Крушения мостов: самые известные случаи

14 августа 2018 года в итальянской Генуе на автостраде А10 рухнул огромный мост. В момент трагедии на нем находилось множество автомобилей, как минимум 39 человек погибло.

Генеральный прокурор Италии Франческо Коцци заявил, что обрушение моста в Генуе произошло из-за «человеческой ошибки». Правда, пока не известно, что скрывается за этой фразой.

Между тем аварии мостов — не такая уж и редкость в мировой истории (увы). И чаще всего в трагедиях виновата та самая «человеческая ошибка»: просчеты при проектировании, экономия на материалах или обычная безалаберность.

Такомский мост

Один из самых известных в мире рухнувших мостов — это Такомский мост. Он был открыт в США 1 июля 1940 года через пролив Такома-Нэрроуз и сразу же получил прозвище «Галопирующая Герти» — при сильном ветре мост раскачивался. Да еще как — смотрите видео, снятое в то время. Нас эти съемки просто заворожили.

Мост
Источник: Unsplash

7 ноября 1940 года (то есть через 4 месяца после открытия) случилось то, чего так долго ждали все вокруг. Мост рухнул! По счастью, на мосту был только один автомобиль, а его водитель смог вовремя убежать. Эта авария оставила огромный след в истории, способствовала исследованиям в области упругости материалов и аэродинамики. Ну а главной причиной крушения стал эффект «вынужденного механического резонанса».

Тайский мост

Эта катастрофа произошла еще в 1879 году, однако она до сих пор считается одной из самых кровавых «мостовых» катастроф. Считается, что тогда погибло 75 человек — все пассажиры поезда, который шел в тот момент по переправе.

При проектировании моста были допущены ошибки, причем их было огромное количество. Сначала были неправильно проведены геолого-разведывательные работы (оказалось, что под водой не скальная порода, а просто песок), потом выяснилось, что литые чугунные трубы, которые использовались в основании, часто имели раковины.

А еще выяснилось, что проектировщики моста приняли для расчетов величину ветрового давления в 47 килограммов на квадратный метр. Между тем в Германии тогда рассчитывали сооружения на нагрузку в 135 кг на кв/м, во Франции — на 200-260, а в США — 235-245 килограммов на квадратный метр. А ветры в той области Шотландии были всегда очень сильными. Плюс строители экономили на всем подряд.

30 мая 1878 года Тайский мост был открыт. А уже 28 декабря 1879 года он рухнул — не смог выдержать сильного ветра и проходящего по нему на скорости поезда.

Мост через Дору

В 2001 году жители Португалии были потрясены страшной новостью — на севере страны рухнул мост через реку Дору. Из-за сильного течения (оно было вызвано проливными дождями) одна из опор построенного в 1886 году моста не выдержала. В бурную реку упал 80-метровый пролет моста, по которому ехал большой туристический автобус и несколько легковых автомобилей. В общей сложности погибло 77 человек.

«Серебряный мост»

В американском фильме «Человек-мотылек» рассказывается о мистическом призраке, который предсказывает крупные катастрофы. В том числе и падение моста. Так вот — мост действительно падал. Речь идет о так называемом «Серебряном мосту», который соединял американские штаты Западная Вирджиния и Огайо.

Он был построен в 1928 году: три пролета, так называемые стержневые подвески и прочие технические новшества. Мост фактически «висел над водой», а из-за того, что при его создании использовался алюминий, в солнечную погоду он сверкал (за что и получил прозвище «Серебряный»).

Однако в 1967 году мост разрушился. Причем прямо в час-пик (17.00), когда он был запружен автомобилями. 37 машин рухнуло в реку, 46 человек погибли. Причина аварии — несовершенство технологий при создании переправы. Когда строили этот мост, человечество еще не умело находить мелкие трещины в металлических конструкциях (их появление и привело к трагедии).

Кроме того, со временем нагрузка на мост значительно выросла. Если в 20-х годах Ford T (самый распространенный автомобиль в США в то время) весил около 900 кг, то Chevrolet Impala 1967 года — более 1,6 тонны. Еще значительнее увеличилась масса грузовых автомобилей.

Мост через Миссисипи

Однако все списывать на «несовершенные технологии» невозможно. В конце 60-х годов человечество уже летало в космос, но не научилось делать надежные мосты. Переправа через Миссисипи в Миннеаполисе была возведена в 1967 году. Ее длина составляла почти 600 метров, а ежедневно по мосту проезжали от 100 до 200 тысяч автомобилей. По словам инженеров, в 2006 году мост проверяли, и все были уверены, что до 2020 года с ним ничего не случится. Но 1 августа 2011 года он рухнул. Причем никаких погодных катаклизмов не было — стоял погожий солнечный вечер.

Погибли 13 человек, 135 пострадали. На видео ниже вы можете посмотреть момент обрушения моста. Причиной назвали... птичий помет. Он годами скапливался на стальных балках и значительно ускорял коррозию металла. По счастью в реку не упал автобус с 52 школьниками, который находился в самом центре моста — их удалось спасти.

Мост Сонсу тегё

Ранним дождливым утром 21 октября 1994 года в Южной Корее на юге Сеула рухнул мост под названием Сонсу тегё. В воду с 20-метровой высоты упали автобус с рабочими и четыре легковых автомобиля. Погибли 32 человека, включая детей и строителей. Последние должны были получить в этот день грамоты... за ремонт моста.

Оказалось, что во время ремонта стальные конструкции плохо сварили, а крепёжные элементы были из дешевого материала (надо было экономить). После катастрофы жители Сеула потребовали не восстанавливать мост, а полностью его снести и построить новый.