В момент своего дебюта Nissan Juke шокировал публику дизайном. Но потом «Джуков» стало на дорогах много, а эффект эпатажа сошёл на нет — примелькались. А если вы все ещё хотите недорогой кроссовер, который заставит прохожих сворачивать головы? Да вот же он — Citroen C3 Aircross выглядит не менее авангардно, но на дорогах пока в диковинку. Правда, при ближайшем рассмотрении нетривиальная внешность оказывается не уникальной фишкой, а законом жанра.
Они все не такие, как все
Давайте вспомним, кто ещё есть в сегменте мелких молодёжных кроссоверов. Kia Soul — вся из себя дизайнерская штучка ещё с первого поколения. Недавно протестированные Toyota CH-R и Mitsubishi Eclipse Cross пытаются перещеголять друг друга необычностью форм. В более щедрой на разнообразие Европе есть ещё Hyundai Kona, Volkswagen T-Roc, Seat Arona, а в Штатах вместо Juke продаётся Nissan Kicks. Среди перечисленных — ни одной заурядной внешне модели! Выходит, гораздо проще купить оригинальный компактный кроссовер, нежели автомобиль с непримечательной внешностью.
Внешний вид C3 Aicross самобытен, но дизайнеры не смогли избежать ассоциаций с «Джуком» при взгляде спереди. У «Ситра» светотехника также состоит из раздельных модулей — небольших узких в верхней части и крупных округлых пониже. А челюсть переднего бампера демонстрирует те же три секции забора воздуха, что и губа у Nissan. К счастью, дальше сходство заканчивается — в отличие от Juke, у С3 Aircross нарочито коробочный силуэт без заигрываний с покатой крышей и спрятанными ручками задних дверей — поэтому и обзорность лучше, и доступ на задний диван удобнее.
Помимо наглой внешности, эти городские забияки отличаются от обычных хэтчбеков высокой посадкой, почти кроссоверным клиренсом и пластиковой защитой кузова. Полный привод им не положен, хотя до ухода Juke из России в 2015 году Nissan продал немало дорогущих AWD-«Джуков» со 190-сильным турбомотором. Возвращённый же на рынок Juke продают с единственным 117-сильным атмосферником 1.6. У Citroen С3 Aircross мощность схожая — 110 л.с., но объём всего 1,2 литра, потому что силовой агрегат там наддувный. Коробки передач — вариатор у японской машины и 6-ступенчатый автомат у французской.
Годы не скрыть
Интерьер Juke — царство серого пластика, архаичных решений и эргономических компромиссов. Руль не регулируется по вылету (и это на самом деле проблема), автоматический стеклоподъёмник есть лишь у водителя, за клавишами подогрева сидений надо тянуться назад, а оснащение отстаёт от Citroen. Nissan не предлагает панорамной крыши, беспроводной зарядки для телефона, проектора, навигации, автоматического дальнего света, распознавания знаков и предупреждения об опасности столкновения. А главное — в салоне Juke отсутствует шик, на который так щедр Citroen.
Возьмитесь за руль с закрытыми глазами — да это же почти обод BMW Individual! Интересные текстуры, тиснения, сочетания цветов и фактур — это всё про С3 Aircross. Его салон придумывали с душой, и получилось по-французски уютно. Несмотря на то, что материалы в основном недорогие, выглядит и ощущается всё это богато. А ещё здесь крутая по меркам класса акустика — система качает плотно и мощно, и особенно хорошо ей удаётся энергичная «электроника». Впрочем, в топ-версии и Juke доступен с аудиосистемой Bose Personal, которая звучит даже ещё лучше.
На фоне ситроеновской мультимедийки с большим экраном развлекательная система Juke выглядит грустно — небольшая диагональ, скромное разрешение и до боли знакомый интерфейс выдают возраст модели. Правда, и Citroen ничего принципиально иного не предлагает — разве что выглядит посовременнее да настройки климата запрятаны внутрь системы. Последнее — дань моде, но не удобству. Но и Juke не блещет интуитивностью — у него так и остался двойной функционал крутилок и кнопок вокруг нижнего дисплея в зависимости от выбранного кнопками вверху профиля. Спасает лишь то, что ездовые настройки и информация D-mode бесполезны, поэтому этот блок можно смело и навсегда отрядить для регулировки климата.
Салон Citroen приятнее в мелочах: здесь есть где расположить и зарядить без проводов крупный смартфон, имеются подлокотники спереди и сзади, глаз радует стиль в оформлении деталей вроде ручки стояночного тормоза или приборной доски, есть шторки на задних боковых окнах, проектор со стёклышком а-ля «Мазды» недавнего прошлого, а панорамная крыша добавляет объёма и без того хорошо освещённому интерьеру. Правда, тут есть нюанс — за большинство из перечисленного придётся заплатить отдельно.
Баланс им неведом
Едут обе машины посредственно, но каждая по-своему. В пике мотор веселее у Citroen, но веселиться хочется, только если это чужой C3 Aircross. Во-первых, эта малообъёмная конструкция при трогании пускает по кузову такие вибрации, что хочется перепроверить: а здесь точно не типичный для бюджетных французов робот с одним сцеплением (причём подуставшим)? Нет, это классический автомат, а конвульсии обусловлены трёхцилиндровой архитектурой мотора и его малым объёмом — крутящий момент снизу просто отсутствует. В итоге тремор порой такой сильный, что пассажирское кресло с дребезгом шатается из стороны в сторону!
Во-вторых, нередко приходится использовать полную отдачу небольшого моторчика, и это отнюдь не продлевает жизнь высокофорсированному агрегату. Но если раскочегарить «Ситр», то вопросов к динамике не возникает — турбинка уверенно дует задорно, а трансмиссия оперативно меняет передачи. Juke на этом фоне едет лениво: безнаддувный 1.6 с крутящим моментом 158 Н∙м (против 205 у С3 Aircross) раскручивается неохотно, а ноющий вариатор окончательно растворяет в своих недрах ощущения от разгона. Правда, для спокойной езды агрегатная связка Nissan всё же лучше — работает плавно и с задачей справляется. Разве что топлива просит примерно на литр больше.
Маневрировать приятнее на «Ниссане». На Citroen слишком «длинный» и вязкий руль, на котором ещё и отсутствует необходимая информация в повороте. В итоге на Juke просто ездишь, а С3 Aircross постоянно озадачивает настройкой рулевого управления. Но и за Nissan водится немалый грешок: японский кроссовер плохо держит прямую, явно рыская в пределах полосы, особенно при наличии даже небольшой колеи.
По комфорту шасси Juke значительно впереди: на многих неровностях, где С3 Aircross звучно ухнет дубоватой подвеской, он лишь упруго и молча качнётся. Но есть и у Nissan слабое место (причём «французу» неведомое) — на некоторых лежачих полицейских амортизаторы так жёстко и громко срабатывают на отбой, что могут даже напугать водителя внезапным «бабах». По шумоизоляции чуть лучше Citroen, хотя звук двигателя у него навязчиво зычный. В Juke шумит вариатор, дорога и ветер, и общий акустический фон более громкий.
Компромисс неизбежен
Выбор из этих двоих без уступок и компромиссов, увы, невозможен. В Juke вы получите устаревший и не слишком удобный салон в нагрузку к неплохо настроенному шасси и силовому агрегату (правда, тоже не без оговорок). А С3 Aircross однозначно порадует свежей внешностью и удобным салоном, но потребует привыкания к трясущейся связке мотор-коробка и заставит смириться с неэнергоёмкой подвеской. А ещё — с высокой ценой.
Если Juke в топовой комплектации обходится чуть дороже 1,4 миллиона рублей, то С3 Aircross за эти деньги будет лишь в среднем исполнении и с парой декоративных опций. Во многом радость от обладания Citroen заключается в его наворотах. Большинство из них доступны лишь в топовой комплектации, да и то за дополнительные деньги. А такой упакованный от души Citroen уверенно перевалит за отметку 1 700 000 рублей!