Nissan: производить электромобили дешевле, чем привычные авто

Во время Женевского автосалона мы поговорили с директором отделения электромобилей Nissan в Европе Гаретом Дансмором

— Чего ждать от «Ниссана» в сегменте электрокаров в ближайшее время?
— В 2022 году мы выведем на рынок полностью электрический кроссовер. Более того, мы будем предлагать электрические версии для всего модельного ряда, который сегодня существует у «Ниссана».

— Как вы оцениваете перспективы дизельных двигателей в свете последних событий вроде «дизельгейта»? Есть ли у них шанс взять реванш, или «песенка спета»?
— Мы приняли свое стратегическое решение по поводу инвестиций в электротранспорт еще задолго до «дизельгейта». Мы не видим особых перспектив у дизельных двигателей в долгосрочном будущем. И здесь важно понимать, что причиной тому даже не законодательные нормы, а экономические факторы — электромобиль в перспективе дешевле и проще в производстве, нежели автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Безусловно, дизельные двигатели есть и будут в модельной линейке в обозримом будущем, но наш приоритет развития — это электромобили.

content image for: 68631

— Планирует ли Nissan создать настоящий внедорожник на электротяге? И когда можно ожидать появления такого электровнедорожника?
— Безусловно, с развитием электрических технологий появилась возможность создавать, например, мотор-колеса, когда индивидуальный электромотор находится непосредственно «в колесе», либо вплотную к нему, что дает широкие возможности для реализации системы полного привода. Но пока это лишь «концептуальные» решения. На сегодняшний день таких планов нет, но посмотрим, что будет дальше. Пока в нашей модельной линейке есть электрические Nissan Leaf, Nissan NV200, скоро появятся кроссоверы на электротяге и микроавтобус для городских пассажирских перевозок.

— Не опасаетесь ли вы «блэкаута» в электрических сетях в том случае, если случится массовый переход на электротягу? Готовы ли энергетические системы к такому переходу?
— Здесь вопрос кроется больше в стабилизации и сглаживании пиковых нагрузок на электросети. И здесь есть одно решение. Нам, как японской компании, хорошо знакома ситуация с недостатком или перебоями с поставкой электроэнергии. Мы помним ту ужасную катастрофу, которая произошла в 2011 году в Фукусиме — и именно тогда электромобили показали себя с лучшей стороны, потому что у многих из них была функция «бэкапа» накопленной электроэнергии. Например, даже с помощью Nissan Leaf люди «запитывали» свой дом на несколько часов. С тех пор технологии усовершенствовались, и сегодня мы можем возвращать электроэнергию обратно в сети. Такой способ сможет решить проблему со стабилизацией пиковых нагрузок. Например, автомобиль может заряжаться ночью, а днем отдавать накопленную энергию в сеть, если она не нужна владельцу. Такие технологии уже существуют в Дании и Великобритании. На самом деле, современный электромобиль при зарядке потребляет не больше электроэнергии, чем электрочайник или микроволновка. Даже если, вдруг, мы все резко пересядем на электромобили, то по примерным подсчетам мощность нынешних электросетей потребуется увеличить на 30% максимум. На самом деле, рост числа электромобилей на рынке постепенно потянет за собой модернизацию сетей, развитие технологий выработки электроэнергии из возобновляемых источников и пр.

— Почему не приживается идея батарей для электромобилей в виде сменных картриджей, когда пользователю меняли бы разрядившуюся батарею на заряженную на терминалах зарядки или тех же АЗС?
— Проблема с созданием сменных батарей в виде картриджей заключается, во-первых, в их огромной массе, а во-вторых, в способе их крепления и подключения. Например, у многих из них достаточно «хрупкая» контактная группа. Это как с зарядкой смартфонов: если постоянно подключать и отключать его, то рано или поздно контакт ухудшается и вам приходится покупать новый «шнурок». С громоздкими батареями это будет сложнее.

Петр Баканов