Грустная дата: ровно 30 лет назад — в июле 1988-го — сняли с производства последний классический «Москвич» модели 2140. C той поры выросло поколение мальчишек, для которых заднеприводная продукция АЗЛК в лучшем случае воспоминание из детства, в худшем — пустой цифровой индекс. «Шестерке» повезло куда больше. ВАЗ — 2106 выдержал приход на конвейер стремительного семейства «зубил», пережил трансформацию экономики на рыночный лад и видел конец не только своего соперника, но и крах всего столичного автозавода.
![](https://resizer.mail.ru/p/5f7e1d6b-5888-58ac-ab14-bcd9b1d3a712/AQABSd24ptD4KZKkCeaY1s4tt_nVBdbFQV090d9M2GEVgMWutvtPvipFFh0cq1V21JpYx44YCM5Lct5nW7nUGogehq4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/6ebe0e24-faa1-581a-9d48-d5fbb659ed09/AQABqNpKd3zJMvyLFrgZAap-gHEpkApPdLr1OomE7mmH49w7gffZiToCHPS3ZxkIvzFnDBPfPHcAmOkCyHV9uQuSUC4.jpg)
«Жигули» отправили на покой в канун 2006 года. В памяти народной ВАЗ — 2106, несмотря на «криминальное» прозвище «шаха» из блатного жаргона, остался символом советского достатка, высокого статуса, лебединой песней тольяттинской классики. И правда — одно время «шестерка» стоила дороже, чем куда более сложная технически «Нива». «Москвич» же молва опрокинула на имиджевое дно и чуть ли не предала анафеме. Дескать, кондовый 2140 только для деревни и разбитых проселочных дорог годился. Даже улучшенная версия «Люкс» вазовским машинам вроде как не ровня была. Финальным гвоздем в крышку гроба стала обидная расшифровка АЗЛК: «автомобиль, заранее лишенный качества»... Неужели «Москвич» так плох?
Узник сырого подземелья и самоход из Якутии
Общего в советских седанах хватает. Оба появились в 1976 году как результат глубокой модернизации более ранних моделей. Имели схожие габариты, массу и заднеприводную компоновку с продольным расположением двигателя. А еще навсегда вошли в летопись своих заводов. 2140 для АЗЛК, а «шестерка» для ВАЗа стали трех- и четырехмиллиоными автомобилями. И к вопросу о престиже. К примеру, аварийная световая сигнализация и полноценный электрообогрев заднего стекла на «Москвиче» появились раньше. Не говоря уже о краске «металлик». Блестящие цвета с романтичными названиями «Снежная королева», «Страдивари» или «Аллигатор» вазовским, да и вообще советским, машинам тех лет не снились.
![](https://resizer.mail.ru/p/5fa1032e-05b5-5d34-bac9-dadc9a02a619/AQAB2kEKSnGWqXiFYAjcQ_sFXAdjclOAU8lLrvkEJvohCIZhMHPdnqZaJ8sYGdiNoeZ_U7uD9nm7Kwz3ZWC04eV3svo.jpg)
Хотя судьбы героев этого теста стали словно отражением народных стереотипов. О «шестерке» нынешний владелец Александр мечтал с детства. Незакрытый гештальт остался с той поры, когда в семье трудилась вазовская «трешка», а дефицитная и дорогая 2106 была родителям не по карману. Казалось бы, что сложного найти сейчас тольяттинскую классику? Но «живых» машин советского выпуска почти не осталось. Чуть не сгинула в подземелье и эта белоснежная красавица. В свое время ее притащил из Германии армейский офицер, но что-то у него с «шестеркой» не задалось — автомобиль с детским пробегом 30 тысяч километров поставили гнить в сырой гараж. Когда Александр приехал в Коломну на осмотр, обнаружил заросшее плесенью нечто. Загаженный салон идеально подходил для выращивания картошки. Она бы там вскоре и сама проросла, но коллекционер разглядел сквозь грязь редкое экспортное исполнение «шестерки» с контрастным черным велюровым салоном, хромированными молдингами по кромкам колесных арок, шильдиками на задних крыльях. Так ВАЗ — 21061 1986 года выпуска отправился на реставрацию. Потребовалось полностью заменить истлевшую электрику, перекрасить кузов и поколдовать над агрегатами.
![](https://resizer.mail.ru/p/784f036a-95ff-5c88-b7e3-49bfa5bcb642/AQAB31t-AG500tJ-Z65sEhieJmY0kWjkbz1fUjUmWlXPjmbPED_7HdJgiQLAQ6MCOOSVKdSy03j_i4Ea99lJKbNcByw.jpg)
Если за желанные «Жигули» пришлось отдать 40 тысяч рублей, то «Москвич» достался Александру случайно и за спасибо. Убитый временем 2140 имел шансы стать садовой клумбой, хотя сходил с конвейера совсем с другой перспективой. Судя по заводским табличкам на кузове, седан 1980 года выпуска страстного цвета «Пицунда» тоже предназначался для экспорта, однако вместо заграницы загремел в... Якутию. В славном городе Алдан машину приобрели в семью некогда репрессированного москвича. В сохранившемся техпаспорте есть отметки даже о покупке покрышек (кто забыл, шины тогда тоже приходилось «доставать»). Отработав в крае вечной мерзлоты, «Москвич» отправился в столичный регион. Своим ходом. И даже доехал, но по месту новой прописки со временем оказался ненужным и почти погиб. 15 лет машина стояла на приколе мятая, с разбитыми стеклами. В итоге ее хотели просто выбросить. Так к реставраторам попал 2140, на 95% состоящий из оригинальных деталей. Сохранились даже якутские черные номера старого образца. Разве что боковое зеркало временно поставили жигулевское, родное пока найти не удалось.
![](https://resizer.mail.ru/p/b43e33cf-841c-51a4-a0b7-2c992630e47d/AQAB4N2j8fn_f-tq0TceC9-yx9H76boyBmFW3oYI7FBJAG9Mq8H9zPKKjtIptV9hQyJI7dCF7Wo6fEMsgI2mU5Az8ZM.jpg)
Физкультура вместо кофе
Так или иначе, этим образцам советской классики повезло — у них началась жизнь после жизни. Александр оказался настолько уверенным в восстановленных из руин машинах, что разрешил отправиться в рискованное путешествие: без малого три сотни километров в одну сторону по лютой жаре под 30 градусов. Не смутили коллекционера «опасная» дата — пятница, 13-е — и даже пункт назначения. Место, откуда отечественные раритеты обычно не возвращаются — автомобильный музей под открытым небом Михаила Красинца (о его огромном собрании старины расскажем в отдельном материале).
![](https://resizer.mail.ru/p/c264a7ce-babf-53b0-b82e-99d8a6106ccb/AQABlmaSaA4l7k4zbKtnuJ5Etw5W_FLaIICzMBVQZYhi9hlVJqOc5b9xpVrw5vvO0ImF5UrHBVirHdX9pHXadyQrj4g.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/03f8b69e-d6d4-5839-babc-7b5ffec97bab/AQABN8Iw-kwUv8hpTYQaRVColnzqT3RA_RarFlvfACIrJ7VQmpItIf6FRnZyIeEmDeGD6WXS07v-X9z03e3Xv3VVSOA.jpg)
Перед стартом — подзабытый ритуал: проверка уровня масла, тосола, натяжения ремней... Затем вонзаешь в замок слева под рулем тонкое жало будто игрушечного ключа зажигания, вытягиваешь «подсос» — оба движка тихо зашелестели чуть ли не с полоборота. А вот дальше милая ностальгия превращается в утомительную работу. Сонно вырулить из двора, потягивая утренний кофе, на таких машинах не выйдет. Полочки есть, а вот подстаканники тогда считали излишеством. Кроме того, на месте руль провернуть трудно, червячный рулевой механизм становится податливым только с началом движения — требуется навык. И усилие на «баранках» все равно недетское. Хотя 2140 в этом плане дружелюбнее, даже несмотря на меньший диаметр обода. Но что толку, если физкультурой приходится заниматься на жаре. Когда за окном пекло, хиленький обдув и открытые форточки не спасают. Кондиционера, разумеется, нет. Так и варишься в собственном соку, рубашку хоть выжимай.
![](https://resizer.mail.ru/p/3665545c-4811-51ef-8deb-099de424235d/AQABMhMQ2EXhKii2sxCIBbvIWencMlaRyA129gtU6GcNmmAygepNfDvINmQtbd6b32-mnQQcbtKTz9_3po0p4lMMwAM.jpg)
Коробка с угрозой уничтожения
В это время суток Ленинский проспект кажется почти пустым, но лет 35-40 назад так выглядела самая лютая московская «пробка». Поэтому передвигаться на советской классике в современном трафике сложновато. Салонное зеркало маленькое, боковое — всего одно, слева, да и то непанорамное. При перестроениях вертишь головой, как летчик-истребитель в ожидании заходящего со стороны солнца вражеского самолета. Ведь современные автомобили проворнее наших старичков, появляются словно из ниоткуда. В обеих машинах выручают лишь тонюсенькие, как спички, стойки кузова: пассивная безопасность на ретро-уровне, зато обзорность аквариумная.
![](https://resizer.mail.ru/p/2da31a2b-53c1-5caa-9f86-9d12ecc27b28/AQABBCsazmmyJRtiFpGiD8FB6mDLa_lSfgJLTNQsuBab4xe_W2eE9t9Q7Eje6ecti0IH67K4EFMTkfdzEuWIr3BFgKI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f7454294-63c4-52a7-b43b-4a83af46c91c/AQABFdOixbClxe3Zv5gJXSa30kxinzhxHfF5OHv6_6En1Mq1OXz8x_1O7EVab2-gX7HdI9MqRdgFXS_QUPu_7dEvyRs.jpg)
И тут бы отдать победу в городском зачете «Москвичу» за тяговитый уфимский 1,5-литровый мотор УЗАМ-412 (75 л.с.). На первых двух передачах при старте с места 2140 уделывает «шестерку» с «трешечным» движком (1,5 л, 72 л.с.) и более длинной трансмиссией. Поэтому встраиваться в поток на московском седане проще. Но его подвела как раз коробка передач, а точнее — привод переключения: отвратительная избирательность и огромные ходы. Поначалу с трудом удавалось нащупать третью ступень. Пробовал и с двойным выжимом сцепления включать, и после четвертой... А оказалось, надо отводить рычаг чуть ли не к правой двери. Но боязно, ведь где-то там притаилась и задняя передача, у которой нет страховки от случайного включения. Чуть ошибся — «Сталинград» в коробке...
Теперь понятно, почему на гоночные «Москвичи» зачастую ставили жигулевскую механику. Вот это четкий агрегат! Рычаг здесь тоже неуклюже-длинный, однако ступени втыкаются с первого раза безошибочно, поисковые перемещения минимальные и даже задняя врубается по-человечески — от себя до упора и назад. При этом есть страховка: рычаг надо слегка утопить вниз.
![](https://resizer.mail.ru/p/239b61f9-78f8-5cac-85b6-29190eaf9705/AQABgS7iALY5umC3TIWQ0Df1eqHm4bXH-Ls33shpw6rIOoJbGdrWSKMWgQGGeMvTH5JNd2xlUgCWJVg-XJAIrukNRvk.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/a23aef65-1d23-599e-af93-2e3216ba0993/AQABFdhGdxnoguml-aGs8ylFX5exXjQ8V4ug4KWSNIMz0Y-M9PXqwpUOzxcM6fRdwfghFT19jQ0e5vExiIsXf_ZHuuA.jpg)
За рулем в «Москвиче», пассажиром — в «Жигулях»
На трассе 2106 вырывается вперед — «Жигули» резвее набирают ход и катят заметно легче. «Москвичу» приходится напрягаться, чтобы держать тот же темп. Он ощущается толстячком, у которого к тому же закисли подшипники, и мотор с трудом проворачивает колеса, хотя весят седаны одинаково — около тонны. На «одышку» 2140 намекнула и разница в расходе топлива. На мерном отрезке маршрута с грунтовками и легким офф-роудом ВАЗ — 2106 кушал по 9,7 л/100 км, а «Москвич» требовал на каждые 100 км на пару литров 92-го бензина больше. Впрочем, не исключено, что агрегатам 2140 действительно надо прикататься. Александр выезжает на нем реже, чем на «шестерке», настройка машины еще не завершена. Об этом говорит и характерная детонация уфимского мотора под нагрузкой.
![](https://resizer.mail.ru/p/1df1dd80-7bef-5bba-964a-18029e1d3b1f/AQABMG1KiCmr21pXEYQHTM44JXtg4zW_BzqsITysjuEY6tYhO_-kxHgaR3TQFHId3LmbvFVVURUKGRW0Rz7PEhDhyZg.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/8859dadd-4c2c-597e-85b9-03e51dbbb4fa/AQABwIFUNY7ZcwtRrD3qZZ8xjR33BRlYWSXTNTZDq2K2cZQv6hLWGZj2Udx_vSJx-B9eCF0DpinqqXH8okoozyFcYUY.jpg)
Другое дело, быстрее 100-110 км/ч на любой классике ехать неуютно. Коробки же четырехступенчатые, а на такой скорости двигатели тревожным ревом уже просят пятую. К примеру, тахометр «шестерки» показывал аж 4000 оборотов — куда больше?
На «Москвиче» водителя могут приструнить и пассажиры, поскольку 2140 сильнее болтает на кочках и глубже кренит в поворотах. А еще «Жигули» сзади ощутимо просторнее, прежде всего в плечах. Здесь также чуть больше места для коленей, и задницы, пардон, потеют меньше — черный велюр нагревается, но лучше «дышит». В спинке даже откидной подлокотник спрятан — роскошь по советским меркам. «Шестерка» вообще машина с претензией. Передняя панель украшена пленкой под дерево, на руле и дверных картах узоры затейливые. Приборная доска, словно поршевский «парад планет» из циферблатов, есть тахометр и часы. Тотально пластиковый салон «Москвича» на этом фоне прост и скучен.
![](https://resizer.mail.ru/p/14652760-4d16-5a39-ae59-f38a7197898a/AQABperYisDa_WavZN6A8_B9VSEProS4cujoTPCcaVt0lmd49kZw-oHDZxAoATT8Wjxh9Dgm5jYumJgBqS42e62cO64.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/31e0ec6a-4df2-543d-aada-33660f95b476/AQABo0LUREro4GwiyaWF_Nvs9fMJpnbrVLGOgUrFtRUMkq3uwdQdw0x5wNENRuBE4FwVKUo9W0gD7c8qstvZile-Qrs.jpg)
Что интересно, водитель пафосного ВАЗ — 2106 утомляется быстрее. Потому что с эргономикой беда. Огромный руль с тонюсеньким ободом смещен вправо, равно как педальный узел. И колонка закреплена так, что сидишь враскоряку со скрюченной спиной. Впрочем, через эту пыточную камеру прошли все, кому довелось ездить на тольяттинской классике — подробно расписывать мучения не будем. А вот «Москвич» удивил. На АЗЛК правильно посчитали, что покупатель, терпеливо отстоявший годы в очереди на покупку автомобиля, тоже человек. Поэтому «баранка» в 2140 не перекрывает приборы, кресло при тех же двух регулировках (продольной и наклона спинки) лучше распределяет нагрузки, а органы управления расположены так, что через сотню-другую километров не возникает потребности выйти и размяться.
![](https://resizer.mail.ru/p/2afdebe2-5a69-55bd-9b1f-9e21b0def86e/AQABRjZiVYUiy6gX3XI8G68igxwZtg_yFjWlBMdW_qKyxBZRLFiPRFzRQmcuyDf0Ad4LzPA2YBrIRtb-lnepq2uURQo.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/37f2c233-8cb4-5692-b301-6dcad3207622/AQABgDu0yC-vwICml5KHAV2UVdYV64Lo8lSGp0SXMqzDGvpVf9MuI2B8PWlvKdn3CJtRgQaI6ctjmSkiyIcNc8yv79Q.jpg)
Когда не было кроссоверов
Музей Михаила Красинца в качестве финальной точки мы выбрали в том числе за подъездной путь. Асфальта там нет, только полевые дороги и размытые ливнями уклоны. 2140 поначалу карабкаться по ним отказался: прямо на съезде с трассы стрелка указателя температуры рванула к 110 градусами. Перегрев? Оказалось, тряска прикончила разъем датчика температуры мотора. Восстановили отломившийся провод быстро, и, к слову, это была единственная поломка за всю поездку. И зря «Москвич» волновался. По пересеченной местности оба седана прошли легко. Ведь раньше к плохим дорогам машины не адаптировали, а для них создавали изначально. Поэтому по геометрии ВАЗ и АЗЛК покруче иных современных кроссоверов. К примеру, под моторным отсеком и картером заднего моста у советской классики по 18 см. И все же по рельефу 2140 с короткой коробкой двигался чуть увереннее «Жигулей»: плавно, аккуратно, на второй передаче. «Шестерка» же порой просила перейти на первую.
![](https://resizer.mail.ru/p/b0c50c13-df3f-53cd-a7d2-a7f59c8cfec0/AQABewYtL1xTh-czy46UyaX8sNFDpKeZWr_PK1QUbj07BkD9yhL1y2f-P8DIA0iWlA-4Md1957nKOEqwFKeEAsvoyQk.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/3dea5097-5a27-5a4a-a5d3-059e60ab0d9c/AQABcYgRTyQqH_zuu8IcRhCD_010aPKML9cTStoWcfCyOaKtmeJrm5u45oEbQQwxe7oTqQ5iUNVFFHzGCQIVk57kkLs.jpg)
Как видите, «Москвич» оказался совсем не так плох, как о нем принято думать. И здесь бы сказать, что победила дружба, но вмешался неожиданный фактор. «Шестерку» советского периода люди воспринимают обычными «Жигулями» — ухоженные и что с того? А на давно исчезнувший с дорог 2140 оборачиваются, фотографируют, ведь для многих современников эта машина — символ лихой молодости, которую уже не вернуть. Это показало и народное голосование в нашем Инстаграме — «Москвич» выиграл с солидным преимуществом. Но в погоне за вау-эффектом помните: содержать и тем более восстанавливать 2140 сложнее. Если запчасти еще можно найти на том же знаменитом авторынке в Южном порту, то годную кузовщину подобрать все труднее. Как и выудить из картотеки воспоминаний давние фрагменты. Поэтому давайте ценить советскую классику хотя бы за то, что управлять машиной многие из нас учились, сидя на отцовских коленях в этих самых «Москвичах» и «Жигулях».
![](https://resizer.mail.ru/p/64dd10e1-3da6-5e90-9818-1806db07882d/AQABp9d33-H8YEwgaA6Yn5qxrGZwX3_rRvHOmzKRbTTubOht_ycpJ9OvD1Y6OyY_YnqYHFTuHe25Sy5VgeVZkv3NGjE.jpg)
Редакция «Авто Mail.Ru» благодарит Михаила Красинца за помощь в организации фотосъемки