Летающие персоналки: самые популярные бизнес-джеты

Бизнес-джеты давно стали частью имиджа делового человека, такой же важной, как строгий костюм, дорогие часы и премиальный автомобиль с водителем
Александр Плеханов

Давно прошли те времена, когда серьезные бизнесмены летали регулярными рейсами, подстраиваясь под расписание авиакомпаний и проходя процедуру регистрации наравне с другими пассажирами. В шестидесятых годах прошлого века появились первые так называемые «административные» самолеты, за которыми впоследствии закрепилось более привычное теперь название «бизнес-джеты». Под конец семидесятых годов эти самолеты уже выпускались сотнями в год, снискав популярность у представителей мирового бизнес-сообщества, политиков, кинозвезд и прочих обеспеченных людей. Они стали своего рода продолжением персональных автомобилей и выполняли все те же функции, только не ездили, а летали. Между городами, странами и континентами.

Самолет от «Хонды»

«Входной билет» в персональный бизнес-класс стоит порядка 3-5 млн долларов. Именно столько придется отдать за компактный бизнес-джет массой около 5 тонн и длиной 12-13 метров. Например, Honda HA-420 HondaJet. Японский концерн Honda известен своими автомобилями и мотоциклами, также неплохих успехов он добился в разработке робототехники, но вот самолеты японцы вплоть до недавнего времени не выпускали. Однако это не означает, что их первая ласточка получилась неудачной, а скорее наоборот — инженеры Honda разработали очень самобытный и неординарный бизнес-джет.

Достаточно посмотреть на расположение двигателей, которые установлены над крылом. По уверениям разработчиков, такая компоновка позволила увеличить полезный объем фюзеляжа, снизить уровень шума, а также уменьшить риск попадания в двигатели мусора с взлетной полосы. Вместе с тем, подобная компоновка усложнила и затянула процесс разработки самолета, но японцы со всеми проблемами благополучно разобрались.

Honda HA-420 HondaJet оснащается двумя двигателями HF-120, разработанными с помощью американских партнеров из General Electric, и может преодолевать расстояние в 2600 километров с крейсерской скоростью 778 км/ч. К плюсам этого компактного бизнес-джета стоит отнести фюзеляж из композитных материалов, что благоприятно сказалось на снижении веса, отделанный кожей и велюром салон на четырех пассажиров с туалетной комнатой в хвосте, шесть иллюминаторов с самозатемняющимися стеклами и один из самых низких уровней шума в своем классе.

Первые серийные Honda HA-420 HondaJet стали поступать к заказчикам в 2015 году по цене 4,8 млн долларов за базовую модификацию. Топ-комплектация самолета с коврами на полу, пятым пассажирским сиденьем, оконными шторками с электроприводом, туалетной комнатой с дополнительным оборудованием стоит 5,1 млн долларов. Начиная с 2019 года Honda планирует выпускать по 80 самолетов — весьма неплохой показатель для компании, которая находится на авиационном рынке менее пяти лет.

С дизайном от BMW

Более крупный, 15,6-метровый бразильский бизнес-джет Embraer EMB-505 Phenom 300 в момент своего появления на рынке в 2009 году стоил 6,6 млн долларов, а сейчас его цена перевалила за 7,2 миллиона. В стандартной комплектации он рассчитан на шестерых пассажиров, но при установке дополнительных сидений может брать на борт восемь человек. Интерьер самолета разрабатывало дизайнерское бюро BMW Designwork, которое постаралось сделать так, чтобы в салоне высотой полтора метра можно было передвигаться в полный рост. Для этого между креслами был сделан расположенный ниже уровня пола проход, а в потолке — ниша. Так что людям среднего роста можно ходить по салону, не пригибаясь.

Самолет оборудован полноценной туалетной комнатой, шкафом для одежды и вместительным, по меркам бизнес-джетов багажным отделением. Ещё одна особенность самолета, это система Garmin Synthetic Vision Technology, которая, работая в связке с радаром, радиовысотомером и навигационной системой, показывает пилоту 3D картинку местности, отмечая опасные объекты. Данная система помогает пилоту видеть полосу при заходе на посадку ночью и в сложных климатических условиях, например в снегопад или в туман. Embraer EMB-505 Phenom 300 оснащается двумя двигателями, расположенными в задней части фюзеляжа, и может преодолевать расстояние в 3300-3600 километров в зависимости от пассажировместимости с крейсерской скоростью 834 км/ч.

Овальный фюзеляж

17,3-метровый бизнес-джет Gulfstream G150 относится к категории midsize и по ряду показателей является одним из лучших в своем классе. Самолет разработан американской компанией Gulfstream в кооперации с давним партнером американцев, израильским оборонным концерном Israel Aerospace Industries (IAI), известным производителем беспилотников, спутников и ракетных систем. Главная «изюминка» этого бизнес-джета — овальное сечение фюзеляжа, что позволило увеличить высоту салона, где пассажиры могут ходить в полный рост.

Самолет предлагается в трех фиксированных комплектациях и может брать на борт от шести до девяти пассажиров. К плюсам также можно отнести хорошее оснащение, включающее, помимо туалетной комнаты и шкафа для одежды, ещё и небольшую кухню, что вообще-то недоступно для большинства бизнес-джетов, на борту которых, в лучшем случае, имеется только охлаждаемый мини-бар. Также Gulfstream G150 способен забираться на высоту до 13 700 метров, значительно выше, чем летают пассажирские авиалайнеры. Следовательно, ему не грозит опасность попасть в воздушный «трафик», и большую часть пути он летит в гордом одиночестве. Самолет оснащается двумя экономичными двигателями Honeywell TFE731-40AR, позволяющими преодолеть расстояние в 5460 километров на крейсерской скорости 850 км/ч. Базовая модификация Gulfstream G150 стоит 13,5 миллиона долларов.

Американо-израильский бизнес-джет позиционируется как один из самых экономичных, быстрых и высотных самолетов данного класса, но это лишь отчасти соответствует действительности. Потому что конкуренты тоже не дремлют и не намерены уступать свои позиции без боя.

Рекордсмен

Если и есть рекордсмен среди бизнес-джетов по высоте и скорости полета, то это вне всякого сомнения 22-метровая Cessna 750 Citation X, чьи характеристики ещё долго будут оставаться непревзойденными. В начале девяностых годов прошлого века бизнес-джеты Cessna критиковали за небольшую скорость, и американцы решили исправить это упущение, разработав уникальный по многим показателям самолет. Cessna 750 Citation X способна развивать скорость в 1021 км/ч и преодолевать на крейсерской скорости 976 км/ч расстояние в 6400 километров. Кроме того, максимальная высота полета составляет 15 540 метров, что более чем на пять километров выше, чем летают пассажирские самолеты.

Первые серийные Cеssna 750 Citation X появились в 1996 году и сразу же принялись устанавливать мировые рекорды. Национальная воздухоплавательная академия США присвоила самолету звание самого быстрого американского коммерческого воздушного судна, а вскоре Cessna 750 Citation X совершила кругосветный перелет со средней скоростью 901 км/ч. Во многом подобные достижения стали возможны не только благодаря совершенной аэродинамике, но и английским двигателям Rolls-Royce AE 3007C. Американцы впервые установили британские двигатели на свой бизнес-джет и не прогадали. В 2012 году на рынок вышла модернизированная Cessna 750 Citation X+ с удлиненным фюзеляжем, улучшенными материалами отделки салона, увеличившейся грузоподъемностью и дальностью полета. Бизнес-джет может взять на борт до 12 человек, при этом топливная экономичность у него лучше, чем у других самолетов, перевозящих такое же количество пассажиров.

Cessna 750 Citation X оснащается мини-баром, кухней, гардеробом, багажным отделением и туалетной комнатой. Также предусмотрено кресло для стюардессы, но только в случае восьмиместной компоновки салона. Несмотря на стартовую цену в 22 миллиона долларов и далеко не юный возраст, Cessna 750 Citation X пользуется хорошим спросом, и на сегодняшний день заказчикам отправлено 338 самолетов.

Самолет за 35 миллионов

В 2009 году звание лучшего бизнес-джета в мире за явным преимуществом выиграл французский Dassault Falcon 7X. Нередко подобные титулы не всегда корректно отражают реалии, но только не в случае с французским самолетом. Несмотря на то, что в задней части фюзеляжа Dassault Falcon 7X располагается один из трех двигателей Pratt & Whitney PW307A, а также крепления остальных двух двигателей, самолет длиной 23,2 метра получил самый вместительный среди одноклассников салон, рассчитанный на 19 пассажиров. Также этот бизнес-джет может похвастать двумя туалетными комнатами и зоной отдыха для экипажа, кухней, шкафами для одежды и багажным отделением. Три двигателя не только делают самолет более безопасным по сравнению с двухдвигательными конкурентами, но и имеют на 15% лучшую топливную экономичность.

А самый главный плюс — это рекордная дальность полета в 11 020 километров с крейсерской скоростью 900 км/ч. Самолет может находиться в воздухе 13 часов, и место для отдыха экипажа предусмотрено неслучайно. Инженеры компании Dassault Aviation имеют огромный опыт в разработке истребителей, который также используется и при создании гражданских самолетов. Так, Falcon 7X стал первым бизнес-джетом, полностью разработанным с использованием компьютерных программ, что позволило испытать в виртуальном режиме уникальное крыло самолета, благодаря которому и были достигнуты высокие летные характеристики. Таким же образом испытывалось и поведение самолета при критических режимах полета. Если раньше подобные программы использовались в основном при проектировании боевых самолетов, то теперь применяются и в гражданском авиастроении, а пионерами данной инновации стали инженеры Dassault Aviation. Каждый бизнес-джет изготавливается с учетом пожеланий конкретного заказчика, стартовая цена самолета — 35 млн долларов.