Виртуальные рельсы: тест нового ассистента автономного вождения

Дмитрий Ласьков, редактор Авто Mail.Ru
19 сентября
Opel Zafira 1.8 AT
Прекрасный автомобиль. Используется как семейный (для 7 человек - пять взрослых и 2 ребенка), как дачный и как грузовой. Ни одной поломки за 11 лет, кроме замены аккумулятора.
5.0
23 сентября
Hyundai Creta 2.0 AT 4WD
отличный автомобиль за свои деньги
4.7
Все отзывы
14 мая 2018 10:03, Статьи
Мы познакомились с уникальной разработкой в области автоматизации транспорта

Автопилотом для наземного транспорта сегодня грезят как десятки стартапов по всему миру, так и автомобильные гиганты. Но, несмотря на все бюджеты, полноценный автопилот ещё никто не построил. Причина — в несовершенстве компьютерного зрения и в отсутствии полноценного искусственного интеллекта. Камеры и радары слепнут в непогоду, а виртуальный ум пока не так смышлён, как человек. Но задачу можно частично решить, её упростив — по такому пути пошла Российская компания BaseTrack со своей разработкой «виртуальные рельсы».

Что такое «виртуальные рельсы»?

Посмотрите видео — Chevrolet Cruze движется по извилистой трассе ADM Raceway в Мячково без помощи человека. В салоне вообще ни единой живой души! Седан безошибочно делает полный круг по залитому льдом треку и останавливается в заданной точке. Ни один бруствер не задет, все повороты прописаны чётко. Это возможно благодаря тому, что в память управляющей автомобилем системы внесён маршрут следования — машина знает где и насколько тормозить, разгоняться, поворачивать руль. Точную траекторию зимнего «Мячково» в Cruze загрузили разработчики, причём сделали это дистанционно, из московского офиса.

Аналогично можно задать любой другой маршрут в рамках сети скоростных дорог России, которая насчитывает 3000 километров асфальта. Сейчас компания ведёт оцифровку этих транспортных артерий и вскоре будет готова предложить «беспилотное» движение по большому количеству автомагистралей нашей страны. Почему беспилотное взято в кавычки? А потому, что это не полностью самостоятельная система управления автомобилем, а лишь разновидность ассистентов вождения. И такого пока нет ни у одного автопроизводителя — создатели заявляют, что их разработка уникальна.

Во время загрузки произошла ошибка.

Основное преимущество «виртуальных рельс» в том, что для позиционирования движущегося по ним автомобиля не нужны внешние ориентиры — разметка, объекты инфраструктуры. Они сами и есть ориентир, идеальная для данного участка пути траектория. Поэтому такая полуавтономная машина не боится всего того, обо что спотыкаются традиционные без-пяти-минут-беспилотники — тумана, снега, отсутствия дорожной разметки.

Да и вообще, дороги как таковые не нужны — при необходимости виртуальные рельсы можно проложить хоть в чистом поле, и эксперимент на треке в Мячково — тому пример. Но недостатки технологии вытекают из её преимуществ. Автомобиль «слеп», так как лишён радаров и камер и не приучен глубоко думать. Поэтому он не увидит возникшее перед собой препятствие, а даже если и увидел бы — не знал бы, как себя безопасно вести. Исходя из этого, возникает вопрос: а как использовать такую специфическую разработку?

Перспективы и варианты применения

В чистом виде эта система может быть применена для организации движения беспилотного транспорта на закрытых территориях, в том числе на производстве и в сельском хозяйстве, а также может пригодиться при разработке техники силовых структур. Другой вариант — автоматизация движения грузовиков, в том числе в колоннах и по необычным дорогам, зимникам и другим безлюдным маршрутам. Во всех этих случаях разработка BaseTrack может стать способом экономии топлива и сил (а в случае с военными — и здоровья) водителей — в последнем и состоит её основное предназначение.

А если срастить разработку со штатными системами помощи водителю, которые уже имеются на современных машинах, то может получиться ещё интереснее. Тогда автомобиль сможет не только держать траекторию, но и регулировать скорость, если упрётся в более медленную машину, и даже тормозить в пол при возникновении препятствия впереди.

Во время загрузки произошла ошибка.Концепцию системы поможет понять этот ролик от разработчиков

Для этого нужна работа с автопроизводителями, и такие переговоры уже есть в планах создателей «виртуальных рельс». В случае успеха такого сотрудничества может родиться интересная концепция загородной езды: загрузил маршрут, отпустил руль/педали и читаешь книгу или смотришь фильм, изредка поднимая глаза на трассу. Но по факту несёшь ответственность за всё происходящее с автомобилем.

Автор идеи Андрей Вавилин уверен, что в будущем вектор госрегулирования движения будет и дальше направлен в сторону увеличения количества камер и ужесточения ограничений и наказаний. Тогда загородная езда будет становиться всё более монотонной, где все едут в одном темпе и минимизированы перестроения. В таких условиях технология виртуальных рельс может оказаться востребованной.

Как всё это устроено?

Создатели системы утверждают, что каким-то хитрым способом умеют получать очень точные данные о земной поверхности и объектах на ней. Как — секрет, ноу-хау, патент, всё такое. Эта так называемая инфогеосреда и способность ориентировать в ней автомобиль — и есть ключевой момент в технологии. Представители BaseTrack говорят, что они без проблем переведут в «цифру» 80 тысяч километров европейских дорог — на это при необходимости уйдёт примерно год. Россия уже в процессе, чтобы предложить потенциальным клиентам готовые треки для движения в нашей стране.

Дальше данные о том, где именно автомобилю надлежит проехать, передаются в установленный в машине смартфон — он и командует исполнительными механизмами, ориентируясь на систему геопозиционирования. Навигационный модуль — это комплекс из штатных датчиков автомобиля, дополненных внешними акселерометрами и спутниковыми антеннами. По совокупности получаемых данных тестовый Cruze всегда понимает, в какой точке траектории он находится, с точностью до нескольких сантиметров!

Абсолютной зависимости от спутников нет — разработчики утверждают, что в тоннелях и под эстакадами точность следования по «рельсам» гарантированно сохраняется на протяжении 100 метров, но потенциально возможно прохождение и более протяжённых участков без спутникового сигнала

А чтобы он в эти точки мог попадать, нужно доработать органы управления. Поскольку руль здесь с электроусилителем, то вращать его можно, подключившись к штатным «мозгам» автомобиля. С акселератором всё то же самое, а на педаль тормоза установили самодельный актуатор. Изобретателям пришлось повозиться со взломом заводской шины данных, но после успешного проникновения в систему они получили полный контроль над ускорением и рулением.

Чтобы собрать это всё в работающую систему, осталось лишь запрограммировать поведение автомобиля: как сильно открывать газ на той или иной дуге, чтобы остаться на траектории (коридор погрешности измеряется сантиметрами), как сильно тормозить, в какой момент и на какой угол поворачивать руль. Иными словами — задать машине логику поведения, которая позволит ей безошибочно следовать траектории.

P.S. В тот день в Мячково был уже не первый ездовой тест системы. Но всё равно создатели «виртуальных рельс» волновались — справится ли машина со скользким извилистым треком? Всё ли правильно рассчитали? Но прототип действительно проехал трассу не хуже, чем с живым водителем, чему мы и стали свидетелями. Да, достижение несколько синтетическое, но потенциал очевиден. Жизнеспособна ли идея российских изобретателей, покажет время — многое зависит от интеграции с другими техническими решениями, а также деловой хватки создателей «виртуальных рельс».

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
23
Kivsi
Очевидно пиар-статья и не более. Проблема в том, что "автопилотами" на "иШШкуШтвенном интеллекте" сейчас уже занимаются на каждом углу все кому не лень. Как правильно абсолютно написано в статье, от пионеров из гаража до монстров. Только, да, детсадовские алгоритмы, которые гордо именуют не иначе как ИИ, работают, есс-но, никак. По идеальной трассе с чёткой разметкой - это уже 25 лет как. Вон, в Матлабе, готовые примеры, бери - не хочу. А по никакой дорожке, без разметки, в непогоду - однозначный полёт в кювет, даже если авто обвешано как новогодняя ёлка все существующими в природе датчиками. А такие промежуточные решение, как в статье, - тоже путь в никуда. Либо полноценный автопилот с полной ответственностью производителя, либо - спасибо, не надо.
СсылкаПожаловаться
Сергей
На втором видео трек - это Симферопольское шоссе (М2) от Москвы в сторону области с движением в общем потоке автомобилей.
СсылкаПожаловаться
ольга цыцарева
Подскажите что за музыка во втором видео?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru