гонконг прямо на городских улицах, поэтому не нужно по пробкам добираться на стационарную трассу.
Особенно хорош в этом плане этап в Нью-Йорке — традиционный финал сезона с двумя заездами (в субботу и воскресенье). Борьба на узкой трассе с бетонными ограждениями на фоне небоскребов Манхэттена — прекрасное зрелище! Алехандро Агаг, кстати, уже обмолвился, что Формуле Е очень хочется провести ePrix в Москве...
Порадует зрителей и приличное число обгонов — гонщики вынуждены экономить заряд батареи и сами решают, когда использовать ее по максимуму. Поэтому на трассе они часто меняются местами, а особенности трасс (узкие и короткие) приводят к авариям в случае ошибок. Кроме того, болельщики могут самостоятельно повлиять на исход гонки — пилоты, занявшие первые 5 мест в онлайн-голосовании, получают возможность кратковременно повышать количество энергии во второй половине заезда.
А с этого года FIA вводит дополнительный бонус в 25 кВт, который можно «активировать» в определенном месте вне гоночной траектории (потеряв на этом немного времени) и потом атаковать на протяжении 4 минут. Все ради увеличения числа обгонов! Результаты, к слову, действительно плотные — лучшая команда определилась только на последнем этапе, а разница составила всего 2 очка. Да и Жан-Эрик Вернь приехал в Нью-Йорк еще не в статусе чемпиона. И количество топ-пилотов растет год из года — например, только в этом сезоне поедут бывшие гонщики Формулы-1 Фелипе Масса, Себастьен Буэми, Нельсон Пике-мл, Лукас ди Грасси, Стоффель Вандорн и Паскаль Верляйн, полно звезд DTM и гонок на выносливость — Гэри Паффетт, Хосе Мария Лопес, Эдоардо Мортара, Андре Лоттерер.
Количество звезд не случайно — из 11 команд 8 так или иначе связаны с автопроизводителями! Так что, есть на кого посмотреть. А если нет возможности или желания приехать на трассу, то заезды показывают в прямом эфире по телеканалу Eurosport или на официальном канале серии в Youtube (позднее они доступны в записи). И формат не утомительный — 45 минут плюс 1 круг. Одна беда — отсутствие звука двигателей. Живьем это больше всего напоминает... поросячий визг.
Зачем Formula E автопроизводителям?
Тут уже присутствуют Audi, DS Automobiles, Jaguar и Mahindra, а сейчас к ним присоединились BMW, Nissan (он заменил партнеров из Renault) и Mercedes-Benz, причем последние ради этого даже бросили серию DTM, которая немыслима без машин с трехлучевой звездой! Правда, в первом сезоне немцы будут выступать под брендом HWA, но это их традиционный ход в новых гоночных сериях. Задумываются о Формуле Е и в Ferrari, а со следующего года приходит Porsche — после успешного возвращения в марафоны (три победы подряд в «24 часах Ле-Мана») была выбрана именно электрическая серия. Почему?
На этот вопрос ответил Андреас Зайдль (да, люди из Porsche уже ездят на этапы Формулы Е, задолго до дебюта!), ответственный за программу в Формуле Е: «Да, у нас стандартизированные шасси и батарея, но остается очень много возможностей, где можно доказать превосходство Porsche в электрических технологиях. Мир меняется, людям становятся интересны электромобили, поэтому эта серия — отличный шанс показать наши лучшие качества на фоне конкурентов. К тому же, участие здесь сильно дешевле, чем даже в чемпионате WEC, не говоря о Формуле-1».
И это так — например, стоимость электромотора ограничена FIA уровнем 250 тысяч евро, шины и тормоза у всех одинаковые, а сравнительно небольшая дистанция не слишком «выматывает» машины, технические отказы в Формуле Е редки. Вчера команда Porsche подтвердила первого пилота — им стал швейцарец Нил Яни, выигравший в составе Porsche марафон «24 часа Ле-Мана» в 2016 году. Но есть у них и еще один козырь в виде Брендона Хартли — у новозеландца за плечами не только победа в Ле-Мана, но и опыт современной Формулы-1, где используются гибридные технологии. Так что их переход в Формулу Е наверняка озадачивает конкурентов. А мы с интересом понаблюдаем за новым сезоном — гонка в Саудовской Аравии стартует в 15 часов по Московскому времени.
Календарь Формулы Е (сезон 2018/2019)
- 15 декабря 2018 — Ад Дирия (Саудовская Аравия)
- 12 января 2019 — Марракеш (Марокко)
- 26 января 2019 — Сантьяго (Чили)
- 16 февраля 2019 — Мехико Сити (Мексика)
- 10 марта 2019 — Гонконг (Китай)
- 23 марта 2019 — Санья (Китай)
- 13 апреля 2019 — Рим (Италия)
- 27 апреля 2019 — Париж (Франция)
- 11 мая 2019 — Монако (Монако)
- 22 июня 2019 — Берн (Швейцария)
- 13-14 июля 2019 — Нью-Йорк (США)