От «Дзидоси» до «Ниссана»

26 декабря 1933 года был собран первый автомобиль марки Datsun. Cемьдесят лет назад началось производство очень популярных в Японии машин, которые до войны назывались именно так, а в последние десятилетия получили марку Nissan.
content image for: 6903
Автомобили Nissan хорошо известны во всем мире, в том числе и в нашей стране. Это вторая по количеству выпускаемых автомобилей японская компания после Toyota. Но удивительно, что в самой Японии так до сих пор и нет обстоятельного труда по истории собственной автомобильной промышленности. Вышел он, как ни странно, в США. Автором книги под названием «Полная история японского автомобиля» стал мексиканец Марко Руис. Из нее и из фирменных пресс-релизов удалось установить всю родословную марки Nissan.

Она была очень пестрой. Все началось со страстного желания некоего Масудзиро Хасимото создать собственный автомобильный завод в городе Осака. Завод этот в русской транскрипции назывался «Квайсинся» (Kwaishinsha). Но в 1911 году Хасимото не располагал средствами и обратился за помощью к друзьям. Они дали деньги, и в память об этом событии в честь троицы – Кендзиро Ден, Рокуро Аояма и Мейтаро Такеути – первая модель была названа DAT. По-японски это слово означает «заяц», маленький прыткий зверек. И машина DAT-41 была маленькой и маневренной, четырехместной, с моторчиком хоть и четырехцилиндровым, но мощностью всего 14 л. с. Производство ее началось в 1916 году и длилось почти два десятилетия. Правда, за это время произошли любопытные события. В 1919 году в Японии родилась еще одна автомобильная фирма – «Дзицуё Дзидося» (Jitsuyo Jidosha). Она делала малолитражки с моторами рабочим объемом всего 1260 куб. см. Торговая марка выпускавшихся ею автомобилей – Lila. В 1926 году «Квайсинся» и «Дзицуё» слились и образовали новую фирму DAT Jidosha.

Чудное слово «дзидося» в названии фирмы в переводе на русский означает «автомобили». Фирма сначала продолжала выпуск автомобилей DAT-41 и Lila, но потом перешла на производство только грузовиков. А в 1931 году произошло новое слияние фирмы с финансово более мощной компанией Tobato Imono Co. Японцы очень уважительно относятся к предкам. И новая компания не забыла про «Зайца», то есть DAT, и окрестила машину, которую начала выпускать, Datson. То ли хозяева фирмы в те годы усиленно изучали английский, то ли по иным причинам, но их модель в самом деле была сыном (по-английски son) ДАТа. Но вот беда, новообразование по-японски звучало как «неудача». И компания решила изменить одну гласную в названии. Так получился Datsun.

Новая компания на новом месте в городе Иокогама взялась выпускать новую модель. За основу взяли английскую малолитражку Austin-7. Ее конструкция год от года модернизировалась вплоть до начала второй мировой войны. Это была маленькая машина с 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 747 куб. см. В ее кузове еле размещались четверо. Сам автомобиль был очень компактный, наверное, от любви японцев ко всему миниатюрному. В 30-е годы японские фирмы выпускали всего по несколько тысяч автомобилей в год, а то и меньше. При таких масштабах производства себестоимость была высокой. Японцы же жили еще небогато, хороших дорог было очень мало, и автомобили Datsun использовались преимущественно как такси. С 1933 года начался выпуск модели Datsun-12, но в 1937 году компания наладила мелкосерийный выпуск больших дорогих автомобилей, которые назывались Datsun-70. Эта машина была копией модели Crusader американской фирмы Graham Page. Она имела шестицилиндровый мотор рабочим объемом 2800 куб. см и мощностью 85 л. с. Любопытный факт: единственный экземпляр этой машины разъезжал в 1946 году по улицам Москвы. Вероятно, это был один из военных трофеев. После окончания войны компания вернулась к производству малолитражек, но теперь уже у фирмы было иное название – Nissan. В 70-е годы торговая марка Datsun полностью уступила марке Nissan, которая сохраняется и поныне. Спрос на автомобили Datsun в 50-е годы был небольшим, и когда развернулась война в Корее, три японские фирмы получил заказ на армейские внедорожники. Среди этих фирм была и компания Nissan, которая по лицензии американской фирмы Willys Overland начала выпуск армейского джипа. Он довольно долго эволюционировал, и в конце концов родилась внедорожная модель Patrol.

Поворотным моментом в развитии легковых автомобилей Datsun была модель Bluebird. Долгое время она оставалась единственной легковой моделью фирмы. Впоследствии типаж выпускаемых ею автомобилей расширился, и сегодня мы знаем, что на заводах Nissan выпускаются 30 семейств различных моделей и модификаций. В их числе легковые машины, спортивные, внедорожники, минивэны, пикапы. Кроме того, дочерняя компания Nissan Diesel изготовляет грузовики и автобусы. Год от года конструкция автомобилей Nissan прогрессировала: появились привод на передние колеса, турбонаддув, электронный впрыск топлива, автоматическая коробка передач, независимая подвеска всех колес и масса других новшеств. Компания Nissan стала в ряд с ведущими автомобильными фирмами мира. В 1966 году она приобрела автомобильную фирму Prince, которая делала автомобили высшего класса. И одну из таких машин, теперь уже с маркой Nissan, приобрел японский император. Nissan стремительно развивал экспорт – в отдельные годы почти половина продукции продавалась за рубеж. При этом в отдельные страны машины Nissan шли в исполнении «люкс», и тогда они несли марку Infiniti. Но этого было мало. Японская фирма открыла свои филиалы в США, Англии, Испании, ЮАР, Мексике и на Тайване. В настоящее время на заводах Nissan во все мире выпускается более 2,3 миллиона легковых автомобилей (данные за 2002 год). Из них лишь 37% выпускаются непосредственно в Японии. Поступают автомобили Nissan и в нашу страну, главным образом машины среднего класса и внедорожники. Однако в последнее время на улицах российских городов можно встретить машины марки Infiniti. Это автомобили Nissan, изготовленные для экспорта в США. Они имеют комплектацию «люкс». Хитом этого года стали спортивное купе GX35 и внедорожник FX45.