32 попугая и озеро-фантом. На машине по Тянь-Шаню

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Mail.ru Авто
15 декабря
Land Rover Discovery 3.0 TDV6 AT 4WD 249hp
Великолепный автомобиль. Лучше пока не придумали.
4.8
18 января
Land Rover Discovery 2.7 TD AT
машина хорошая ездил в Абхазию 2016г. в Адлер 2017г за рулем один. 2200км в один конец мне 60 лет машиной доволен. Езжу без напряжений. бывшие ма...
4.8
Другие отзывы о Land Rover DiscoveryВсе отзывы
10 августа 2018 10:03, Статьи
Закончив «Открывать Россию», Land Rover запустил экспедиционный сериал покруче — «Время новых открытий». Маршруты вышли за границы нашей необъятной: так мы оказались в «Божественных горах» со стороны Киргизии и чуть там не остались

Тянь-Шань — таблетка для городских торопыжек, считающих, будто время бежит слишком быстро. Здесь оно замирает, растягивается невидимой патокой и уходит глубоко в прошлое, где нет суточных ориентиров, кроме солнца и луны. Вот и участники экспедиции, проведя неделю за рулем Land Rover Discovery, вспоминали события первого дня словно сквозь пелену — обрывками сна. Уважаемая в узких кругах дурман-трава с долин Киргизии тут ни при чем: снятый с крючка «коннективной» цивилизации разум получил взамен синтетики фейсбуков и мессенджеров передозировку осязаемых, живых и очень разных впечатлений — настолько изменчива Центральная Азия даже в пределах одной страны. Поэтому давайте на этот раз отойдем от привычного изложения приключений по хронологии событий и вспомним самые яркие моменты путешествия, ради которых и стоит покорять «Божественные горы».

В экспедицию по традиции отправились дизельные Land Rover Discovery 5 (3.0, V6, 249 л.с.) с минимальной подготовкой: «зубастые» покрышки, защита днища, силовая розетка в багажнике для питания внешнего оборудования и съемной лебедки

Кель-Суу — озеро без воды между космосом и землей

Несколько лет назад о пресном высокогорном озере на хребте Кокшаал — Тоо знали разве что местные кочевники да геологи, его даже на картах не было. Но и сейчас путеводители в один голос называют фантастическое место «труднодоступным». Мягко сказано: даже если заранее получить разрешение на въезд в приграничную с Китаем территорию (а его точно проверят на блок-постах), не факт, что получится добраться к водоему. Придется карабкаться на высоту 3500 метров — сначала по грунтовкам, затем по болотистым лугам и усыпанным булыжниками тропам шириной едва в машину. Повезет, если подсохнут реки — иначе готовьтесь штурмовать еще и броды, потому как на мосты надежды нет: где-то их просто не построили, порой настил в непригодном для проезда состоянии, а в иных местах переправы вообще смыло.

От капризов природы зависит даже конечная картинка. Потому как озеро-фантом может и не дождаться путешественников. Кель-Суу в переводе означает «приходящая вода». И это чистая правда — иногда водоем полностью пересыхает. Мы застали его как раз в невидимом состоянии, но нисколько не пожалели. Компьютерная графика фантастических фильмов отдыхает — такой космический пейзаж нарочно не придумаешь. Высоченные скалы, черные пасти гротов, лунная поверхность покрытого трещинами дна и все это в таинственной пелене тумана... Человек и даже колонна Discovery в этих «декорациях» так малы, что теряются на фоне складок местности.

Масштабы легко понять по фото. А вот атмосферу они передают лишь отчасти. Восторг сменился тревогой: пошел дождь, и мы едва не остались в кратере Кель-Суу надолго. Черепки глины под ногами мгновенно превратились в липкое месиво, «атэшные» шины General Grabber AT3 замылились и не желали цепляться за поверхность. Если сюда Discovery на задранной пневмоподвеске заехал уверенно, то выбираться назад пришлось долго, аккуратно, по более-менее твердой кромке условного берега, регулярно меняя настройки внедорожных систем посредством пульта Terrain Response. Когда уже перевалили через организованную в древности ледником природную плотину (именно она заперла ущелье, превратив его в водоем), одна из машин на косогоре сошла с «рельс» колеи и соскользнула по мокрой траве на склон. Пришлось повозиться, пока Land Rover снова не выполз на дорогу. Это к вопросу о том, что горы ошибок не прощают, здесь всегда надо быть начеку. Если кажется, опасность миновала, скорее всего, вы до нее еще не доехали.

Почти все автомобильные дороги Киргизии — наследники караванных троп Великого Шелкового пути

Платная душа Киргизии

А это озеро уже не пересыхает. Никогда. Разве что на протяжении веков меняет цвет по нескольку раз за день, становясь из синего то пурпурно-голубым, то сочно-зеленым... По легенде Сон-Куль образовалось из горных снегов, растопленных слезами плененных наложниц жестокого хана. Но с формальной точки зрения — это самый большой пресноводный природный водоем Киргизии. Хотя сильнее впечатляет даже не размер водной глади, а ее окружение.

Опоясывающие озеро высокогорные (3000 метров) луга считаются крупнейшим и лучшим пастбищем Киргизии. За право выгуливать здесь летом скот кочевники обязаны платить государству ренту. Судя по всему, это мало кого смущает. С вершины хребта кажется, будто изумрудный ковер сочной травы покрыт тысячами муравьев, бродящих возле неподвижных белых точек. Издалека так выглядят огромные стада баранов, коров, табуны лошадей, за которыми присматривают живущие в юртах киргизские семьи. Кое-какие жилища богаты солнечными батареями и пластиковыми дверями, но в остальном — полная изоляция от цивилизации. Нет мобильной связи, асфальта, электричества, фундаментальных построек (древние курганы-могильники сакских племен не в счет)... Все почти как три тысячи лет назад, когда берега Сон-Куль увидели первые стоянки человека. Вот почему озеро называют «душой Киргизии».

В мире таких уютных уголков, куда не провели интернет, почти не осталось. Поэтому сюда частенько приезжают иностранцы — вкусить первобытной атмосферы. Нам довелось встретить у ночного костра австрийцев, испанцев, израильтян. На Сон-Куле все равны: не хочешь жить в юрте — ставь палатку, но держись в стае. Иначе пропадешь. А помощь получится вызвать разве что по спутниковому телефону.

32 попугая. Но это не точно

Одна из дорог к «душе Киргизии» проходит через 3150-метровый перевал «32 попугая». Почему не 38, как в любимом кукольном мультике из детства? Дело в том, что к пернатым название не имеет отношения. По легенде живописное место так прозвали водители за извилистый серпантин из 32 поворотов. Впрочем, ясности в этом вопросе нет — альтернативные версии говорят о 33 и 35 виражах. Увлекшись рулежкой, забыл посчитать, хотя сути дела это не меняет, да и насчет «попугаев» замечание верное: под колесами — скользкий грунт, узко, сбоку пропасть без отбойников. Не забывайте и про воздействие высокогорья на человеческий организм. Неподготовленным туристам и правда придется изрядно попугаться.

Компенсация за стресс не заставит ждать. Виды с вершин — закачаешься. Это направление вообще радует пейзажами. Если двигаться от озера Сон-Куль, дорога вскоре выведет прямиком на горный хребет. Фантастическое ощущение, когда едешь по гребню, подпирая облака, а под тобой на несколько километров вниз уходят ущелья. Здесь же можно проверить гида. Опытный сопровождающий обязательно предложит свернуть в неприметные кусты у речки и пройтись пару сотен метров пешком до бурлящего водопада Кажарты.

Но не все укромные уголки имеют название. Нам повезло навестить расщелину, только недавно открытую джиперами. Колеи как таковой нет: ползти приходится вдоль русла речки, много раз пересекая ее вброд, а у финальной точки — ехать прямо по руслу, так как скалы подступают вплотную к воде.

Из лета в зиму за полдня

Перевал Тосор — единственный путь с южного берега знаменитого озера Иссык-Куль в Нарынскую область. Высшая точка маршрута — 3900 метров над уровнем моря! Очень хотелось вернуть ей должок. Два года назад в путешествии из Киргизии в Китай тяжелая погода заставила экспедицию повернуть назад и сделать громадный крюк в пару сотен километров. Но то была зима, а сейчас лето — шансы взять перевал возросли.

В советское время граница с Китаем считалась тревожной, да и сейчас пулеметные гнезда поддерживают в порядке. А свернув с колеи в поле, запросто можно проколоть шины о колючую проволоку

Приключения начались уже на подъеме. Один из экипажей, не заметив промоину, влетел в нее на полном ходу. Discovery ударился носом о дорогу и тут же заплакал слезами антифриза. Разобрав пластик, сняв фары и бампер, обнаружили замятый и текущий радиатор, а также сморщенный подрамник. Техпомощь вызвать нереально, ремонт своими силами невозможен. Пришлось эвакуировать поврежденный автомобиль вниз, к цивилизации, и продолжать восхождение в усеченном составе. К слову, это была единственная критичная поломка за неделю. Часть машин раздражала хандрящими мультимедийками, но чаще водителям приходилось пенять на себя — чуть зазевался, острые камни скальпелем рассекали боковину покрышки.

Дальше — больше. Равнина угнетала жарой за 30 градусов, а на перевале температура упала до плюс четырех! На обочинах выросли маленькие сугробы, вершины покрылись белыми шапками, словно ромовые бабы, а в довершение колонна въехала в настоящую метель. И все это сопровождалось лавированием между скал по узким прижимам. Но главное — на этот раз Тосор покорился.

Иссык-Куль — курортная версия

Самое известное озеро Киргизии, если не всей Центральной Азии, в представлении не нуждается — каждого туриста везут сюда в первую очередь. Но если зимой на курортном северном берегу пустынно, то летом отдыхающими заняты все пляжи. Причем приезжих из них только часть, местных также хватает. И юрты не бутафорские — киргизы действительно выбираются купаться вот так основательно: рядом с жилищем припаркована машина, оседланный ишак щиплет траву, натыканы зонтики от солнца. Кочевники привыкли возить хозяйство с собой. Выглядит необычно и колоритно.

Хотя здесь, как и на любом курорте, находятся свои Остапы Бендеры, собирающие деньги на «капитальный ремонт “Провала”». Предприимчивые мальчишки не стесняясь самовольно перекрывают популярные подъезды к озеру. Прейскурант малюют маркером на фанере. Бизнес запущен. Не хочешь платить и прогонишь парочку маленьких наглецов? Тогда разбираться придут сто человек, пояснил гид. Вообще же люди в республике очень душевные и гостеприимные, однако перед визитом в Киргизию полезно знать кое-что о местных порядках.

Красные горы, изумрудные луга, пустынные прерии, скалы... Ландшафт Киргизии очень разнообразен. Вопрос «а какой фильм здесь снимали?» звучал из рации регулярно

Их нравы. Коротко и по делу

— Русский язык в Киргизии считается официальным — им владеет 80% населения, так что проблем с коммуникацией не будет.

— Киргизские гаишники обожают ловить из засад за минимальное превышение скорости, при этом не обращают внимания на двойной обгон по встречке.

— В Киргизии есть заправки «Bishkek Petroleum» в стилистике BP, но также попадаются солидные АЗС вроде «Газпромнефти». Стоимость топлива плюс-минус как в России. В горах с бензином туго — разумно взять с собой запас в канистрах.

— Киргизская юрта — это деревянный складной каркас, укрытый войлоком. Стоит такое легкосборное жилище 5-6 тысяч долларов. Для сравнения, за барана просят 100-150, за лошадь — 1500-2000.

— В Центральной Азии только Киргизия и Таджикистан не объявили крестовый поход против советских памятников — статуи Ленина до сих пор стоят на площадях городов и поселков.

— Дети кочевников взрослеют рано. В 4-5 лет ребенок уже садится на лошадь, помогает следить за стадом и уверенно ориентируется на местности. Так что в горах не удивляйтесь одиноким маленьким всадникам — они не потерялись, а едут по своим делам.

— Если в Бишкеке в почете старые «Мерседесы», то в провинции больше любят древние Audi — «селедки» и «бочки». А также советские грузовики: чаще «газоны», реже — ЗИЛ-130. Техническая исправность обычно условна — учитывайте это при сближении с таким транспортом.

— По тюркской традиции захоронения располагают у дорог. Так душам усопших менее одиноко, а путник взамен имеет право укрыться в склепе-гумбезе от непогоды или даже переночевать.

— Основательно устраивать быт киргизы начали только в 20 веке по примеру русских переселенцев, поэтому в горах на монументальное жилье не рассчитывайте — за пределами редких оседлых поселений придется останавливаться в юртах или палатках.

Подпишитесь на новую рассылку Mail Авто, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
33
деревня
я на мотоцикле(урал) всё это проехал.без водки страшно!
СсылкаПожаловаться
Aibek Rahmanov
фотографии фантастические
СсылкаПожаловаться
Roso
Спасибо за статью. Очень! Очень красиво и атмосферно. Теперь хочу туда) Было бы здорово увидеть полноразмерные фото из коллажей, ну слишком красиво!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Mail Авто