Илон Маск — гений. Ему удалось сделать так, что понятие электромобиль нынче ассоциируется с маркой «Тесла». Однако часто люди или компании, которые совершили какой-то прорыв, потом не способны им воспользоваться в полной мере. Часто не хватает денег или опыта, порой у людей пропадает «драйв», а в некоторых случаях просто так складываются обстоятельства. Примеров в истории более чем достаточно: смартфон начала выпускать шведская компания Ericsson (причем за 7 лет до Apple), первый ноутбук делала фирма Osborne Computer (и где она сейчас вообще?), а телевизоры появились под маркой Western Television и так далее. Конечно, Маск не первый, кто наладил сборку электромобилей — первые появились более 120 лет назад. Но именно он сумел наладить в 21 веке массовое производство таких автомобилей. Однако почему все чаще стали говорить о том, что «Тесла» находится на излете?
Проблема с выпуском
У Tesla нет секретного соуса, они используют те же литий-ионные батареи, что и все остальные. Компания не делает ничего такого, что не могло бы быть скопировано другими игроками автомобильного рынка. В текущем положении дел они не дотянут до 2019 года.
Господин Лутц сказал эти слова еще в прошлом году, и пока у нас нет причин ему не верить. В 3 квартале 2017 года Tesla показала убыток в 671 млн долларов, в 4-м — в 675 млн, а первые три месяца 2018 года принесли рекордные минус 709,6 млн. По некоторым подсчетам каждую минуту Tesla теряет по 6,5 тыс. долларов! Разумеется, все это вызывает недовольство инвесторов, а на последней конференции Маску стали напрямую задавать вопросы — «Где деньги?». И знаете, что Илон ответил? «Ваши вопросы скучные, давайте дальше». Оно и понятно — гораздо интереснее рассуждать о том, как «Тесла» бороздит просторы космоса, чем отвечать на «плохие» вопросы. И многие это понимают — после выступления Маска стоимость акций «Тесла» упала сразу на 5,6%.
Проблем у компании хватает. Начать хотя бы с того, что «Тесле» до сих пор не удалось в полной мере наладить серийное производство своей Model 3, на которую было так много надежд. Помнится, во время ее премьеры в июле 2017 года Илон Маск обещал, что в декабре он будет производить по 5000 автомобилей в неделю, а к 2018 году — по 10 000. А что в итоге? Лишь в феврале 2018 года удалось выйти на рубеж в 1000 машин в неделю, а в марте с огромным трудом добраться до результата в 2000.
Хватает и других проблем: из «Теслы» уходят опытные сотрудники, Model X, которая ехала на автопилоте, попала в аварию и водитель погиб, в прессе появляются сообщения о том, что 90% собранных автомобилей имеют производственные дефекты и так далее.
Конкуренты наступают
Однако больше всего инвесторов «Теслы» должны пугать не проблемы с массовым производством (в конце концов, их можно решить). И даже не сложности с получением в будущем поддержки от властей США или возможная отмена льгот для покупателей электрокаров (Дональд Трамп уже не раз заявлял, что пора прекратить тратить бюджетные средства на производителей электрокаров).
Уход «вау-фактора» — вот что может убить «Теслу». Ведь что для нас сейчас Tesla? Это машина из будущего, это символ высоких технологий и прогресса. Именно поэтому за Tesla Model S и кроссовер Model X в России просят по 13-17 млн рублей!
А что будет через пару лет, когда в продаже появятся электромобили от многих известных брендов? Ведь Jaguar уже начал серийное производство своего электрокроссовера I-Pace, который составит неплохую конкуренцию Tesla Model X. А на 2019-2020 годы намечен выход целой россыпи электрических BMW и Audi, Porsche обещает суперкар Mission E, а Mercedes-Benz готов запустить отдельный электрический бренд EQ. Плюс не забываем про «японцев»: в Nissan не раз заявляли, что электромобили для них гораздо важнее дизелей, а Toyota уже выпускает автомобиль на водороде. Про Китай с его россыпью готовящихся к производству электрокаров вообще молчим.
Так что если сейчас человек, который хочет иметь высокотехнологичный автомобиль «не как у всех», должен покупать только «Теслу», то через годик-другой у него появится широкий выбор. Причем это будут автомобили действительно премиальных брендов, они будут «пахнуть деньгами» (при случае просто посидите в «Тесле» и, скажем, в Porsche и сравните качество материалов отделки, ровность швов, внимание к мелочам и так далее). А еще у этих компаний есть широчайшая дилерская сеть и возможность... снижать цены. Ведь если Audi или BMW может продавать автомобили себе в убыток, то маленькая и уязвимая «Тесла», которая лишь в прошлом году смогла сделать чуть больше 100 тысяч машин, такой роскоши позволить себе не в состоянии.
А что еще?
Автопилот? С ним тоже проблемы — что бы там не говорил Илон Маск, он пока не смог создать действительно полноценный автопилот. А время уходит. Очевидно, что крупнейшие автопроизводители находятся на пороге создания гораздо более эффективной, чем у «Теслы» системы автопилотирования.
Грузовик, родстер, некая новая модель Y? Зная Илона Маска и то, как он выполняет свои обещания, этих машин можно ждать еще очень долго. И не дождаться.
P.S.
В прошлом году цена акций «Тесла» достигала 389 долларов, но сейчас они уже на сотню дешевле. И, возможно, это только начало. Ведь еще парочка убыточных кварталов (а учитывая необходимость инвестиций в новые модели и проблемы с производством, это вполне реально), и инвесторы могут окончательно разочароваться в компании. И тогда произойдет резкое снижение стоимости акций, чего «Тесла» может не вынести. И затем она, скорее всего, попадет под контроль какой-нибудь крупной корпорации, которая инвестирует в нее несколько миллиардов долларов и начнет выпускать под этой торговой маркой свои автомобили.
Ну а в заключении предлагаем вам посмотреть видеотест электрического Jaguar I-Pace. Того самого, который составит конкуренцию Tesla Model X.