Машину времени еще не изобрели, но в джиперском мире устроить очную ставку нового со старым вполне реально и без фантастических технологий. Ведь в список немногочисленных автомобилей-долгожителей затесалась Toyota Land Cruiser 70 — без преувеличения культовый внедорожник, метящий протектором самые дикие места планеты аж с 1984 года. Разумеется, «крузак» не раз модернизировали, однако в нежного мальчика в подвернутых джинсах вездеход не превратился. Улучшения внедряли бережно, так что 70-ку и тогда, и сейчас ценят за неприхотливость, выносливость и, конечно, проходимость. В мире хватает уголков, где эти качества до сих пор стоят выше моды — спросите у арабских бедуинов, австралийских фермеров или командированных в Африку функционеров ООН. Поэтому ветеран Land Cruiser 70 живет и на покой, похоже, не собирается.
Россия по состоянию дорог, как показал недавний международный рейтинг, до сих пор прозябает во второй сотне стран. При этом 70-ку у нас официально не продают. Причину ищите в ценах вторичного рынка: не имея в кармане пару миллионов рублей, прицениваться к легендарному «крузаку» бессмысленно. Стоимость самых нарядных экземпляров так вообще за четыре миллиона переваливает! Нам посчастливилось раздобыть для теста как раз такой полностью исправный автомобиль (даже выдвижная антенна не закисла). По документам серебристый Land Cruiser 70 японской сборки с пробегом 109 тысяч километров выпущен в 2011 году, попал в Россию из Белоруссии, но, судя по арабской вязи на боковых зеркалах, изначально трудился на Ближнем Востоке.
Здесь наследил Дмитрий Донской
Выходит, прикоснуться к внедорожной легенде по-бюджетному не получится, нужна сильная мотивация. Не проще ли за те же деньги взять, например, современную «Тойоту» — Fortuner? При сопоставимой проходимости она будет новой, с гарантией и более продвинутым оборудованием. Во всяком случае, так видится в теории, которую мы решили проверить на бездорожье Московской и Тульской областей, проехав вдоль Оки в поисках исторического Сенькиного брода. Говорят, именно в этом месте через широкую реку переправилось многотысячное войско Дмитрия Донского по пути на Куликовскую битву.
Сразу оговоримся — об эргономике, комфорте, вместимости и прочих обыденных вещах расскажем в следующей заметке. А прежде сосредоточимся на внеасфальтовой жизни, ради которой, по идее, и стоит присматриваться к честному утилитарному внедорожнику.
Переключатель против рычага
Перемахнув Оку по мосту на трассе М-2, сворачиваем налево на южный берег, целясь вдоль русла в сторону Каширы. Серьезного офф-роуда пока нет: грунтовки разной степени убитости, подсыхающая полевая колея, ямы да овраги. На 70-ке по пересеченному рельефу ехать проще: даже если зевнул промоину, ничего страшного не случится. Просто берешь все ходом, не подключая передний мост и тем более понижайку. А вот Fortuner требует более внимательного отношения. Геометрия у него похуже, на перегибах норовит приложиться порогами-подножками или вспахать почву нарядными пластиковыми бамперами в цвет кузова. Приходится осаживать, тщательнее выверять траекторию, а поскольку темп падает, то и передок желательно врубить для уверенного движения. Прошляпил водитель момент, и Fortuner постыдно залипает в безобидной луже. В режиме 4x4, словно одумавшись, запросто выбирается из жижи сам, однако перевес пока на стороне «крузака».
Чем ближе жмемся к берегу Оки, тем круче становятся спуски-подъемы (говорят, это остатки валов древней крепости, охранявшей Сенькин брод или, как его еще называют, перелаз), а колея — глубже. Здесь уже без вариантов необходим полный привод. И на «Форчунере» передний мост врубать сподручнее. Поворотный переключатель на центральной консоли позволяет сделать это почти моментально и даже в движении на скорости до 100 км/ч. Лишенный сервопривода раздаточной коробки Land Cruiser 70 заставляет остановиться и дернуть на себя рычаг. Почти как на древних УАЗах, с той разницей, что тойотовский механизм срабатывает как надо: с едва ощутимым сопротивлением и с первого раза.
Возня в песочнице
Сенькин брод находим быстро — это узкая полоска пляжа напротив впадающей в Оку куда более скромной речки Лопасни. Скрытое кустами устье с нашего берега незаметно, зато видны намытые сходящимися течениями массы песка. И все равно не верится, что преграду шириной порядка 250 метров реально пройти вброд. Начинаем елозить по берегу в поисках переправы. Влажный плотный песок оказывается обманкой: колеса продавливают относительно твердый наст и вязнут в сыпучке.
Здесь Fortuner серьезно отыгрался. На внедорожнике с шестиступенчатым автоматом проще тронуться с места без пробуксовки, электронные имитации межколесных блокировок так удачно распределяют тягу, что движение по песку получается бодрым, уверенным и равномерным. «Ламповая» 70-ка на пятиступенчатой механике и без компьютерных ассистентов заставляет ювелирно играть сцеплением на старте, а без принудительной блокировки заднего моста вообще отказывается ползти вперед. Опытный водитель, конечно, справится, в то время как новичок рискует бесславно закопаться чуть ли не на месте.
Плыть нельзя проехать
Увы, знакомство двух «Тойот» с Сенькиным перелазом ограничилось омовением колес. Пешая разведка траектории показала, что в конце мая воды в Оке хватает: в районе брода глубина метра два, а то и больше. Надо плыть, ехать нельзя, иначе утонет даже «крузак» со шноркелем. Видимо, семь веков назад Дмитрию Донскому повезло больше...
Продолжаем движение по южному берегу, и вскоре колея уходит на подъем в лес. Уклон вроде бы ерундовый, но скользкая глина моментально замыливает протектор гражданских покрышек. «Форчунеру» это не стало серьезной помехой — опять же выручила электроника. От водителя требовалось лишь держать ровный газ, чтобы «Тойота», похрустывая тормозами, карабкалась наверх. Land Cruiser 70 заполз на холм с отставанием, снова заставив пилота врубить заднюю блокировку и попотеть в поисках траектории посуше. Случись ошибка, пришлось бы, как минимум, откатываться назад, с места «крузак» уже бы не тронулся. А ведь могло и в канаву стащить или на деревья. За оправдание принимается разве что потертая резина Dunlop Grandtrek 265/70 R16, Fortuner шел на свежих Bridgestone Dueler H/T 265/60 R18.
Когда пузо гладкое
Точку во внедорожном споре поставила болотина на финише маршрута — незадолго до понтонного моста на другой берег Оки от Клишина к Озерам. Первой в трясине засела наша неизменная труженица-техничка — подготовленная Chevrolet Niva на «зубастых» шинах. С третьего раза «Шниве» все же удалось набить колею, решаем следом пустить Land Cruiser 70. И... «крузак» зависает в грязи примерно на середине сложного участка. Выдергиваем, пробуем взять препятствие ходом и с включенной передней межколесной блокировкой. 70-ка проскакивает чуть дальше, но снова садится на мосты, как жук на булавку. Каково же было наше удивление, когда Fortuner пролетел по болотине, словно не заметив её! Причем затем исполнил это несколько раз и в разных направлениях, с разными водителями за рулем, с принудительной задней блокировкой, а потом и вовсе только «на электронике». Похоже, сыграла роль удачная форма днища: передняя подвеска у «Форчунера» независимая, ровная защита моторного отсека сработала лыжей, в то время как неразрезной передний мост создавал 70-ке дополнительное сопротивление.
«Крузак» парирует огромными ходами подвесок и поразительным запасом энергоемкости, позволяющим пролетать засадные места на полном ходу — напролом. Третья или четвертая пониженная, газ в пол и 70-ка фрезой прорезает жижу. Успевай только руль крутить, чтобы не скосить еще и деревья вокруг. «Форчунер» такого насилия не терпит — внедорожник начинает неистово прыгать и раскачиваться, жестким замыканием на буферы прося сбросить скорость.
Вывод: один для умелых, другой для всех
«Крузак» болотину в итоге взял без посторонней помощи, но победу во внедорожном тесте одерживает молодость и прогресс. Пусть у «Форчунера» похуже геометрия и нет принудительной блокировки передка, но ее успешно заменяет электроника. Поэтому управлять на бездорожье современной цивилизованной «Тойотой» проще. А Land Cruiser 70 — классный винтажный инструмент для по-настоящему диких мест, где не знают, как починить автомат, что делать с «отсохшими» датчиками или промокшими компьютерными «мозгами». Этой честной простотой «крузак» покоряет и влюбляет. Вдобавок 70-ка легче поддается внедорожному тюнингу: колеса позлее и побольше, небольшой лифт и расклад по проходимости, скорее всего, будет иным. Неспроста 30-летний «крузак» так любят спортсмены-трофисты.
Значит ли это, что заслуженный Land Cruiser 70 не имеет шансов в асфальтовых дисциплинах? Все не так однозначно. В следующий раз расскажем почему.