В 1950-е годы перед автопромышленностью СССР встал вопрос о выпуске компактного автомобиля для 2-4 человек, экономичного и простого в обслуживании. Машина должна была занять место модели «Москвич-401», которая к тому времени уже была снята с производства. Изначально разработку «горбатого» проводили на МЗМА — Московском заводе малолитражных автомобилей. Однако к тому моменту все производственные мощности завода были заняты под выпуск более крупной модели «Москвич-402». Поэтому производить машины решили на запорожском заводе «Коммунар».
Решение выглядело не слишком логичным, ведь в Запорожье в то время не имели ни малейшего понятия, как делать автомобили — завод занимался выпуском комбайнов. Тем не менее, «партия сказала надо», а предприятие ответило быстрым перепрофилированием. Правда первые несколько партий были выпущены ограниченной серией и в продажу не поступили, а разошлись по производствам-смежникам.
Конвейерный выпуск и открытая продажа были налажены уже после 1961 года. Стоимость машины составляла 1800 рублей (для сравнения, чуть более крупный Москвич-407 стоил 2500). Но первый «Запорожец» был далеко не сверхдоступным автомобилем: 1800 рублей на тот момент — 20 средних зарплат гражданина СССР.
![](https://resizer.mail.ru/p/81359f6f-e462-5d6d-8439-ca5563241805/AQABYYjtkNBKOb43YXRgU58Mevdl8miI4Y7Ik9iEBJmBdKx_i_s9bvJZfZU3XNgzS8pKhkoNVuTCwkPUmN1pum45fEQ.jpg)
На машину был установлен 4-цилиндровый двигатель объемом 0,75 л и мощностью 23 лошадиных силы. Его конструкция, как это странно не прозвучит, была во многом продиктована требованиями военной индустрии: такой же силовой установкой собирались оснащать армейские полноприводные амфибии ЛуАЗ-967. Именно движок называли главным слабым местом «горбатого»: мало того что он был ненадежным, так еще и жутко шумным.
С 1960 по 1969 года было выпущено 322 тысячи машин. «Запор» стал поистине народным автомобилем и даже экспортировался за рубеж: для этих целей была разработана специальная версия 965Э/965АЭ «Ялта» c улучшенной звукоизоляцией и внутренней отделкой. Широкую известность также приобрела «инвалидка» — версия для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Их было даже две: 965Б для людей с полностью нефункциональными ногами и 965Р для тех, у кого работала одна рука и одна нога. Кроме этого, существовала и праворульная версия «Запорожца», но не для экспорта в Великобританию и конкуренции местному Mini, а для развозки почты.
![](https://resizer.mail.ru/p/150e6d38-a5fe-5b2d-903b-79f7536019d1/AQABo4r6UYWL2ujoNkz9wNuEWFBCt3mSMMN7pr4OzBWgpF8-Miv2a3nNb_AEe_Vb472CKJj-_UP3q8DLjp8cZIsx8U4.jpg)
Благодаря заднему приводу и распределению массы «Запорожец» отличался очень хорошей проходимостью. «Там, где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится, “Запор” на пузе проползет, и ничего с ним не случится», — так о машине шутили в свое время. Возможности машины хорошо демонстрирует вот это видео: даже когда передние колеса полностью заблокированы глиной, «Запорожец» продолжает ехать.
Для многих советских семей именно «Запорожец» стал первой в жизни машиной. На нем и по городу ездили, и за город выбирались. За свой «игрушечный» вид, дешевизну и конструктивные недостатки он часто становился объектом шуток. «Горбатый» был постоянным героем анекдотов, в которых он сталкивался с 600-м «Мерседесом», боялся собак и позорил всю семью. Но народной любви все же было куда больше: скажите сами, стали бы плохой машине повсюду ставить памятники?
![](https://resizer.mail.ru/p/33879e56-d7d9-57bc-8f59-7fb8498af871/AQABCWD6ilZ-4FzZwIiWak-SYnDojYGqmUyW_9NOfDdwA7BgGWbxlGFk7YhxW1s2GbuS-PfYl4eMLm57BkrQkmBJnOw.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f9551a18-9539-5c64-8a8c-ee6b54402c5e/AQAB5GRdEsKhlCUSjbeTmH58xjsEmNsy_CJKKmLnWh1TQV_Mkxa_kg2D1rCQqeEbqTkaEixOxsNJatllr-NasBb5fYI.jpg)
Небольшие размеры и компактный салон также породили довольно специфическое соревнование — устанавливать рекорды по количеству людей, которые помещаются в автомобиль. Лучший результат пока что установлен в 2007 году — 26 человек (не повторяйте в домашних условиях, пожалуйста!).
Многие «горбатые» на ходу до сих пор. В зависимости от состояния, их стоимость колеблется от «отдам за так» до 350 тысяч рублей. Их активно реставрируют и тюнингуют. Если вам хочется милую и винтажную машину, а на Volkswagen Kafer или Citroen 2CV денег нет, то «горбатый» — ваш выбор.
При наличии вдохновения, денег и должной сноровки из него даже джип можно сделать. Вы уже видели, что «Запор» может сделать на плохой дороге, а в такой версии из него просто танк получится!