Сотрудник пограничной службы на паспортном контроле в аэропорту Стокгольма покосился на логотип на моей толстовке: «Ралли Швеции? Любите быструю езду? Тут за это наказывают». Я брякнул ему: «Знаю», забрал паспорт со штампом и был таков. Ездить быстро я и не собирался — мне предстоял тест новой модели Lexus. Но самый компактный кроссовер марки вынудил меня изменить планы.
Что значат буквы UX?
Это очень легко — аббревиатура от Urban X-over (городской кроссовер). Прежде роль «Лексуса» для мегаполисов отдавали гибридному хэтчбеку CT200h, но тот с задачей не справился и был прохладно принят публикой. На помощь японцам пришел растущий спрос на кроссоверы, поэтому о концепции долго думать не пришлось — так и появился UX.
Платформа GA-C общетойотовской архитектуры TNGA тут общая с «Тойотой» C-HR, но внешне машины совершенно не похожи — вообще, дизайн UX мне показался наиболее интересным и продуманным среди всей линейки кроссоверов Lexus. Как минимум, UX будут покупать за его экстерьер.
Сначала взгляд падает на переднюю часть с огромной решеткой и фарами с холодным свечением L-образных светодиодных лезвий, потом замечаешь игру света на рельефных боковинах, нарочито грубые колесные арки с некрашеным пластиком. А украшение «кормы» — это, конечно, соединенные полоской фонари хитрой формы, продиктованной аэродинамикой.
Без странностей, правда, не обошлось — Lexus особенно гордится новыми технологиями в штамповке деталей, обеспечивающими минимальные зазоры, но при этом между дверью багажника и бампером зияет огромная щель. Причина в том, что пятая дверь сделана из полимерного материала? Возможно, это исправят в серийном производстве — мы ездили на прототипах.
Sashiko, Washi и Mark Levinson
Какая презентация японского автомобиля обойдется без модных словечек, означающих не то «восход солнца у Фудзиямы», не то «храм у рощи цветущей сакуры»? Вот и создатели UX вдруг вспомнили о старинной вышивке сашико, которая использовалась, в том числе, и в создании униформы для дзюдо и кендо. В салоне «Лексуса» об этом должна напоминать перфорация кожаных сидений с особым орнаментом.
Васи — это традиционная японская бумага, а в UX подобным образом отделана верхняя часть передней панели. Очень приятный на ощупь материал! Вообще, салон UX радует дизайном и «фишками» вроде сдвижного ободка «циферблата» виртуальной приборки (у версии F-Sport) или «рогов» на козырьке, которые заведуют выбором режимов движения, и удобно сгруппированными кнопками на центральной консоли.
Но и тут этот тачпэд, который так настойчиво пихают во все новые «Лексусы»! Когда уже на островах поймут, что это крайне неудобное решение? Не все гладко и с логикой расположения меню в мультимедийном комплексе, а вот сам 10-дюймовый экран хорош. Новшеством можно считать пульт управления музыкой на центральном тоннеле. Он удобен, но в таком модном салоне выглядит пришельцем из прошлого.
А Mark Levinson — это давний поставщик аудиосистем для «Лексусов». И, как всегда, играет она ярко и мощно — в UX используются 13-динамиков с 8-канальным усилителем на 668 Вт. Кстати, специально для ценителей тут до сих пор оставили CD-привод! Оснащение UX тоже скромным не назовешь, несмотря на статус «входной» модели. У топ-версий сиденья отделаны натуральной кожей, оснащены электроприводами и вентиляцией (спереди), есть набор систем активной безопасности, камеры кругового обзора и даже электрорегулировка рулевой колонки.
Сюрпризы на ходу
На тесных городских улицах Lexus UX радует хорошей обзорностью и маневренностью — у него небольшой радиус разворота. И даже базовый вариант UX 200 с новым двухлитровым мотором (171 л.с.) стартует уверенно — в потоке не страдаешь от нехватки мощности. Кстати, на UX 200 ставят новый хитрый вариатор Direct Shift с механической стартовой передачей. Это позволило избавиться от монотонного воя двигателя при интенсивном разгоне.
За городом этот вой приходится слушать чаще — даже в спокойной Швеции за рулем UX хочется притопить. И чем больше поворотов, тем сильнее это желание! Полуторатонный UX 200 неожиданно хорошо цепляется за асфальт и совсем не прочь подыграть задней осью под сброс газа. Найдя петляющую по лесу безлюдную дорожку, я просто носился по ней туда-обратно. А если переборщить, то Lexus начинает плавно скользить всеми колесами, система стабилизации тут не столь строга. Круто!
Не зря японцы заявляют самый низкий центр тяжести в этом сегменте, для чего двери, капот и передние крылья сделали из алюминия — UX и кренится весьма умеренно. Но под такой характер мотор уже нужен мощнее — даже в 171-сильной версии UX 200 разгоняется до сотни за 9,2 секунды, а для России эти два литра еще и дефорсируют до 150 л.с.
Есть в линейке и гибридный UX 250h с общей мощностью силовой установки 178 л.с., но с полным приводом E-Four (заднюю ось вращает электромотор) он на 140 кг тяжелее, чем UX 200, поэтому не слишком превосходит его по динамике — 8,7 с до сотни. Хотя в городе он удобнее и плавнее, благодаря возможности старта и движения на электротяге.
Гибридный UX 250h E-Four оказался уже не столь азартным — там, где UX 200 легко входил в повороты, «250-й» пытался выскользнуть наружу. Неужели так сказывается разница в массе? Или все дело в подвеске? UX 200 мне достался в версии F Sport с более жесткими пружинами и стабилизаторами. Но гибридный вариант — это пока единственная возможность получить полный привод в UX, двигатель «200-ки» вращает только передние колеса.
Комфорт зависит от комплектации
Если не топить постоянно правую педаль в пол, то в UX относительно тихо — разве что традиционно для «японцев» слабо изолированы колесные арки. А вот плавность хода напрямую зависит от комплектации — все топ-версии оснащаются 18-дюймовыми шинами run-flat, которые делают UX жестким на острых городских неровностях (люках, рельсах, стыках).
При этом машины в начальных исполнениях Eco и Comfort комплектуются 17-дюймовыми колесами с обычными шинами, а в багажнике будет лежать докатка. Почему нельзя было использовать ту же докатку для «18-шек», непонятно — внешний диаметр колес практически идентичен. Но, как пояснили инженеры, решение было принято на глобальном уровне. Удивило и отсутствие подогрева задних сидений, хотя он уже есть и в куда более дешевых машинах.
Главная интрига — какими окажутся цены? Их должны объявить ближе к началу продаж (в ноябре). По логике, UX должен оказаться доступнее, чем следующий по рангу кроссовер NX (от 2,36 миллиона). В российском офисе конкурентами UX видят Audi Q3, BMW X1/X2 и Mercedes-Benz GLA, которые стоят от 2-2,3 млн. Так что базовый UX 200 Eco должен попасть примерно в этот диапазон. При этом датчик дождя, зеркало с автозатемнением, обогрев руля, камера заднего вида и парковочные сенсоры «по кругу» появляются только в следующей комплектации Comfort. Нужна кожаная обивка? Это уже варианты Premium или Luxury.
На гибридный UX 250h больших ставок не делают — у нас он будет продаваться только с полным приводом, так что совершенно точно вторгнется на территорию NX, если и вовсе не дотянется до NX 300 c 238-сильным турбомотором. А вот начальные версии UX 200 вполне могут потягаться с немцами — на стороне японца дизайн, интерьер, азартная управляемость и эффект новизны.