Auto article image: 68710

Как поворачивать безопасно: инструкция для новичков

Петр Баканов, Редактор Авто Mail.ru

На скользкой дороге наибольшей проблемой для водителей являются повороты. Мы вместе с Porsche решили разобраться в том, как же правильно поворачивать

Представим, что по скользкой дороге едет автомобиль. Впереди неожиданно появляется крутой поворот, который водитель замечает в последний момент. Резкий поворот руля, но машина начнет «плужить», и с сильно вывернутыми колесами идет прямо, наружу поворота. Неопытный водитель в этом случае еще и руль довернет в сторону поворота, тем самым усугубив ситуацию (именно поэтому особенно опасны правые повороты — в этом случае неизбежен выезд на встречную полосу).

Второй вариант развития ситуации: сначала машина долго скользит передней осью, руль перекручен, колеса сильно вывернуты — продолжается снос передней оси. Но в какой-то момент скольжение прекращается — передние колеса имеют свойство резко восстанавливать сцепление с поверхностью. Когда шины восстанавливают сцепление, мы как будто резко тормозим передними колесами. И тут начинается самое непредвиденное — плужение резко сменяется на занос задней оси — автомобиль тут же разворачивает.

content image for: 68710

Поворот

Для быстрого прохождения поворота нужно прижать передние колеса к поверхности, чтобы сцепление с покрытием было эффективнее — это особенно важно для автомобилей с передним, либо полным приводом. Именно поэтому зимой или во время дождя нужно управлять автомобилем не только рулем, но и педалями. Когда мы догружаем ту или иную ось, у нас возникает дополнительное давление в пятне контакта колес — в этот момент машина лучше управляется. Как только вы сбросили газ при входе в поворот, у вас увеличивается нагрузка на передние колеса, и вы можете заправить в него автомобиль небольшим поворотом руля.

Но чем более скользкое покрытие, тем более плавным должно быть движение рулем. Старайтесь придерживаться тактики «скупого руления» — без перехвата руля. Ведь если перекрутить руль, то потеряется оптимальный угол поворота колес и резко снизится сцепление шин с дорогой — происходит срыв в скольжение.

Выход из поворота

В автоспорте думают не о быстрых входах в поворот, а о быстрых выходах из него. Для этого поворот делится на две части. Первая — достаточно крутая, а вторая, наоборот, пологая. То есть мы вторую часть поворота как бы присоединяем к следующей за ним прямой. Чем раньше мы разгонимся на прямой, тем быстрее доберемся до следующего поворота. Помните — основной поворот мы делаем за первую часть! К середине мы уже должны правильно сориентировать автомобиль, нацелив автомобиль на следующую прямую. Важно, чтобы глаза водителя смотрели в ту точку, в которую он хочет попасть! В этом случае связка «руки-ноги-голова» все сделают правильно на подсознательном уровне.

И напоследок еще пара советов. Помните, что при сбросе газа в повороте машина пойдет по меньшему радиусу, рисуя более крутую траекторию прохождения поворота. Если же, наоборот, прибавить газу, то автомобиль начнет распрямлять траекторию, двигаясь по более пологой линии. Также обязательно держите большую дистанцию до впередиидущего транспортного средства и не превышайте скорость на входе в поворот. Если зайти в него помедленнее, то можно прибавить скорость на выходе.

Петр Баканов