Исследованием проблемы «внезапных» пробок занимались ученые из Массачусетского технологического института США (MIT), пишет РИА Новости. Чтобы понять причину данного явления, эксперты создали математическую модель крупной автострады.
В рамках эксперимента ученые представили автомобили в виде набора грузов, связанных друг с другом пружинами и гасителями колебаний. Подобный подход, как объясняют математики, позволяет моделировать ситуацию, в которой одна из машин начинает резко сбрасывать скорость, что заставляет остальные автомобили тормозить, чтобы избежать столкновения.
В результате этого возникает своеобразная волна, которая движется через другие машины и постепенно гаснет. Если таких волн образуется немного, поток движется с более-менее равномерной скоростью, а при превышении критической отметки возникнет пробка, машины начнут двигаться рывками.
Как показали расчеты ученых, подобные «волны» дольше всего существуют и дальше распространяются по потоку, если автомобили распределены по нему неравномерно — часть из них «наступает на пятки» впереди идущим, а другие отстают от первой машины.
Решение проблемы оказалось довольно простым: если бы водители выдерживали дистанцию по отношению к каждому соседнему автомобилю, то потенциальные очаги пробок исчезали бы максимально быстро.
Помочь ускорить движение, а также снизить риск возникновения «внезапных» пробок, могли бы специальные датчики и простейший бортовой компьютер. Специальная программа могла бы измерять расстояние до всех соседних машин и выдерживать оптимальную дистанцию. Как считают ученые, такая программа обошлась бы властям мегаполисов дешевле, чем строительство новых дорог и развязок.