Тест «полуторки» УАЗ: охота на «Газель»

Даже уазику не стыдно быть заднеприводным, когда важнее не забраться поглубже, а побольше увезти
Юрий Урюков

Новый грузовичок «Профи» прогнал с конвейера модель «Карго». Не помните такого УАЗа? Простительно, за десять лет производства (причем с перерывом) эдакий кентавр в виде головы «Патриота» и крошечной бортовой платформы древнего «головастика» так и не полюбился транспортникам. Логично, что портрет коммерческой машины решили кардинально поменять.

Формально «Профи» тоже принадлежит к патриотовскому семейству, но дизайном и начинкой ушел от «папаши» довольно далеко. Главное — объем тентованного кузова вырос почти в полтора раза: с 6,4 до 9,5 кубометров, а грузоподъемность так вообще вдвое — с 750 кг до 1,5 т. Уазовцы не скрывают: новую «полуторку» спустили с поводка, чтобы потрепать нижегородскую «Газель». Причем не современную Next, а недорогую «Бизнес». Потому и цену установили на «Профи» от 749 000 рублей — хоть на сто тысяч, но дешевле основного конкурента.

Кузов: как черно-белый айфон

Одним заманчивым прайсом пусть небогатого, однако расчетливого перевозчика, конечно, не возьмешь, нужны аргументы серьезнее. Ульяновцы пораскинули мозгами и снабдили «Профи» умными штуками: вроде шкодовских решений Simply Clever, только на грузовой манер. Расчехлять кузов пока еще приходится, обдирая ладони о грязные веревки времен царя Гороха и тугие замки бортов (разработаются?). Зато не надо возить палку или швабру, с которыми свыклись газелисты. Полог тента собирается гармошкой, как жалюзи, надо лишь потянуть стропы с каждой стороны и зафиксировать их на требуемой высоте крючками на стойках каркаса.

Внутри фонаря нет, но светло — часть потолка полупрозрачная, словно в теплице. Задний борт в открытом положении упирается в буферы рамы, потому не шатается. А скоба на нем превращается в удобную подножку. На пол кузова настелена транспортная фанера: нескользкая (это точно) и долговечная (покажет время). Вдоль бортов распределены выдвижные скобы для фиксации груза такелажными ремнями. Каркас тента продуман так, чтобы не мешал размещению товара.

Вместимость: поуже и пошире

В обычный «Профи» с кузовом 3089x1870 мм входят четыре европалеты. Вместить еще одну стоит 8 000 рублей — такова доплата за широкую платформу с увеличенным на 19 см расстоянием от левого до правого борта. Скажем, забегая вперед, — на ходовых качествах это не сказывается, зато внутренний полезный объем возрастает до 10,5 кубометров.

В 2018 году «Профи» получит исполнение с двухрядной кабиной (50 000 рублей) и кузовом 2350×1870 мм объемом 7,2 «куба»

Жаль, сваривают и красят обе платформы скверно. Серое покрытие буквально отслаивается, а на части новых машин уже проступает ржавчина. И пусть уазовцы не уставали повторять о катафорезной обработке, гарантия от сквозной коррозии 6 лет или 150 000 км на кузов не распространяется. Надежда на дилеров, которые собираются по заказу ставить на «Профи» алюминиевые бортовые платформы.

Кабина: третий лишний

Кабина «полуторки» собрана лучше. Размеры ее поменять нельзя, тем не менее УАЗ заявляет две версии по вместимости: на два и три человека. Хотя логичнее использовать посадочные формулы 2 и 2+1. Потому что внутри «Профи» явно теснее «Газели». Трем упитанным мужикам да в зимней одежде приходится сидеть враспор, того и гляди двери выдавят. И как не скукоживается средний пассажир, то рычагом переключения передач по ноге получит, то тычок в плечо от соседей.

А вот за рулем удобнее, чем ожидаешь. Даже рослым хватит пространства до задней стенки, чтобы усесться правильно. К тому же грузовой УАЗ унаследовал от «Патриота» ряд полезных вещей вроде регулировок кресла по высоте, руля по наклону и вылету, обогрева ветрового стекла и зеркал, современной мультимедийной системы на платформе Android (22 500 рублей). Не хватает разве что мест для хранения. На потолок приладили полку для документов и все. Даже кофе некуда поставить: подстаканники прикрутили куда-то сзади в слепую зону, где их вдобавок закрывает висящая на крючках одежда,

Привод: задний или полный

Интересно, что вместимость кабины зависит от желания клиента косвенно, определяющий фактор — количество ведущих колес. Полноприводные «Профи» строго двухместные, среднему пассажиру мешал бы торчащий из пола и по-старинке заедающий рычаг раздатки (электронную шайбу на грузовик не ставят). Поэтому в УАЗе 4x4 людям просторнее.

А трудиться приятнее уже на заднеприводной машине. Такой «Профи» едет тише. В принципе, обе версии акустически заглушены не хуже «Патриота», то есть до 100-110 км/ч, когда обороты мотора выходят за 3000 и он начинает обиженно реветь, посторонних звуков в кабине мало. Платформа не грохочет, тент не хлопает — почти легковушка. Но полноприводный грузовик добивает постоянным хрюканьем, лязганьем и вибрациями раздатки. На 4x2 этого агрегата нет, нет и проблемы.

Плавность хода и проходимость

Похожая ситуация с плавностью хода. «Профи» дрожит на мелочах (пассажирам трудно сообщение на телефоне прочитать), зато активированным углем абсорбирует в своих прочных недрах кочки и ямы даже неприличных размеров. Причем делает это одинаково успешно независимо от загрузки. С полутора тоннами в кузове подвески не замыкаются на буферы, а пустой кузов не заставляет грузовик прыгать мячиком. Однако машину 4x4 потряхивает сильнее — так напоминает о себе увесистый ведущий передний мост.

Поэтому полноприводный грузовик за дополнительные 37 000 рублей имеет смысл брать разве что ради проходимости. «Профи» 4x2 асфальтовым перевозчиком тоже не назовешь: с внедорожной «геометрией» порядок, односкатная ошиновка ведущей оси не нагружает двигатель прокладкой дополнительной колеи. В опциях есть даже принудительная блокировка заднего дифференциала Eaton (29 000 рублей). Нажал кнопку — легко тронулся с места хоть на голом льду. Только буксовать не надо: едва электроника почувствует 30 км/ч, дифф разомкнется. Разница познается в деле. Так груженый «Профи» 4x4 бороздил снежное поле с лихостью внедорожника, а заднеприводный по уже накатанным следам не ехал — полз, то и дело застревал, отказываясь двигаться дальше пока его не раскачают как следует. Но выехал все же сам.

Расход, управляемость и новый мотор

По идее, «Профи» 4x2 должен также разгоняться активнее машины 4x4 и топлива потреблять меньше. Но нет. Легкое преимущество в динамике заметно разве что на городских скоростях, а на трассе обе версии упираются высокими и широкими тентами в стену набегающего потока. Кузов парусит серьезно: иные подъемы груженый «Профи» берет лишь на раскрученной в звон третьей передаче — на четвертой, тем более пятой ступени «полуторка» не вытягивает и вянет, теряя скорость. Поэтому расход топлива сильно зависит от рельефа и загрузки УАЗа. Точные цифры не приведем, бортовой компьютер считать экономичность почему-то не умеет, но, судя по чекам с заправок, надо ориентироваться на 14-20 литров 92-го бензина на 100 км. Прожорливая, однако, «полуторка» получилась — неслучайно УАЗ собирается добавить в каталог аксессуаров аэродинамический обтекатель на крышу кабины.

Пока же гонять на «Профи» — себе дороже. Во всех смыслах. Если переоценить навыки, есть риск не довезти груз до места назначения. Надо помнить — это грузовик. Груженый УАЗ изрядно кренится, с инерцией принимает смену курса и, увы, не слишком стабильно держит прямую. А ведь надежды были, поскольку «полуторка» получила новый передний мост с открытыми поворотными кулаками (и ШРУСами в чехлах на версии 4x4), оригинальным рулевым управлением и увеличенным кастором. Экстремально его заваливать не стали: как пояснил директор Научно-технического центра УАЗ Евгений Галкин, на определенных скоростях это могло привести ко входу машины в резонанс с последствиями вплоть до полной потери контроля над ситуацией. Поэтому «Профи», как и любой УАЗ, на кочках самопроизвольно подруливает, а руль у него информативностью напоминает корабельный штурвал. Зато передние колеса теперь выворачиваются сильнее, радиус разворота шестиметровой «полуторки» с колесной базой 3,5 м чуть ли не меньше патриотовского!

Видеообзор: «УАЗ Профи» за 2 минуты

Новые поворотные кулаки скоро достанутся и ульяновскому вездеходу. Равно как двигатель ZMZ PRO. За модным названием скрывается очередная итерация 409-го движка — ЗМЗ-409051.10. Ему наконец отрядили двухрядную цепь ГРМ, попутно изменили фазы газораспределения, увеличили степень сжатия с 9,1 до 9,8, переделали выпуск, поршни, клапаны, усилили головку блока, а на выходе получили при прежнем рабочем объеме 2,7 л 150 л.с. и 235 Нм (+15 л.с. и +18 Нм). Причем прибавка в крутящем моменте пришлась на средние и низкие обороты. Дизеля нет и пока не будет — с 1 января в России вступают в силу экологические нормы Евро-5, что делает мотор на солярке дорогим и автоматически неинтересным покупателю. Альтернатива — заводское газобалонное оборудование (итальянское Lovato) за 40 000 рублей.

Напоследок ирония судьбы: на «Газель-Бизнес» ставят ульяновские моторы УМЗ, а «Профи» двигает вперед продукция заволжского завода из Нижегородской области. Кооперация! Только рынок «полуторок» эти грузовики вряд ли поделят столь же мирно. Грядут нехилые разборки.