Что происходит?
С 1 апреля 2018 года изменился так называемый утилизационный сбор на новые автомобили. Его придумали в 2012 году, как только Россия стала членом ВТО, — официально сообщалось, что новый платёж нужен, дабы организовать систему переработки старой техники (то есть покупатель новой машины сразу оплачивает ее будущую утилизацию).
Впервые правительство проиндексировало ставки сбора 2 года назад (на 65%), ссылаясь на ослабление рубля. Впрочем, основная причина самого сбора и таких индексаций — желание защитить российский автопром от снижения ввозных пошлин на иномарки. Так, очередное снижение пошлин произошло совсем недавно — в сентябре 2017 года ставки упали на 3% (до 20%). В 2019 году тарифы достигнут финального значения — 15%.
Как изменился утильсбор?
Базовая ставка для легковых автомобилей осталась прежней — 20 000 рублей. А вот коэффициенты выросли, притом весьма заметно. Да, правительство рапортует, что платежи, в среднем, увеличились всего на 15%, однако, если внимательно изучить таблицу, можно сделать немало интересных открытий. Так, например, утильсбор на самые востребованные автомобили — с моторами объемом от одного до двух литров — подскочил на 90%. Это почти двукратный рост!
Понятно, что никто не будет оплачивать разницу из своего кармана. Но подорожают только иномарки заграничной сборки (почему — расскажем отдельно). То есть условная турецкая Toyota Corolla, которая сейчас стоит 954 000 рублей, должна прибавить 39 800 (так вырос утильсбор). А какой-нибудь дизельный Toyota Land Cruiser Prado из Японии вместо нынешних 2 922 000 теоретически будет стоить 2 963 600 рублей.
Изменение утилизационного сбора для новых легковых автомобилей
Тип транспортного средства | Коэффициент до 01.04.2018 | Сбор до 01.04.2018, руб. | Коэффициент после 01.04.2018 | Сбор после 01.04.2018, руб. | Изменение, % |
---|---|---|---|---|---|
С электродвигателями (не считая гибридов) | 1,42 | 28 400 | 1,63 | 32 600 | +15 |
С рабочим объемом двигателя не более 1 000 см3 | 1,42 | 28 400 | 1,65 | 33 000 | +16 |
С рабочим объемом двигателя свыше 1 000, но не более 2 000 см3 | 2,21 | 44 200 | 4,2 | 84 000 | +90 |
С рабочим объемом двигателя свыше 2 000, но не более 3 000 см3 | 4,22 | 84 400 | 6,3 | 126 000 | +49 |
С рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 см3 | 5,73 | 114 600 | 5,73 | 114 600 | 0 |
С рабочим объемом двигателя свыше 3500 см3 | 9,08 | 181 600 | 9,08 | 181 600 | 0 |
Ввозимые физлицами для личного пользования (вне зависимости от объёма двигателя) | 0,17 | 3 400 | 0,17 | 3 400 | 0 |
Какие машины подорожают?
Повторим: только те, что сделаны за границей. И вот почему. Изначально сбор платили только импортёры, а российские заводы могли взять так называемые «обязательства по утилизации». Однако после критики со стороны Евросоюза сбор заставили платить всех. При этом большинство автосборочных заводов начали получать сопоставимые по величине субсидии: то есть сначала компания платит утильсбор государству, а потом государство возвращает эти деньги компании.
И здесь важно сделать небольшое пояснение. На самом деле, на российском рынке совсем немного «чистокровных иномарок» — по подсчётам наших коллег из «Авторевю», в прошлом году доля импортных машин съёжилась до жалких 13,5%. Это 197 тысяч машин. В свою очередь, 22,9% (334 000) — это российские автомобили, а 63,6% (928 000) — иномарки отечественной сборки. Таким образом, подавляющее большинство моделей подорожать не должно.
Когда начнётся процесс?
Для некоторых марок — уже. Первым сдался узбекистанский Ravon, у которого цены выросли от 10 до 30 тысяч рублей. Затем, пытаясь компенсировать сбор, прайс-листы переписали Audi, Jeep, Fiat и Volvo: как сообщает «Коммерсант», в автосалонах этих марок ценники изменились на 60-70 тысяч. Кроме того, подорожали некоторые «Фольксвагены» — Tiguan, Touareg и Passat. Логично, что этому примеру последуют и другие импортёры.
Впрочем, многие компании предпочли перестраховаться и запастись машинами до введения новых ставок утильсбора: по данным таможенников, за январь-февраль импорт автомобилей вырос на 46% (до 34 600 штук) — понятно, что немалая часть от этого объёма была ввезена «про запас», а значит, шансы купить «настоящую» иномарку «по старым ценам» остаются высокими. Несмотря на определённый ажиотаж со стороны россиян.