Тест 4 уникальных «Джипов» и одного старенького

Наши люди на Пасху красят яйца, а Jeep придумывает концепты, чтобы потешить публику ежегодного фестиваля Easter Moab Safari. Нам повезло немного порулить опытными внедорожниками, построенными в единственном экземпляре, и раритетным «Джипом» с мотором V8
Юрий Урюков

Jeep CJ-5

Сюрприз — на ходу самое яркое впечатление оставили вовсе не крутые прототипы на больших колесах, а невзрачный старичок. Если бы не нарядный апельсиновый цвет и коллекционное состояние, ветеранский Jeep легко сошел бы за служебный транспорт. Словно местный шериф случайно припарковался в ряду выставочных машин, но никто не посмел указать ему на ошибку.

С 1954 по 1983 годы Jeep выпустил свыше 600 тысяч примитивных на вид вездеходов CJ-5, которые находили спрос не только в развивающихся Бразилии, Иране и встающей на ноги после войны Южной Корее, но и в благополучной на тот момент Америке. Кого же там заинтересовала утилитарная железная коробка без крыши и дверей, уходящая основой в суровые армейские будни легендарного «Виллиса»?

Оказывается, не только фермеров, но и... плейбоев. В какой-то момент им захотелось красиво выезжать на бездорожье. Поэтому когда марка Jeep в 1970 году перешла под контроль American Motors Corporation, встал вопрос о модернизации наследия бывшего владельца — компании Kaiser. Из сугубо утилитарной модели постарались малой кровью сделать то, что современные маркетологи называют Sport Utility Vehicle. Так на CJ-5 в 1972 году появились усиленная рама и новый передний мост. Компоновку машины слегка перекроили, чтобы поставить под капот свежие двигатели. Среди них оказался и чумовой пятилитровый V8. Именно такой CJ-5 выпуска 1973 года американцы пригнали для блиц-теста.

Запрыгивая внутрь, стараюсь не раскроить колени о железную переднюю панель, торчащие острые углы и головки болтов, которыми она прикручена к каркасу. Относительно мягкие в кабине CJ-5 разве что примитивные сиденья. Задранный педальный узел заставляет подпирать коленями тонкий руль, а тот, в свою очередь, метит водителю в челюсть. Ветровое стекло лежит на капоте, и волосы шевелит то ли ветер, то ли дыхание «Виллиса», заставлявшего солдат терпеть столь же корявую посадку. Хотя прогресс заметен: раздаточная коробка подключаемого полного привода на CJ-5 управляется одним рычагом, приборы стали изящнее, штатное радио появилось, двигатель запускается не кнопкой на полу, а привычным поворотом ключа зажигания.

Пробуждается V8, кстати, лениво и не всегда с первой попытки. Но потом... Черт возьми, это натуральный масл-кар! На старте раритетный Jeep готов вырыть колесами траншеи. А дальше только успевай передачи отщелкивать. Ступеней в механике всего три, врубаются они легко и четко, но главное — не ошибиться. Потому что на месте первой у CJ-5 задняя, а первая там, где обычно вторая. Если усвоил, до третьей доходишь быстро и забываешь о рычаге на целый день. Мотор настолько эластичен, что вывозит почти с холостых.

Сначала мощность V8 определяли в 213 сил, с 1972-го отдачу формально срезали до 152 л.с., но легкому «Джипу» и этого хватает, чтобы не ехать — лететь по колдобинам. Причиной тому и жесткие мосты на рессорах. CJ-5, конечно, не такой дубовый, как Willys MB, пыль из организма на каждой кочке не выбивает. Однако внедорожник изрядно «козлит» на поперечных волнах и мини-трамплинах. Опять же в отличие от предка цивильный «Джип» курс держит четче и рулится адекватнее, но все равно короткобазная машина с узкой колеей весьма верткая. Об этом надо помнить всегда, иначе очередная попытка раскочегарить V8 рискует завершиться далеко от дороги. CJ-5 крепкий, просеку в лесу прорубит, но выдержит ли такой финиш экипаж открытой железной коробки — большой вопрос. Опасно? Кто спорит. И все же немного жаль, что таких безумных автомобилей больше не делают.

Jeep Sandstorm

«Пасхальные» концепты Jeep строит из года в год по двум причинам: обкатать на публике перспективные решения и дать дизайнерам выпустить пар. Необузданный Sandstorm относится ко второй категории. Изначально это был обычный Wrangler Unlimited, но его полностью перекроили в стиле гоночных внедорожников для пустынных бах — коротких ралли-рейдов. На неубиваемые мосты Dynatrac 60 с укороченными до 5.38 ради повышения тяги главными парами надеты исполинские 39,5-дюймовые «тракторные» шины BF Goodrich Krawler на дисках с бедлоками (так принято говорить в России, но вообще слово beadlock произносится как бидлок).

Чтобы это тяжеленное хозяйство не тряслось под рамой впустую от каждого толчка, на машину поставили длинноходную спортивную кастом-подвеску. Да и конфигурацию ходовой переделали: переднюю ось сдвинули вперед на 101 мм, заднюю — назад на 51 мм: растянутая колесная база способствует стабильности. В карбоновом капоте вырезали дополнительные вентиляционные окна, штатные бамперы заменили на ажурные дуги, почти не ограничивающие углы въезда-съезда. Задний борт сняли, дабы разместить запасное колесо на интегрированном в каркас безопасности креплении. Оперативно менять давление в покрышках позволяет штатный бортовой компрессор, он же снабжает воздухом пневмоблокировки мостов.

За руль залезаешь, как в грузовик, — порог примерно на уровне пояса. Вдруг за спиной раздается характерный щелчок замка: Sandstorm прикидывается пикапом, но задние двери сохранили, замаскировав и убрав наружные ручки. Вот только вместо дивана на втором ряду теперь жесткие «ковши», открытые грязи, летящей из-под колес. Иными словами, коллега-пассажир вернулся из заезда не особо счастливым. А водитель в восторге! Внутри этот Jeep и правда похож на «боевые» внедорожники. Полный минимализм интерьера: музыки и прочих развлечений нет. Вместо дисплея мультимедийки — GPS-модуль. Зажигание врубается тумблером, мотор запускается кнопкой.

Под капотом загрохотал 6,4-литровый V8 отдачей 475 «лошадей», на гоночном дисплее, заменившем обычные приборы, запрыгали цифры. Сюда бы для полного антуража секвентальную коробку, но на Sandstorm поставили шестиступенчатую механику. Впрочем, для американцев это тоже смелый ход. Что сказать — валит машина! Не зря дизайнеры говорили что-то о desert blitzing — пустынном налете. С ходами экстремальных подвесок 355-460 мм газ не надо сбрасывать даже там, куда глаза уже боятся смотреть.

Но лучше дубасить на столь злом багги по прямой, когда Jeep летит по камням, кочкам и грунтовке одинаково быстро, сопровождая покатушки оглушающими звуковыми спецэффектами могучего мотора. С поворотами сложнее: от души прохватить не дали, однако и на детской скорости ощущаешь, что траекторию Sanstorm меняет не столь цельно — мчать можно, но топовые ралли-рейдовые машины атакуют повороты изящнее. Видимо, испытателей просто не стали дергать на тонкую доводку шасси концепта, построенного в одном экземпляре без четких серийных перспектив.

Jeep Jeepster

Знакомое, но уже подзабытое имя. Исторические «Джипстеры» сходили с конвейера в конце 40-х, затем возродились в 1966-м. Но после перехода марки Jeep в собственность American Motors Corporation название списали в архив. С тех пор американцы не раз намекали на возвращение вездехода, отличавшегося, помимо прочего, стильным двухцветным окрасом. И вот — очередная попытка «Джипа» заинтриговать прототипом.

Современный Jeepster построили на базе серийного Wrangler Rubicon. Оформили машину по канонам: красный кузов, белая крыша. Причем концепту придумали еще и оригинальный силуэт, для чего рамку ветрового стекла завалили на 2,5 градуса, а стойки кузова укоротили на 51 мм. Вот почему прототип выглядит лихо, словно хулиган с кепкой на затылке. Спорна только странная рокировка. Ради чистоты внешних линий внушительных размеров запаску на ралли-рейдовый манер запихнули в салон, выкинув из него второй ряд кресел. Багажника толком не осталось, поэтому для перевозки провизии, инструмента и прочих нужных вещей на заднем борту закрепили пару боксов, разделенных камерой заднего вида. Такой вот парадокс — резина едет под крышей, личные вещи — на улице.

В остальном же Jeepster собран из деталей фирменного подразделения Mopar. 37-дюймовая зубастая резина BF Goodrich KO2 на дисках с бедлоками, светодиодный дополнительный свет, двухдюймовый лифт-кит с подвеской Fox, «горбатый» капот... Все эти вещи хоть сейчас можно купить у американского дилера и поставить на свой Wrangler. Поэтому на ходу концепт мало отличается от серийного «Джипа» с двухлитровым турбомотором (270 л.с.) и восьмиступенчатым автоматом с поправкой на тяжелые шумные колеса и плотную подвеску. Необычность ощущениям придают разве что навязчиво нависающая над головой пластиковая крыша и клетка каркаса безопасности. Хотя классические «Джипстеры» были заточены скорее на асфальт, нежели на внедорожные подвиги. Грядет смена парадигмы?

Jeep Wagoneer Roadtrip

Правильнее называть этот внедорожник не концептом, а рестомодом, поскольку классическим кузовом модели Wagoneer 1965 года прикрыли современные агрегаты. Под капот запихнули 5,7-литровый атмосферник V8 Hemi отдачей 360 сил, соединив его с олдскульным четырехступенчатым автоматом. Усилили и доработали раму, поставили мосты Dana 44 с принудительными блокировками и правильные 33-дюймовые грязевые колеса BF Goodrich. Растянули колесную базу на 127 мм, расширили колею... Обычный рецепт для проектов такого рода. Но, поверьте, Wagoneer Roadtrip — нечто большее, чем винтажная тачка на забаву дизайнерам.

Нежно-мятный внедорожник с зеленоватыми бутылочными стеклами излучает уют и домашнее тепло. «Автомобиль пробуждает ностальгические воспоминания о семейных поездках в парк Йеллоустоун на летние каникулы», — эту фразу я читал слышал от представителей марки на европейской презентации нового «Рэнглера», где на Wagoneer Roadtrip разрешали смотреть, но запрещали ездить. И только здешние американцы донесли до журналистов истинную важность заложенной в рестомод идеи. Переводя на русский, Jeep воплотил в металле детские фрагментарные воспоминания о приключениях туристов-дикарей: на автомобиле к Черному морю, «свой» пляж, ночи в палатке под звездным небом — так бы это выглядело в России или СССР... Правильную атмосферу создают детали. К багажнику на крыше прикручены лыжи и удочка, в пепельнице отдыхает папина курительная трубка, ящик для инструментов сделан из клапанной крышки оригинального шестицилиндрового мотора Tornado, а дедушкины чемоданы в багажнике на поверку оказываются замаскированным холодильником.

И, знаете, на Wagoneer Roadtrip действительно хочется рвануть в путешествие. Этот Jeep внушительный снаружи и очень просторный внутри. Сидишь за рулем вальяжно, утопая в мягких диванах, как дома в гостиной. В 1962 году, когда стартовал выпуск модели, внедорожник такого уровня комфорта считался прорывом. Тонкий руль вращается на удивление легко, тормоза хваткие и информативные, а газ... Тот случай, когда могучий V8 не подстегивает к суете. Гораздо приятнее размеренно круизить по трассе, осматривая пейзаж под успокаивающее урчание мотора и приторный аромат бензина вперемешку с выхлопом. Проблема только с акустикой. Пол даже резиновыми коврами не прикрыли, поэтому камешки и песчинки звучно массируют кузов, им вторят гудящие покрышки. Да и раритетный салон, несмотря на переборку, жалуется на возраст — вздыхает, поскрипывает на кочках. Хотя в этом тоже есть шарм, словно Wagoneer Roadtrip живой, настоящий, как трогательные воспоминания о семейных вояжах.

Nacho Jeep

Вовсе не реклама кукурузных чипсов, а rolling catalog — витрина на колесах. Nacho Jeep — наглядная иллюстрация того, что будет, если при заказе Wrangler нового поколения проставить все галочки (их, к слову, более 200) в конфигураторе аксессуаров Mopar. Новинка среди опций — открывающиеся «прозрачные» двери из двухдюймовой трубы. Напомним, у «Рэнглера» они съемные, а так получился компромиссный вариант для боязливых: экипаж вроде бы под защитой, но ничто не мешает рассматривать бездорожье под колесами.

Вторая фишка — мощнейший дополнительный свет. Светодиодные «люстры» и прожекторы закреплены за ветровым стеклом, у передних стоек кузова и на стальном силовом бампере со встроенной лебедкой Warn. Особый фонарь установлен на усиленном кронштейне запаски. Это своего рода внедорожный маяк, подающий сигналы ползущим сзади. Красный свет — стоп, янтарный — движение со скоростью 1-3 миль/ч, зеленый — ускоряемся до 3-25 миль/ч, белый — водная преграда. Двухдюймовый лифт кузова и комплект подвески Fox — история типичная, но впечатляет, что после столь скромной доработки на Wrangler встают шины внешним диаметром аж 37 дюймов. Диски, разумеется, с бедлоками, чтобы колеса не разбортировались при сбросе давления.

В остальном Nacho Jeep зауряден — двухлитровый бензиновый турбомотор (270 сил) спарен с восьмиступенчатым автоматом, салон изменился только декором. И едет концепт почти как Jeepster, то есть совершенно по-серийному. Хотя в этом и суть. Получается, чуть ли не каждый покупатель «Рэнглера» может превратить свою машину в шоу-кар легальным путем. Причем это будет не выставочный бутафорский экспонат, а весьма серьезный внедорожник.