Сначала о предрассудках. Китайский автопром разный, клеймить всех подряд не стоит. Одни марки (и таких до сих пор хватает) правда бесстыдно «копипастят» чужой модельный ряд, выдавая убогие поделки за автомобили. Другие (этих пока единицы) поняли, что дешево хорошо не бывает. И начали вкладываться в инженерию, качество, кадры... Результат рационального подхода шокировал нас три года назад, когда Haval выступил на равных в сравнительном тесте с авторитетным Kia Sorento Prime.
Осенью прошлого года H9 серьезно обновили: подправили косметически и добавили необходимый для крупного внедорожника дизель. Так что не станем удивляться, отчего пока малознакомый народу «китаец» играет на одном ценовом поле с «Тойотой». В 2018-м это не сюр, а реальное положение вещей на рынке. И пусть Fortuner, построенный на базе пикапа Hilux, не столь продвинутый, как Land Cruiser Prado, с явной оглядкой на который проектировали флагманский Haval. Сам факт столкновения «ученика» и «учителя» обычно сулит жаркие споры.
Внутри: Toyota беднее, но логичнее
Капитан Очевидность докладывает: большой (и довольно дорогой) внедорожник уже чаще не гряземес, а средство самовыражения, показатель высокого социального статуса. В этом вопросе окружающие не выявили лидера. Обоим «чемоданам» охотно уступают дорогу, охранники услужливо поднимают шлагбаумы, но к «Хавейлу» любопытства больше: «Что за машина? “Китаец”?! Ничоси!»
Это они еще внутрь не заглядывали. Убранством салона H9 переигрывает «Тойоту» в одни ворота. Китайцы, правда, до сих пор увлекаются цитированием: наклонная консоль с шайбой-кругляшом на манер Infiniti или «Ниссанов», под ней — типично мерседесовский ряд серебристых кнопок... А главным стилистическим вдохновителем выступил Jeep Grand Cherokee: электронный спидометр, джойстик-селектор автомата, пульт выбора режимов движения — точь-в-точь как на «американце». Важно другое: кожа в Haval действительно похожа на кожу, пластик по большей части мягкий, а дисплеи не тормозят в мороз. Общее впечатление — нарядный, современный интерьер с премиальными оттенками: уютной контурной подсветкой и сенсорным управлением потолочными светильниками.
Fortuner спасает разве что затейливая эклектичность передней панели — необычно выглядит. При ближнем знакомстве вылезают «грузовые» корни: автоматом управляет механический рычаг, между креслами торчит кондовая рукоять ручника (на H9 стояночный тормоз электромеханический с управлением клавишей и автоудержанием), гулкий твердый пластик местами стыдливо прикрывают лоскуты имитации дерева и «кожа» толщиной с салфетку — того и гляди порвешь.
А еще спереди в «Тойоте» теснее. И рослому человеку едва хватает регулировок: руль до упора на себя, спинку кресла в крайнее положение... Но парадокс — водителю в Fortuner удобнее! Пусть большие кнопки и клавиши наравне с цифровыми тойотовскими часами старомодны и разбросаны по салону, зато вопросов по использованию не возникает вообще. Сел — и как всю жизнь ездил. Haval же в мелочах порой раздражает. К чему столь мудреное включение подогрева сидений? Надо нажать кнопку и несколько раз (!) тыкнуть в сенсорный экран. Климат-контроль в H9 работает по неведомым законам. Может, например, внезапно включить обдув стекол и забыть потом вернуться в режим Auto. А уж кнопка режима Parking на верхней плоскости селектора, которая, по идее, выступает опорой для руки — верх легкомыслия. По счастью, электроника автомата не дает врубить стояночную блокировку в движении.
Пассажиры: взрослые за Haval, дети — за «Форчунер»
Оба внедорожника подходят на роль семейного транспорта: семь мест, второй ряд двигается вперед-назад, наклон спинки меняется. Но «Хавейлу» спутники обрадуются сильнее. H9 крупнее, колесная база у него чуть длиннее, поэтому «китаец» обеспечивает пассажирам заметно больше «воздуха», особенно над головами и по ширине. А Toyota мало того, что заставляет потесниться, так еще не терпит барских замашек: карман для телефона, розетка, откидной подлокотник — вот и все удобства. Даже пульт «погоды» урезанный: можно выбирать скорость вентилятора, а температуру — нет. Haval лишен удобных складных крючков для сумок, зато добавляет к перечисленному полноценный климат-контроль и USB.
Третий ряд детский в обоих случаях. Взрослые еле помещаются, а вот наследникам хорошо. Причем опрос молодежной аудитории показал, что Toyota им нравится больше. В «Форчунере» часть дивана второго ряда одним движением сдвигается вперед, поднимается и прижимается к спинке переднего кресла, открывая широкий проход назад. H9 заставляет играть в акробата, перелезая через сложенную спинку: поставить сиденье «на попа» нельзя.
Проходимость: за трактором топать долго
Честной внедорожной битвы не вышло. Toyota досталась нам на ошипованных зубастых покрышках Goodyear Wrangler Duratrac. Пусть в мороз они дубеют, теряя часть сцепных свойств, но в снежно-грязевой каше и замерзшей колее правильные шины все равно дали «Форчунеру» весомое преимущество. На их фоне хавэйловская гражданская шиповка Toyo Observe G3-Ice казалась лысой. Но при умелой езде засадить оба вездехода получится лишь там, где при эвакуации наверняка пострадают кузовные элементы, а за трактором придется бежать полдня. Ведь даже заводская подготовка у обоих автомобилей что надо: понижающая передача в полноприводной трансмиссии, электронные ассистенты, принудительная блокировка заднего дифференциала, тяговитые дизели, клиренс больше 20 см, огромные ходы пружинных подвесок — в первую очередь заднего неразрезного моста...
В наши планы калечить машины не входило. Важнее было понять, куда сможет безопасно заехать не безбашенный джипер, но обычный человек. Итог — Toyota и Haval вездеходы на деле, а не только на лощеных фотографиях рекламных брошюр. Нерасчищенная дорога к загородному дому, подлянка коммунальщиков в виде огромного сугроба, прочие житейские ситуации азиатским внедорожникам — не преграда. И все же на «Форчунере» даже без учета покрышек All Terrain ползти несколько проще: «геометрия» чуть грамотнее и мудрить не надо — врубил передний мост и попер, при необходимости помогая машине понижайкой или задней блокировкой.
На H9 передок подключается автоматически — многодисковой муфтой в раздатке BorgWarner. Плюс электроника дает больше настроек: режимы «Авто», «Снег», «Песок», «Грязь». Напрягайте мозги — понимание, что для вот этой снежной целины иногда лучше подходит «Песок», приходит с опытом. Но порой Haval все равно ведет себя неоднозначно, например, слишком грубо замыкает муфту, ударно нагружая трансмиссию и разбалансируя автомобиль. Только включение понижайки вырубает крутилку выбора режимов — активируется а-ля тотальный off-road алгоритм, и тут H9 идет наравне с «Тойотой».
На асфальте: лучше выбрать Haval
На дороге — обратная история. Чуть обледенел асфальт, выпал снежок, и заднеприводная в базовом режиме Toyota поплыла. Тревожная лампа системы стабилизации почти не тухнет. Электроника душит мотор, гасит заносы: так и набираешь ход вяло, виляя хвостом. Спасение — включить передний мост, поскольку Fortuner разрешает это делать в движении на скорости до 100 км/ч. Но тогда машина хуже поворачивает, увеличивается износ трансмиссии. Так и едешь, не снимая руки с крутилки полного привода, постоянно подруливая и по миллиметру дозируя газ.
А Haval — он как кроссовер. Нажал, и уже стабильно мчишь вперед, наблюдая моноприводных коллег в зеркалах заднего вида. Передние колеса в той или иной степени гребут постоянно, причем в отличие от бездорожья электроника работает мягче и адекватнее. Поэтому настоящей снежной зимой Toyota заставляет водителя работать, а H9 — успокаивает, внушает уверенность.
На сухом покрытии колоссальная разница в особенностях полного привода превращается в ничтожную, к тому же Toyota отыгрывается более хваткими тормозами и приятно поджатым по усилию рулем. Хочется добавить — и динамикой. Но после стартового подхвата тяговитый (450 Н∙м с 1600 об/мин) 2,8-литровый турбодизель «Форчунера» довольно быстро сдувается. Haval наоборот начинает с ленцой, зато с ростом оборотов двухлитровый дизель битурбо раскочегаривается, энергично ускоряя машину. По крутящему моменту он слегка проигрывает «японцу» (420 Н∙м с 1400 об/мин), зато имеет преимущество в мощности (190 против 177 л.с.) и лучше дружит с коробкой передач. Японская шестиступка вроде бы работает четко, но так думаешь до тех пор, пока не сравнишь с восьмиступенчатым автоматом ZF на H9 — вот уж действительно деликатные переключения. А если перевести шасси «китайца» в Sport, то и легкие задержки на старте почти исчезнут. Тойотовский режим Power выручает меньше.
Комфорт: «китаец» тише
Хотя гонять на двухтонном рамном внедорожнике — плохая затея. В двух словах управляемость опишем так: поворачиваешь руль, затем машина лениво заваливается на бок и только потом принимает маневр. По счастью, такое поведение однозначно — привыкнуть можно. Взамен Toyota и Haval дарят отменную энергоемкость ходовой части. Прыгай по замерзшему полю — ударов не дождешься, а уж асфальт и грунтовки любой степени убитости внедорожники переваривают, не снижая скорости.
Держитесь только крепче: потряхивает ощутимо, по кузову пробегает дрожь от колебаний тяжелых колес, машины дергает влево-вправо гуляющий задний мост. Причем грубоватые грузовые манеры в «Тойоте» выражены сильнее. Haval на шинах точно такой же размерности 265/60 R18 эффективнее сглаживает толчки, подвески у H9 срабатывают не так гулко. Мотор тарахтит тише, а по шумоизоляции разница столь разительна, что после «китайца» в «Форчунере» тянешься закрыть стекла, хотя они и так подняты... Шины, ветер, двигатель в «Тойоте» даже на городских скоростях слышны отчетливо.
Цена и надежность: все сложно
Итоговый аргумент в пользу Haval — цена. Дизельный H9 предлагают в единственной богатой комплектации за 2 489 000 рублей. Сопоставимый по оснащению Fortuner тянет минимум на 2 827 000. Разумеется, переплата в 350 тысяч не только за имя. В нее включена и развитая сервисная сеть, и высокая ликвидность на вторичке, и, пожалуй, надежность. Ведь на почти новом H9 уже зацвели хромированные молдинги на дверях, подглючивал бесключевой доступ, однажды попросилась на сервис трансмиссия. А что будет через 100 тысяч километров с форсированным дизелем китайской разработки?
Решать вам, но, на наш взгляд, «Тойоту» разумнее брать в качестве выносливой рабочей лошадки для бездорожья. Пусть в базовом дизельном «Форчунере» за 2 599 000 рублей не будет кожаных сидений и сервопривода багажной двери — оставьте этот пафос. Можно вообще за 1 999 000 взять аскетичную бензиновую модификацию на механике: настоящий тру-внедорожник. А Haval больше подходит нестесненному условностями горожанину, для которого большая высокая машина — прежде всего комфорт, практичность, удобство, а преодоление препятствий — вынужденная необходимость.
Toyota Fortuner | Haval H9 |
---|---|
Практичный салон | Богатое оснащение |
Качество сборки | Постоянный полный привод |
Проходимость | Просторный интерьер |
Подготовка к морозам | Динамика |
Ликвидность на вторичке | Шумоизоляция |
Удобный багажник | |
Экономичность |