Как мы покатались по Луне (и на чем)

Пожалуй, на Земле не осталось ни одного уголка, куда бы не «ступало» колесо автомобиля (кроме дачи твоей бабушки). Но нашей планете колесам оказалось мало. Они успели наследить и в космосе, например, на Луне
Вячеслав Ровнер

Правда, сделать обзор транспортных средств, которые на сегодняшний день поездили среди лунных кратеров и морей, проще, чем модельного ряда «АвтоВАЗа». Потому что там побывало всего-то шесть колесных аппаратов. Зато дел они наделали немало.

Луноход-1

Кто сделал

Первый в мире лунный транспорт сделало «НПО имени Лавочкина», а также весь советский народ в лице ракетно-космической и оборонной промышленности СССР.

Как устроен

«Кастрюля» под крышкой на 8 колёсах весом 756 кг. Внутри находилась различная измерительная, исследовательская и записывающая аппаратура, а крышка в поднятом положении служила солнечной батареей мощностью 180 Вт. Также был радиоизотопный полониевый источник тепла для подогрева во время суровой лунной ночи. Управлялся дистанционно с Земли специальными экипажами.

Как доставили

На автоматической межпланетной станции «Луна-17» 17 ноября 1970 года.

Что сделал

Проработал почти год вместо плановых 90 дней и прошёл по лунной поверхности 10 540 м. Обследовал более 80 тыс. кв. метров поверхности, передал на Землю более 25 тыс. фотографий и 211 панорам.

Что интересного

  • Место последней парковки «Лунохода-1» долгое время было неизвестно (или хранилось в тайне). Лишь в 2010 году был засечён отраженный от него сигнал.
  • В честь праздника 8 марта экипаж «Лунохода» нарисовал для своих женщин на Луне восьмёрку.

LRV (Lunar Roving Vehicle)-1

Кто сделал

Корпорация Boeing с привлечением Delco Electronics (филиал General Motors).

Как устроен

Алюминиевая рама, передняя и задняя части которой складывались в среднюю для транспортировки. Четыре алюминиевых колёса, каждое с автономным электромотором мощностью 190 Вт. Ещё два электромотора использовались для поворота всех колёс. Питание — 2 сухих неперезаряжаемых Ag-Zn аккумулятора на 36 вольт каждый емкостью по 121 А/ч. В центре рамы два кресла для астронавтов, Т-образная ручка управления. На раму крепится аппаратура. Сухая масса (не вес!) 210 кг. Максимальный пробег 90 км. Максимальная расчетная скорость 18 км/час.

Как доставили

30 июля 1971 года на пилотируемом космическом корабле «Аполлон-15» в сложенном виде на внешней стороне посадочного модуля.

Что сделал

31 июля 1971 года впервые повёз по Луне людей — астронавтов Дэвида Скотта и Джима Ирвина. Проехал по Луне 27,76 км за 3 часа 2 минуты, максимально удаляясь от лунного модуля на 5 км.

Что интересного

При посадке в кресла Ровера выяснилось, что ремни безопасности коротковаты — самостоятельно пристегнуться астронавты не смогли, пришлось с трудом помогать друг другу. Конечно же, американцы разогнались как смогли — до 13 км/час. Дэвида Скотта даже укачало — аппарат при небольшой лунной силе тяжести довольно сильно раскачивался и подпрыгивал, отрываясь от поверхности всеми колёсами.

Теоретически первый Ровер мог встретиться на Луне с нашим «Луноходом-1». Он в это время ещё исправно выполнял свои задачи.

LRV (Lunar Roving Vehicle)-2

Кто сделал

Как и первый, корпорация Boeing с привлечением Delco Electronics (филиал General Motors).

Как устроен

Аналогично первому, но ремни безопасности все же удлинили.

Как доставили

22 апреля 1972 года на корабле «Аполлон-16».

Что сделал

Проехал по Луне 26,5 км за 3 часа 26 минут, максимально удалившись от модуля на 4,5 км. Доставил к посадочному модулю «Большой Мюлли» — самый большой из всех камней, привезённых на Землю всеми лунными миссиями американцев. Вес «Большого Мюлли» 11,1 кг. Установил мировой рекорд скорости передвижения по Луне — 18 км/час, который не побит до сих пор.

Что интересного

Во время одного из выходов на грунт астронавт Янг задел противопыльный щиток и повредил его. В результате сами астронавты, груз, а главное батареи покрылись пылью, что снизило возможности и ресурсы Ровера.

LRV (Lunar Roving Vehicle)-3

Кто сделал

Корпорация Boeing с привлечением Delco Electronics.

Как устроен

Аналогично первым двум.

Как доставили

11 декабря 1972 года на корабле «Аполлон-17», а точнее на лунном модуле «Челленджер».

Что сделал

Стал последним на сегодняшний день транспортным средством, перевозившим человека по Луне. Да и сам командир Юджин Сернан стал последним на сегодня человеком, побывавшим там. Проехал больше всех — 35,89 км за 4 часа 26 минут, удалившись от модуля на 7,6 км. Перевёз больше всего образцов лунного грунта и камней — около 110 кг.

Что интересного

Вы будете смеяться, но и третьему Роверу сломали пыльник. Пришлось заматывать его клейкой лентой, но в итоге пыльник при езде вообще потеряли. Астронавты сделали ему на замену новый — из карт местности, клейкой ленты и пластиковых зажимов от осветительных приборов посадочного модуля. Вы же помните — это все было на Луне, а не вблизи ближайшего хозмага. Этот самопальный пыльник, кстати, сейчас экспонируется в National Air and Space Museum в Вашингтоне.

На LRV-3 был проведён первый и пока последний тест-драйв на Луне. Пробная поездка понадобилась для того, чтобы убедиться в исправности всех систем и оборудования потому, что на предыдущих Роверах случилось несколько неприятных отказов, которых не заметили сразу по выгрузке.

Проделал самую протяженную и самую продолжительную поездку по Луне за всю историю миссий «Аполлон» — 9,1 км за 73 минуты. Ровер был всего в 5 минутах от точки невозврата, удалившись за которую астронавты просто не смогли бы вернуться к модулю из-за исчерпания ресурсов системы жизнеобеспечения.

Луноход-2

Кто сделал

Аналогично «Луноходу-1», на «НПО имени Лавочкина» — нашем главном предприятии по автоматическим космическим аппаратам.

Как устроен

Как и первый. Но весил уже 836 кг! Рекорд.

Как доставили

15 января 1973 года на автоматической межпланетной станции «Луна-21».

Что сделал

Проехал по Луне больше всех в мире — 42 км. Передал на Землю 80 тысяч фотографий и 86 панорам Луны.

Что интересного

Причина его столь короткого — всего 4 месяца — срока службы в нарушении теплового режима. Получилось так, что при попытке выбраться из кратера оператор «Лунохода» дал ему с Земли команду сдать назад. Это привело к тому, что открытая крышка-батарея зачерпнула немного лунного грунта и не смогла потом закрыться плотно. Произошло запыление, упал зарядный ток и в результате «Луноход-2» так и остался на дне этого кратера 9 мая 1973 года. Больше на связь он так и не вышел.

Юйту («Нефритовый заяц»)

Кто сделал

Шанхайский инженерный институт аэрокосмических систем (Shanghai Aerospace System Engineering Institute) и Пекинский университет авиации и космонавтики.

Как устроен

Шестиколесная конструкция массой 140 кг и размерами 1,5x1x1,1 метра. Весьма скромно по сравнению с предыдущими аппаратами. Питание от солнечных батарей, обогрев от плутониевого радиоизотопа российского производства. Был рассчитан на три месяца эксплуатации, пробег 10 км и максимальную скорость 0,2 км/час

Как доставили

14 декабря 2013 года, спустя целых 40 лет после «Лунохода-2» на автоматической межпланетной станции «Чанъэ-3».

Что сделал

В основном стоял в состоянии «спячки». Проехал всего 114 метров.

Что интересного

Проработал 31 месяц, из которых штатно всего два. Помог обнаружить совершенно неизвестные до этого лунные базальты. Вот, пожалуй, и все. Так что вспоминают «Зайца» чаще всего лишь за то, что он был первым после 40 лет лунного безмолвия.