На самом деле, туареговские фары — вещь! Никаких поворотных механизмов, шторок и прочей «механики». Компьютер командует включением, выключением и изменением яркости каждого из 256 диодов, основываясь на информации, которая поступает от фронтальной камеры, датчиков освещенности и навигационной системы.
Пока едешь по освещённому городу — дальний свет выключен. Но когда городская застройка заканчивается, умный Volkswagen начинает плавно включать диоды дальнего света, чтобы обеспечить своему водителю максимальную видимость. Матричные фары светят на 20% дальше, чем базовые светодиодные!
Как только впереди появится встречный, блок управления мгновенно приглушит только те элементы, которые могут ослепить водителя. Притом игра диодами будет продолжаться, пока машины не разъедутся... То есть встречная машина всегда останется «затенённой». (То же самое произойдёт и с попутным автомобилем).
Впереди поворот? Благодаря навигации фары знают об этом. Оптика заранее изменит яркость диодов так, чтобы осветить вираж до того, как водитель качнёт баранкой. Перед перекрестками световые пучки расширяются влево и вправо. А как здорово система высвечивает отдельным лучом пешехода на обочине!
Вот только этими чудесами техники сейчас, пожалуй, уже никого не удивить. В 2012-м, когда только вышел новый S-класс серии W222, где впервые появилась активная оптика (ещё механическая!), это было дерзко... Потом необычайным прорывом считались чисто электронные системы — их почти одновременно вывели Audi и Mercedes.
Кстати, 5-6 лет назад инженеры умели разместить внутри фары только 24-25 диодов. И рассуждали, что неплохо бы довести их количество до 80-90... В нынешнем «Туареге» на каждый «глаз» приходится 128 элементов, а цена системы — около 1 500 евро. В 2013-м, покупая Audi A8, за 25-диодную систему Matrix LED приходилось платить 4 000 евро.
И это очень хорошая тенденция! Матричные технологии становятся доступнее, а потому начинают появляться не только на флагманских моделях. Volkswagen обещает, что скоро такие системы станут доступны для «простых» машин — вроде «Гольфа» и «Поло». Но сначала таким фарам придётся стать ещё дешевле — как минимум, вдвое.
Давайте представим. Если сейчас хорошо упакованный Polo-седан стоит под миллион рублей, то 137 000 рублей за умные фары — это перебор. А вот поставить такую систему за 50 000 захотели бы многие. При этом те же 256 диодов будут считаться простым решением. Потому что инженеры придумали, как нарастить количество диодов-пикселей до 60 тысяч!
Мы оценили. Это, конечно, было элементом шоу... Но вышло неожиданно, когда фары экспериментального «Туарега» начали показывать мультики, проецируя изображение на стене ангара. Впрочем, куда важнее другое: с дальним светом можно будет ездить и в плотном потоке мегаполиса, не рискуя ослепить ни встречных, ни попутных водителей.
Вдобавок такую оптику предлагается оснастить сверхмощными диодами. Тогда дальний свет сможет бить почти на 600 метров. На шестьсот! Естественно, диодные решения будут стоить дешевле лазерных, которые прежде считали главной надеждой на яркое будущее. (Хотя фольксвагеновцы намекают, что битва этих двух концепций далека от финала).
Вот только суперфары Micro-pixel HD LED — лишь концептуальная разработка. До товарной реализации которой придётся подождать, как минимум, 3-4 года. Примерно тогда же миру представят целые системы интерактивного света. И вот это уже будет реальная революция! Революция, участниками которой заявлены...
...светящиеся ручки дверей...
Как понять — открыт автомобиль или закрыт? Правильно, дёрнуть за ручку! Но это не всегда удобно... «Мы удивлены, что никто не додумался до этого раньше», — нескромно улыбаются фольксвагеновцы, показывая дверные ручки со встроенными светодиодами. Если замок закрыт, ручка светится красным, открыт — зелёным.
Голубой цвет означает, что автомобиль ищет поблизости смартфон владельца, чтобы получить от него команду на открытие замков по протоколу NFC. Между прочим, на основе «ближней бесконтактной связи» устроена система бесконтактной оплаты покупок — когда человек на кассе расплачивается «одним касанием» кредитки или телефона.
И больше никаких ключей! Замки будут открываться со смартфонов, если владелец гаджета подтвердит действие отпечатком пальца. (Правда, в наших краях такая система — скорее минус. Моргающий зелёными огоньками Volkswagen, в котором никого нет, — это как объявление ко всей окрестной шпане: «Ну-ка, что там внутри?»)
...световой парктроник...
Функция Optical Lane Assist — это виртуальная разметка, которая показывает не только траекторию машины, но также её габариты (включая прицеп). Притом линия света, проецируемая фарами, изгибается вслед за поворотом. И это очень помогает, если впереди — ремонт дороги, и дорожники оставили для движения одну огороженную полосу.
Нечто подобное можно провернуть и с задними фонарями: на асфальт проецируются полосы, которые помогут припарковаться. Но зачем, когда есть обычный парктроник? Инженеры считают, что многим удобнее ориентироваться по зеркалам, нежели смотреть на экран мультимедийной системы. И пешеходам спокойнее: они точно видят, куда поедет машина.
А если нашпиговать заднюю оптику матричными экранами... Тогда на фонари можно будет выводить разные символы или целые слова, адресованные другим участникам движения... (Страшно подумать, какие это могут быть выражения!) Но немцы уверены, что водители обойдутся без оскорблений, а будут делиться предупреждениями об авариях и пробках, которые ждут впереди.
...интерактивная графика
Ещё одна классная идея — световая графика вокруг машины. Поясним. Вы включаете левый поворотник, и перед бампером по асфальту начинают бегать световые треугольники. Таким же образом можно показывать автомобилистам и пешеходам, что сейчас откроется дверь. (Если рядом есть препятствие, дверной уплотнитель подсветится красным).
И это только начало! Помимо традиционных «стопов» и «поворотов» планируется создать новый канал коммуникации: «Как только беспилотный транспорт появится на дорогах общего пользования, пешеходы начнут испытывать постоянный стресс. Как понять, увидела тебя машина или нет?», — делятся прогнозами эксперты Volkswagen.
Есть даже задумка обвесить автомобиль светодиодными панелями, хотя выглядит такое авто, мягко говоря, своеобразно. Но инженеры обещают придумать более элегантные решения. И скромно добавляют: «Из того, что было сейчас показано журналистам, до конвейера дойдут отнюдь не все разработки...».