Этого немца я, вероятно, больше не увижу. Один из топ-инструкторов Porsche, Маттиас Хоффзуммер, уходит на повышение, поэтому перестает возиться с журналистами на трековых презентациях спортивных моделей. С ним я познакомился еще четыре года назад, когда ездил на гиперкаре 918 Spyder, а с тех пор под его руководством намотал немало километров по гоночным трассам. «Пролетаем боксы, видишь надпись AMG впереди на трибуне? Целься туда и тормози, что есть сил!» — напутствует он. Грустно и одновременно символично, так как заканчивается и эпоха «991-го» кузова Porsche 911. Причем самой правильной версией (не считать же за полноценную точку недавний концепт-кар 911 Speedster).
![](https://resizer.mail.ru/p/cd6a56a1-9947-541f-8ab3-5220353b08cd/AQABs7nvCiEA-8dNyELgS95f3xKWmSRKNQlG6akfkEBtQRARMkEjY4pFlE0lkjndsATDFhbTjJBVo933IvYUn7Kq03s.jpg)
Конечно, я до сих пор помню сумасшедший 911 GT2 RS — для меня это однозначно была машина даже не всего 2017 года, а как минимум последней пятилетки. 700-сильный заднеприводный дикарь, который норовил уехать в забор в каждом повороте, а за какой-то километр пути разгонялся до 280 км/ч, будет жить в сердце всегда. Но ДНК GT-моделей создавалась генетиками из Цуффенхаузена прежде всего для побед на гоночных трассах, для омологации многочисленных «боевых» версий Porsche 911. И новый 911 GT3 RS — это очередная вершина их эволюции.
Хорошая родословная
Вовремя подоспел «донор»! В феврале немцы показали серийный 911 GT3 RS, а в мае выкатили новую версию гоночного 911 GT3 R, которая недавно помогла Porsche одержать победу в престижном марафоне «24 часа Нюрбургринга», чего не случалось уже 7 лет. Следом финишировали парни на Mercedes-AMG GT3 (не зря мы целились в «их» трибуну?) Больше ни одного Porsche в первой восьмерке не было, но особенно обидно за экипаж номер «911», в состав которого входил Кевин Эстре — сначала случился штраф, а потом его напарник в попытке отыграться не удержал машину на масляном пятне и вдребезги расколотил 911 GT3 R незадолго до середины гонки. А ведь именно они выиграли квалификацию и уверенно лидировали до начала неприятностей.
![](https://resizer.mail.ru/p/98e4b6e9-ce48-5c98-9c43-92dd52c9bdf8/AQABq-RAOvExUg35pvrCmE4LVUzXZTx3TiiDo-ncz7yd9dthdSyrKAOTAFMEcJYhy2XLXey1gcnp9ei05DRawiAoICc.jpg)
Запомните это имя. Кевину принадлежит фантастический круг по Северной петле Нюрбургринга — 6:56,4! Это на 14 секунд быстрее, чем Mercedes-AMG GT R (раз уж мы заговорили об AMG), почти на 24 быстрее, чем прежний 911 GT3 RS, и всего на 9 медленнее бесконечно мощного 911 GT2 RS! Хотите знать, как это было? Посмотрите онборд. И, если у вас не вспотели ладони и не встали дыбом волосы, то читать дальше эту статью не имеет ни малейшего смысла.
Впечатляет? Очень! Особенно, если заглянуть в характеристики. Атмосферный четырехлитровый оппозит выдает 520 л.с. и 470 Нм — гораздо меньше, чем могучий V10 Lamborghini Huracan Performante и турбомонстр 911 GT2 RS! Но по факту это гоночный мотор GT3 Cup — «сухой» картер, куча масляных насосов, клапанный механизм лишен гидрокомпенсаторов, а титановые шатуны и новый коленвал позволили поднять предельные обороты до 9 тысяч. Степень сжатия — 13,3:1, поэтому лить надо минимум «98-й» бензин. И будьте уверены — даже опциональный 90-литровый бак вы осушите очень быстро.
![](https://resizer.mail.ru/p/fcbde2b3-cb33-5f8a-92c2-cff0b929219a/AQABHprPjfcPjER6kZij_JuMA_SvUAQ7ejKzwxxM6pZYz24pMFUWOw7NlAi1NEkUYeAqo9gztIkrWiMi06Dchar4iD0.jpg)
Все потому, что GT3 RS бьет по нервной системе, как психостимулятор! Хочется «дубасить» по треку без остановки, наслаждаясь будоражащим звоном титанового выхлопа. «Вууууууумм, вуууууумм, вуууууууумм!» — робот PDK при переключениях на разгоне не опустит стрелку тахометра ниже отметки «7», а высокооборотная партия шестицилиндрового оппозита прорывается в кокпит без каких-либо помех (шумоизоляции тут попросту нет). Интересно, что PDK даже в спортивном режиме не сильно бьет по затылку креслом — для трековой машины важны мягкие переключения, чтобы задняя ось оставалась стабильной.
![](https://resizer.mail.ru/p/e6feefee-197a-5e09-987d-9721105d8dff/AQABaxkWaJhppvxwed4jv28KKTAaDEbJ8038CCwTeszRXpSJGm9gkuRidtfgylNZuEPd6JsjKVlPc0xle6JewrkejL4.jpg)
Топливо и правда кончится раньше, чем 911 GT3 RS. Эффективность системы охлаждения такова, что ни разу температура масла не превысила 105 градусов, причем Porsche использует обычный Mobil 1 вязкостью 0W-40. Не перегреваются и тормоза — это касается не только опциональной углеродокерамики, но и базовых чугунных роторов. Последние даже предпочтительнее для машины, которая используется на треке, — их не убьешь за один вылет в гравий, да и стоят диски и колодки дешевле. А еще GT3 RS... неожиданно послушный! Едешь, как на идеально настроенном гоночном автомобиле. И это позволяет работать с трассой, не отвлекаясь на нюансы управления.
GT-мутация
Формульный Нюрбургринг оказался непростым — узким, с множеством среднескоростных связок, где важно и не сбрасывать слишком сильно, но не жадничать и не переборщить. А хорошо знакомая по телетрансляциям и симуляторам конфигурация в реальности встретила высоченными поребриками и кочками. Но 911 GT3 RS все это по барабану! Особенно, если не переходить в спортивный режим работы амортизаторов — чуть «разжатые» справляются с рельефом лучше.
![](https://resizer.mail.ru/p/d8b30028-c0bb-57ee-b52d-7c5f983423ac/AQABHZTaUSf5xbeFr0gcGBDd6t0oA9lONoecsZ9m9KT7efU-Tr3hRQ3dvKDHjUicKjF4vsuQ7UrQ8l6lBb9O2IgYpvQ.jpg)
Секрет кроется в шасси и аэродинамике. GT3 RS получил подвеску от GT2 RS. Тут «перевернутые» амортизаторы Bilstein, все резино-металлические соединения заменены на жесткие сферические шарниры, пружины стали значительно жестче, чем у предшественника, а стабилизаторы, наоборот, «смягчили». Принцип — как у гоночного 911 GT3 Cup! Поворотная задняя ось в сочетании с высокой прижимной силой (до 416 кг на скорости 300 км/ч) делает машину очень стабильной в быстрых поворотах. По дорогам общего пользования нам на этот раз поездить не дали, но стоит ждать схожих с GT2 RS ощущений — жесткость на малых скоростях сочетается с потрясающей энергоемкостью на высоких.
![](https://resizer.mail.ru/p/96e16566-fb0d-5910-8f40-bdd9d12c9b84/AQAB1OPf7OwhayQyKZxT_V3_-mCewRtRHdNAsn4tR-Fko12PAOFC9PK07cNL3pVWeyDIPluxOlJkmv_kzxgT_2phqiI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/1888101f-d4f9-5363-9022-e1233c52bf04/AQABvXTE3k4O9cTKkklOPwcI2Nu4Hlt78YDY5D7eP8yJ1rXtnIfi9tBwQd1s3LBapuEXJYQMuYj7SWX62GaxNOZCaeo.jpg)
GT3 RS очень похож на GT2 RS и снаружи — у него аналогичное аэродинамическое оперение, а за доплату 1,3 миллиона рублей доступен пакет Weissach с углепластиковой крышей, капотом, багажником, стабилизаторами поперечной устойчивости и подрулевыми лепестками переключения передач. Впрочем, вряд ли вы воспользуетесь последними, ибо работает PDK безупречно. Дополнительно Weissach Package включает в себя колеса из магниевого сплава и обязательный при его заказе пакет Clubsport с полукаркасом безопасности и огнетушителем. Экономит «карбон» около 18 кг, а суммарно 911 GT3 RS на 40 кг легче, чем 911 GT2 RS — масса по стандарту DIN составляет 1430 кг. Можно отказаться и от климат-контроля, музыки и мультимедийного комплекса PCM.
После окончания сессии хочется бить кулаком по замшевому рулю! Как, уже все? Скоростной излом Advan-Bogen, куда надо вваливать на 220 км/ч, с каждым градусом прогрева шин Michelin Pilot Sport Cup 2 становился все менее пугающим — больше интересовали цифры на спидометре перед шиканой NGK. Еще несколько кругов — и в пятый поворот я влетал бы гораздо быстрее (как и надо!), а в связке, названной в честь семикратного чемпиона Формулы-1 Михаэля Шумахера, третья передача сменилась бы на четвертую.
![](https://resizer.mail.ru/p/b30e8ee4-2e74-5cb2-9e02-9ed46017ac69/AQABvripNgPWtuV6Gv45xCWW2s-QocsTGepl3q17fK7EH0ml6W40tz4D90Cu4mwLjd5X0P_N9b43GAihdZWNXnZMd0c.jpg)
Повидавшая немалое количество гоночных баталий трасса особенно хорошо раскрывается за рулем столь совершенного инструмента. Если за рулем 911 GT2 RS приходится, скорее, постигать саму машину с ее чудовищным крутящим моментом, то «младший» брат мотивирует собирать в лукошко лэптаймера десятые и сотые доли секунды. Вот здесь чуть сильнее срежем поребрик, а тут немного подождем со входом, начнем поворачивать... и газ, газ без промедления, полный газ! Шасси прекрасно справляется с линейной тягой одного из лучших моторов современности. А с третьего квартала для GT3 RS будут доступны и «рекордные» шины Michelin с приставкой R — те самые, на которых ему и удалось выскочить из заветных 7 минут на Нюрбургринге.
![](https://resizer.mail.ru/p/d06cd261-881b-5754-afff-f793273c2f29/AQABP_nZr9wqjGl7qW9SIdNsd-KFyGQ5M_Hrgft6mgsZvn3BkMm_ShGkMibXsI-peU8QYeE3pXAE_m7quZj3DzzpEPg.jpg)
Справиться с неминуемым абстинентным синдромом и снова окунуться в гоночную атмосферу помогут 13 109 000 рублей (на 6 миллионов дешевле, чем GT2 RS) — это стартовая цена для российского рынка. И лучше не тянуть с заказом — производственный цикл GT3 RS очень короток, в следующем году появится новый 911. Но еще несколько лет GT3 RS останется самым быстрым Porsche с этим фантастическим мотором. А потом... В Porsche намекнули, что пока не собираются прощаться с двигателем без турбины! Каким же будет новый рекорд?
Боевая классика. Неожиданный тест исторических 911 GT3 RS
![](https://resizer.mail.ru/p/3146d66b-2f8b-5324-ae33-4520faf8c05a/AQAB8BcDf6l9JLwiq21ZZsQBmQmHnKlch2DYOWLO_0iUU60V6Ahyi9SqxmXyz2A1VRgf6cCcvXIQUk-PAaxHeP2oQWs.jpg)
Вот это сюрприз — на Нюрбургринг привезли не только новейший 911 GT3 RS, но и всю линейку его предшественников. Конечно, «дубасить» по треку на музейных экспонатах нам не дали, но прокатиться в «лайт-режиме» все же удалось, пусть для этого и пришлось, сломя голову, бегать из одной машины в другую ради нескольких минут возможности прикоснуться к истории.
![](https://resizer.mail.ru/p/736e0948-3316-5b25-ae8d-89e26608de27/AQABCBDm34byVMyTRaHc5u4-7thSahznYMY0UMK0fL-XrQpL5pDdIDNuyB6KioaMHECv4YggA5ma_yCXNzjuv2IANRM.jpg)
Первый Porsche 911 GT3 RS (в кузове 996) появился в 2003 году. Сейчас интерьер «996-го» кажется смешным и игрушечным, но тяжелое сцепление, короткоходный привод механики и отсутствие системы стабилизации сразу дают понять: «Не шути со мной, парень!» А динамика у 381-сильного GT3 RS даже по нынешним меркам неплоха — 4,4 секунды до сотни. «996-й» радует своей «прозрачностью» в управлении, его чувствуешь буквально с первых метров движения, причем он не давит характером или экстремальными повадками. Этакий добрый дедушка.
![](https://resizer.mail.ru/p/d366b89e-cf50-5cf2-8a03-c6a1f35d2a3c/AQABw6o1RsUI3exsZqI85gMlxoWorzDB9JXcnIO-IM37Fojzkr_k01tP_zN_HBB_DRSzoIVoi8eGszhYDXM7EkvE_5w.jpg)
Porsche 911 GT3 RS серии 997 (2006 год) — диаметральная противоположность. Просто черт из табакерки, который напрыгивает на тебя внезапно, чуть что ты сделал не так! Невообразимо жесткая подвеска, «тяжеленный» руль и ярко выраженная недостаточная поворачиваемость на входе в поворот наряду с громогласным мотором мощностью 415 л.с. — гремучая смесь. Не представляю, сколько нужно проехать «боевых» километров, чтобы общаться на «ты» с этим монстром.
![](https://resizer.mail.ru/p/16b9bdb2-0629-57e9-89d4-362dadc44f39/AQABX9O9Lby7EAwmaN9a6WXzl3Bc4koAN1ifUQDf2-CmxCSaQFav-d4SWHmi76VXVYDa-O-u5Tfrt42l7NkO4_d4z6E.jpg)
Тем неожиданнее тот факт, что обновленная машина, которая дебютировала в 2009-м, намного лучше! Прекрасное усилие на руле, смягченная подвеска и новый мотор 3.8 (450 л.с.) с фантастическим подхватом на 4000 оборотов — вот что вызывает улыбку на лице. А небольшие изменения в аэродинамике и хороший баланс помогли показать и неплохие секунды на «Ринге» — круг он проехал за 7:33.
![](https://resizer.mail.ru/p/c868d7ce-68e9-53f4-8387-e13c5eae05fb/AQAB60ocZqt1feGJzmujHov6XkWvETTVp73vDfxuwNfSw5t4gG1moSJ_P7b7vp8oszfICUt0hHyxWudvzUYd4YuuqRw.jpg)
Этот Porsche по моему глубокому убеждению — самый красивый «911-й» за всю историю. Наслаждаться деталями можно минутами. Часами. Годами. Но лимитированная (600 экземпляров) версия GT3 RS 4.0 — это прежде всего двигатель! Последняя версия знаменитого оппозита, изначально разработанного мотористом Porsche Хансом Мецгером еще для гоночного 911 GT1, победителя марафона «24 часа Ле-Мана» 1998 года, и с тех пор пережившего не одну модернизацию и адаптацию для дорожных машин. 500 сил с 4 литров в дорожной машине и в 2011-м были хорошим «табуном». И пусть высокой надежностью он не славится, но как звучит и как тянет! За насыщенные механическими звуками холостые, хриплый, глухой «кашель» на низах и мощный, напористый тенор в зоне средних оборотов вместе с готовностью ускоряться всегда и везде этому Porsche можно простить все. И даже то, что он стал первым «911-м», который обогнал на Нюрбургринге суперкар Carrera GT.
![](https://resizer.mail.ru/p/509c4792-3de8-5622-9318-7e18c5071901/AQABLXZoa4r2h7SgTcw4_5aRHhLaLxBm02iHnETzE_qPducecTiAnhlYR-QXYMHqbbayg31p3N3YNh55OrU4Syq5vaw.jpg)
2015 год. 911 GT3 RS серии 991 ознаменовал наступление другой эпохи, изменение стандарта «RS-моделей». 4-литровый мотор мощностью 500 л.с. — полностью новый, с непосредственным впрыском. Коробка передач — исключительно робот PDK. Все подчинено скорости — углепластик, магниевые сплавы, широкий кузов с кучей функциональных отверстий, огромное регулируемое антикрыло. Но на Северной петле он оказался всего на 7 секунд быстрее, чем прежний GT3 RS 4.0 (7 минут 20 секунд), а вдобавок не слишком умело играл на струнках души. От этой машины хочется большего, чем скучного поведения на треке и громкого рева, заполняющего салон. Но, как мы теперь знаем, это была всего лишь заготовка для будущего шедевра...