Дорожное хозяйство в рублях и километрах

20 июня
Mitsubishi Galant 2.4 AT
Впечатления только положительные. Сел после соляриса в галанта и понял что это любовь) Тачка для ценителей американского комфорта, размера и надежности
3.8
20 июня
Peugeot 4007 2.4 CVT
Добрый день. Хочу поделиться своим мнением о ПЕЖО 4007. 10 лет назад покупал в салоне в Краснодаре. Искал вместительную, высокую и экономичную машину. Смотрел разные машины, в том числе и седаны, но...
4.3
Все отзывы
25 мая 2018 10:00, Статьи
В Единой России предложили строить более узкие дороги ради экономии бюджетных средств. Мы решили изучить дорожный вопрос со всех сторон: сколько в России дорог, на что уходят деньги и что приносит прибыль в спецпроекте Ъ .

Дороги в километрах

По последним данным Росстата (на конец 2016 года), общая протяженность автомобильных дорог в России достигает 1,66 млн км, из них 1,16 млн км дорог с твердым покрытием. На долю грунтовых автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения приходится 7,3%. 28,2% сельских населенных пунктов в РФ не имеют дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования.

Фото: kommersant.ru

Как сообщает Росавтодор, в 2017 году в России введено в эксплуатацию 230,7 км вновь построенных и реконструированных федеральных дорог, более 39 тыс. км федеральных трасс приведены в нормативное состояние. В 2018 году запланирован старт 29 новых проектов, ввод в эксплуатацию составит 146,6 км. Доля федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, по итогам 2017 года достигает 77,8%.

Фото: kommersant.ru

По плотности автомобильной сети Россия уступает многим развитым странам мира, и даже соседям по СНГ.

Фото: kommersant.ru

По последним данным «Автостата», в России на тысячу жителей приходится 293 легковых автомобиля. Лидирует по обеспеченности населения собственными средствами передвижения Карелия (353 единицы на 1000 человек), на последнем месте Чечня (137). Это ниже уровня большинства развитых экономик.

Фото: kommersant.ru

При этом, по данным ГИБДД, в прошлом году суммарный объем автопарка Москвы и Московской области превысил 8 млн транспортных средств (4,88 млн в Москве и 3,17 млн в Московской области). Таким образом, в Москве на тысячу жителей приходится около 400 автомобилей. Для сравнения: в Берлине — 327, в Лондоне — чуть более 300, в Дубае — 540, в Риме — около 700 автомобилей.

Рубли на дороги

На капитальный ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог общего пользования в федеральном бюджете на 2018 год заложено 293,87 млрд руб., в 2019 и 2020 годах финансирование превысит 300 млрд. руб. Более 20 млрд руб. ежегодно предусмотрено на содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения. Кроме того, в апреле Правительственная комиссия по транспорту утвердила план Минтранса по переводу 17 572 км автодорог в федеральную собственность. Таким образом, наиболее важные магистрали будут отремонтированы за федеральные деньги.

В утвержденной в декабре 2017 года госпрограмме «Развитие транспортной системы» заложен почти трехкратный рост строительства и реконструкции федеральных дорог (с 326 км в 2017 году до 982 км в 2018-м). Протяженность федеральных трасс, соответствующих нормативам, к 2021 году должна вырасти до 45,9 тыс. км (c 40,9 тыс. км в 2017-м). Общий объем субсидий из федерального бюджета регионам на адресные проекты по строительству дорог в 2017—2020 годах запланирован на уровне 48,9 млрд руб.

По утвержденным в 2017 году нормативам содержание однополосной дороги (низшей, пятой категории) обходится в 806 тыс. руб./км в год, ремонт — 4,7 млн руб./км, капитальный ремонт — 12 млн руб./км. Для расчета стоимости для других категорий дорог применяются повышающие коэффициенты. Таким образом, на содержание дорог первой категории (например, Новорижское шоссе от МКАД до бетонки) обходится почти в шесть раз дороже, а ремонт в десять.

Фото: kommersant.ru

В расчетах также учитывается территория прохождения трассы (каждый федеральный округ имеет свой коэффициент), количество полос и индекс-дефлятор потребительских цен. Межремонтные сроки для ремонта и капремонта дорог низшей категории установлены в пять и десять лет соответственно, для других — 12 и 24 года.

При этом, как показало исследование Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, дороги в России, вопреки распространенному мнению, не являются самыми дорогими в мире. По подсчетам экспертов, стоимость строительства и реконструкции 1 км полосы составляет 58,8 млн руб.

Фото: kommersant.ru

Таким образом, среднеарифметическое значение стоимости строительства 1 километра автомобильных дорог в России в 1,4-2,8 раза меньше, чем в развитых зарубежных странах, сопоставимых по природно-климатическим условиям.

Рубли от дорог

Сборы за пользование платными участками автомобильных дорог, находящихся в ведении ГК «Автодор» (крупнейший оператор платных дорог в РФ), в 2017 году составили 8,9 млрд руб. Протяженность платных участков достигла 815,6 км.

При этом самую дорогую платную дорогу строят сейчас в Московской области. За проезд по трассе в обход Наро-Фоминска протяженностью лишь 2,6 км придется заплатить 70 руб. или 26 руб. за км. Сейчас самым дорогим является обход Одинцово — проезд по всей протяженности днем на легковушке без транспондера будет стоить 16 руб. за км.

Система «Платон», взимающая плату с большегрузов, за два с половиной года работы (с ноября 2015 года по май 2018 года) собрала в Дорожный фонд России 47 млрд руб. На данный момент в ней зарегистрировано почти миллион (990,4 тыс.) транспортных средств, каждое из которых платит по 1,9 руб. за 1 км пути. За счет собранных «Платоном» средств было отремонтировано более 1,7 тыс. км дорог. На что конкретно выделяются деньги, можно посмотреть на интерактивной карте .

Для сравнения, в Германии система взимания платы с большегрузов (от 7,5 тонн) действует с 2005 года. В настоящее время в нее входит 15 тыс. км федеральных трасс, с июля 2018 года сеть расширится до 40 тыс. км. Тариф за пользование зависит от экологического класса грузовика и количества осей. К примеру, тариф для пятиосного грузовика с экологическим стандартом «Евро-4» составит €0,167 за км (12 руб.).

Что думают эксперты и водители

Как говорится в аналитической записке, подготовленной РАНХиГС для правительства РФ в 2016 году, до 40% ДТП происходит на участках дорог, «не соответствующих режимам движения». В режиме значительных перегрузок находятся 4 тыс. км федеральных дорог, около 70% федеральных дорог требуют проведения ремонтных работ, более 50% этих дорог нуждаются в усилении дорожной одежды, а на 40% необходимо выполнить работы по обеспечению необходимого коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорогой. Сеть отечественных автомагистралей отстает в своем развитии от мирового уровня на 40-50 лет.

Стоит отметить, что, по данным экспертов, самые опасные дороги в РФ находятся в Челябинской области и Красноярском крае.

Фото: kommersant.ru

В исследовании участвовали 50 регионов. В расчетной формуле рейтинга учитывались: население региона (свыше 1 млн человек), количество ДТП, число раненых и погибших в ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий, протяженность автодорог и размер автопарка.

Фото: kommersant.ru

Неудовлетворительное качество дорог возглавляет список транспортных проблем, на которые жалуются россияне.

Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
34
Алексей Игнатьев
Прикольно автор статьи примешал Москву с 8 млн. машин, и малой протяженностью дорог для них, которые легко поддерживать и содержать, а все остальную РФ котоаря в списке автомобилизации находится на 55 месте, с нереальной протяженностью дорог и плотностью...
Да, да межремонтные сроки 5 и 10 лет - дорога М2 от Серпухова до Тулы, развалилась за три года :)))
Ага, не являются они самыми дорогими, а то как же, если особо вспомнить и посчитать постоянные ремонты и такие мега проекты как километр 4-го транспортного кольца Москвы в ~600 млн. $ или сочинская дорога с ~150 млн. $...
Особый цинизм показывает ГК «Автодор» который не строит платные объездные пути, а просто в наглую на казенных дорогах которые были построены за счет налогов шлагбауны с собиранием дани...
Про платон вообще комедь, там хрен поймешь, сколько бюджет роттенбергу должен из собранных средств, т.к. только гарантированная комиссия составляет 10,6 млрд + двойная индексация (применительно к зарплатам бюджетников - увеличение) коммиссии + бонусы...
Т.ч. позорище, и статья явно намекающая и обрабатывающая население с тем, что нужно помимо ежегодного транспортного налога, транспортного налога включенного в бензин, платных участков и платона, еще готовиться отпошлять бабки за ремонт дорог...
СсылкаПожаловаться
Олег Асеев
Слишком завышенная стоимость строительства и реконструкции дорог в России - российские дороги не стоят этих денег, к примеру в Польше дороги обходятся в два раза дешевле при том, что по качеству они во много раз лучше, при этом Польша это страна которая во много раз опережает Россию по уровню средней заработной платы. Нефти своей у поляков нет, а как известно для производства асфальта нужен битум. В какие карманы уходит сверх прибыль от строительства российский дорог - никому не интересно, хоть бы уже делали качественно, так нет же и сделают абы как и сдерут в 2 раза дороже чем в Польше
СсылкаПожаловаться
Евгений Ларин
Всю единую Россию сузить в пять раз, сразу деньги найдутся,одни воры там
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru