Математики нашли способ избавить города от случайных пробок

Речь идет о дорожных заторах, которые образуются в самых неожиданных местах при отсутствии объективных причин: аварий или сужений. Объяснение оказалось довольно простым
Надежда Гурина
Читайте также
Составлен рейтинг городов с самыми долгими пробками
Компания INRIX подготовила ежегодный рейтинг городов, в которых водители теряют больше всего времени в пробках. Эксперты проанализировали 1064 мегаполиса из 38 стран мира

Исследованием проблемы «внезапных» пробок занимались ученые из Массачусетского технологического института США (MIT), пишет РИА Новости. Чтобы понять причину данного явления, эксперты создали математическую модель крупной автострады.

В рамках эксперимента ученые представили автомобили в виде набора грузов, связанных друг с другом пружинами и гасителями колебаний. Подобный подход, как объясняют математики, позволяет моделировать ситуацию, в которой одна из машин начинает резко сбрасывать скорость, что заставляет остальные автомобили тормозить, чтобы избежать столкновения.

В результате этого возникает своеобразная волна, которая движется через другие машины и постепенно гаснет. Если таких волн образуется немного, поток движется с более-менее равномерной скоростью, а при превышении критической отметки возникнет пробка, машины начнут двигаться рывками.

Как показали расчеты ученых, подобные «волны» дольше всего существуют и дальше распространяются по потоку, если автомобили распределены по нему неравномерно — часть из них «наступает на пятки» впереди идущим, а другие отстают от первой машины.

Решение проблемы оказалось довольно простым: если бы водители выдерживали дистанцию по отношению к каждому соседнему автомобилю, то потенциальные очаги пробок исчезали бы максимально быстро.

«Человек привык в прямом и переносном смысле смотреть вперед — для нас крайне неестественно думать о том, что происходит позади или по сторонам. Однако если мы будем мыслить «всесторонне», то сможем ускорить движение на дорогах, не строя новые автомагистрали и не меняя инфраструктуру», — пояснил один из авторов исследования Лян Ван.

Помочь ускорить движение, а также снизить риск возникновения «внезапных» пробок, могли бы специальные датчики и простейший бортовой компьютер. Специальная программа могла бы измерять расстояние до всех соседних машин и выдерживать оптимальную дистанцию. Как считают ученые, такая программа обошлась бы властям мегаполисов дешевле, чем строительство новых дорог и развязок.