От Пупа Земли до Юрия Гагарина: экспедиция по Перу

Здесь кругом бедность: почти нет дорогих машин и хороших домов. Зато, если не одолеет горная болезнь, за неделю в Перу увидишь пейзажи десятка стран и даже прикоснешься к России
Юрий Урюков

Машины к старту не доехали. Перу — страна горная, сейсмоопасная, к тому же начался сезон дождей. Вот одна из вершин и не выдержала: масса земли, глины и камней обрушилась, похоронив под собой дорогу. Кружные пути размокли до состояния болота. Пришлось экспедиционным Land Rover Discovery повернуть назад — к исходному пункту предыдущей группы, — а нам их догонять.

День 1. Пуп Земли — побратим Москвы

Куско — один из древнейших городов не только Америки, но и вообще мира. Люди пришли сюда больше 3000 лет назад, а загадочные инки сделали это место столицей своей империи. Индейцы считали здешний уголок Анд (высота — 3300 метров) культовым: в переводе с их официального языка кечуа название поселения означает ни много ни мало Центр Вселенной, по-нашему — Пуп Земли. Если кто видел чакану — традиционный ступенчатый крест коренных народов Южной Америки, то отверстие посередине в нем и есть Куско.

Москвичи могут гордиться: столица России — побратим индейской столицы. Только живется потомкам инков и колонизировавших регион в XVI веке испанцев много хуже. Землетрясения в Перу — реальная опасность, поэтому небоскребов тут нет, дома строят в один-два, реже три-четыре этажа. И те изысканностью не отличаются. Опрятно и величественно выглядит разве что центральная площадь Армас, где раньше конкистадоры казнили неверных, а сейчас проходят массовые акции. Мы, например, застали парад полиции и «дружинников», причем силовики параллельно присматривали за митингом протеста.

Но отойдешь за угол... Нет, даже в трущобах не страшно — перуанцы дружелюбно настроены к гринго. Другое дело, аборигены не стесняются, пардон, справлять нужду на тротуары и выкидывать мусор себе под ноги. Неудивительно, что по Куско бегают стаи бродячих собак, подъедающих отбросы. Внимания на это местные не обращают, а туристам предлагают отвлечься, сфотографировавшись с забавными мохнатыми детенышами альпак. Гостей, к слову, в Куско много. Говорят, в сезон население города увеличивается за счет приезжих чуть ли не в пять раз — с 300 тысяч до полутора миллионов.

День 2. Мачу-Пикчу — «Затерянный город»

Люди едут в Куско, чтобы, как и мы, отправиться отсюда в знаменитый «Затерянный город» на горе Мачу-Пикчу. Тот случай, когда день без машин оказался кстати. Поскольку на своих колесах до древнего поселения все равно не добраться. Надо три дня топать пешком по исторической тропе инков или ехать несколько часов по железной дороге.

О первом варианте не скажем, а путешествие на дизельном поезде рекомендуем однозначно. От окна невозможно оторваться: рельсы петляют по полям, джунглям, узкому ущелью с горной речкой. Не верится, что красота настоящая, живая, а не декорация парка аттракционов. Впрочем, удовольствие это недешевое — билет туда-обратно стоит порядка 160 долларов с человека, хотя, говорят, есть туры побюджетнее.

Мачу-Пикчу — место сугубо туристическое. Историки уверяют, в древнем городе жило 300-400 инков, максимум он был рассчитан на 1000-1200. А сейчас каждый день сюда пускают до 6000 человек, поэтому на узких тропинках неописуемая толчея. Неудивительно, что перуанские власти собираются сильнее зажать квоту на посетителей. Иначе за порядком и сохранностью артефактов следить невозможно, а случись неладное, падать придется с высоты 2500 м — ограждений у пропасти индейцы не строили...

Зато какие виды! Когда стоишь на церемониальной площади, смотришь вниз на панораму «Затерянного города» на фоне горы Уайна-Пичку, его то и дело закрывают облака, а далеко-далеко в пропасти журчит река Урабамба... Не зря Мачу-Пикчу включили в список новых чудес света. Когда конкистадоры вторглись во владения инков, индейцы ушли глубже в джунгли, бросив город. Поэтому Мачу-Пикчу прекрасно сохранился: жилища, мастерские, склады, храмы Солнца, Кондора, водосток, лестницы — всего 200 построек. Видна вся структура вплоть до ритуальных камней, четко ориентированных по сторонам света (проверили по компасу). Умелые индейцы из цельного камня даже очертания окрестных гор вытесывали. И, говорят шаманы, где-то здесь — портал в потусторонний мир.

Ко входу в город от подножия горы вьется серпантин, по которому ходят рейсовые автобусы. Подняться-спуститься стоит 24 доллара. Есть и пеший бесплатный маршрут. Этот путь, как выяснили на собственном опыте, для самых отчаянных или экономных. Вверх идти трудно, да и вниз непросто. Скользкие каменные ступени затеряны в джунглях, ничего интересного с этой тропы не увидеть, зато за час пути до базового поселка с вокзалом точно выбьетесь из сил.

Внизу у перуанцев цель одна — ублажить уставшего туриста. Найдется все: от массажа и листьев коки до ресторанов на любой вкус. Огромный поток людей кормит всех, поэтому обстановка напоминает наши кавказские курорты: возня, мешанина построек, зазывалы и типичные сувениры. Но сам Мачу-Пикчу — из разряда тех мест, где побывать стоит.

День 3. Куско — Писко и пустыня

Перелет на побережье Тихого океана запомнился «призрачным» аэропортом — его построили резервным на случай непогоды в основной воздушной гавани Лимы, столицы Перу. Просторные залы, оборудование с иголочки, кое-где даже защитная пленка еще не снята и... ни души вокруг! Странное место.

Наконец, встречаемся с экспедиционными Land Rover Discovery. И сразу в бой — впереди пустыня. Бескрайняя, словно Сахара. Красиво, солнечно, жарко, но кто ездил — знает: песок штука опасная. Закопаться — полбеды, а вот грохнуться с дюны — мало не покажется.

Вскоре чуть ли не половина машин каравана волочила за собой оторванные щитки, подкрылки и прочий пластик. А коллега из Германии умудрилась вырвать с мясом левый радиатор. Пришлось останавливаться на полевой ремонт, хорошо, запасная деталь нашлась у механиков. Российский экипаж отчизну не посрамил: нигде не застряли, Discovery не пострадал.

День 4. Встреча с Гагариным

Из прибрежной пустыни снова поднимаемся в Анды. Движемся, в основном, по твердым дорогам, причем на удивление неплохого качества. Селения встречаются все реже, дома на глазах становятся беднее, а асфальт знай себе вьется ровненькой лентой по склонам, сохраняя знаки, световозвращатели и приличную разметку.

А вот с культурой вождения у местных беда. Обогнать колонну в два десятка машин в слепом повороте? Промчать по обочине? «Поприветствовать» встречного в ночи дальним светом? Это здесь в порядке вещей.

С топливом еще сложнее. В Перу поганый бензин. Очень поганый. На высоте 3200 м мотор Discovery зачихал, задергался, потерял тягу, а на 3700 м окончательно заглох. Поначалу удавалось запустить двигатель, закрыв-открыв машину, обнулив тем самым электронику. Но в итоге пришлось залить в бак запас хорошего горючего из канистр. Помогло — едем дальше.

Взяли перевал 4700 м! Кислорода мало, тяжело дышать, голова кружится, в том числе от впечатлений. «Высотные» Анды — смесь сочной зеленой Шотландии, красных скал американского штата Юта и сурового Кавказа. Хотя, пожалуй, еще сильнее впечатлила встреча с «Юрием Гагариным». Не поверите, в захолустном городке и правда обнаружился отель под названием Yuri Gagarin. Увы, не удалось найти владельца и потолковать. Может, кто из наших. Или человек учился в России, ведь даже надписи на русском нашлись. А на стенах попадается агитация: Vladimir 2018. Спокойно, это просто совпадение. Имя в Перу популярное (нас тут искренне любят), а в следующем году страна тоже готовится к выборам.

День 5. Welcome to the jungle

Утром проснулись на отметке 3200 и снова полезли вверх, на очередной хребет 4600. Поскольку высотные упражнения начались без подготовки, чуть ли не половину группы подкосила горная болезнь. Слабость и головокружение в той или иной степени одолевали всех, но этим беднягам пришлось бороться с более неприятными вещами. Скажем так, санитарные остановки участились. Но российский экипаж снова показал стойкость. «Вас водка с рождения дезинфицирует», — пошутили итальянские коллеги.

Новый перевал оказался не чета вчерашнему. Пейзаж на вершинах стал напоминать Исландию. Тучи, ливень, камни, буро-зеленая низкая растительность, водопады... Стоило перевалить через Анды и спуститься на Амазонскую равнину, природа полностью поменялась. Начались джунгли. Кругом зелень. Настолько плотная, что без мачете с дороги не сойдешь. Жарко и влажно. Но, увы, однообразно.

И тут понимаешь — дна нет. Вдали от побережья перуанцы живут еще беднее. Каменных домов почти не строят, сколачивают из досок дырявые хибары. Детей купают в тазике прямо на дороге, мусор оседает на заборах. При этом держат в идеальном порядке две вещи: огород и футбольное поле. «Амиго, откуда? Руссия? А, 2018 — чемпионат мира!» Так выглядел типичный диалог с редкими аборигенами, понимающими английский. Мы в ответ выучили выражение «sin efectivo» (наличности нет), так как поклянчить мелочь у иностранца в Перу считается нормальным.

В отличие от людей, Discovery вроде бы привыкли к высокогорью, отработав день идеально. Снабдили адреналином на извилистых серпантинах шириной в машину и успешно переправили через брод на другой берег горной речки. Качество дорог сильно упало. Грунт и асфальт покрылись язвами ям с острыми краями. Пневмоподвески едва справлялись, но удивительнее, что выдержали шины (Goodyear Wrangler DuraTrac 255/55 R20) — ни одной запаски не использовали.

День 6. С приветом из СССР: «четверка» и «шестерка»

Из джунглей опять взбираемся в горы на 3300 м. До города Уанкайо движемся по магистральной дороге. Ну как магистральной — две полосы, бесконечные повороты и серпантины. Чистый драйверский кайф. Это как Коль-де-Турини или Рублевка (кому что ближе) только длиной под 300 км.

Здесь каждый мчит в меру своей испорченности, наплевав на знаки и разметку. Камер нет, а полиция если и появляется, то чтобы на перекрестках ситуацию разрулить. Ограничителями скорости выступают «лежачие полицейские». Их много и обычно они очень высокие — легковушки едва на пузо не садятся. Не успел затормозить, считай, с подвеской попрощался. Хватает и естественных ограничителей хода: ровный асфальт неожиданно прерывается ямой в полколеса, опасными поперечными волнами или упавшими с горы камнями. Кстати, вчера пару колес конвой все же повредил. Сегодня медленные проколы дали о себе знать, пришлось ставить запаски.

Утром снова покормили машины бензином с местной колонки. И в горах наш Discovery опять задыхался. К счастью, не глох больше и быстро прочихался. А вот климат-контроль стал огорчать периодическими отключениями. Хотя коллегам повезло меньше. У американцев в аварийный режим встала коробка передач (напомним, 8-ступенчатая ZF) и отрубилась стабилизация. Помогла перезагрузка электроники.

Финальная точка — Уанкайо — оказался крупным и более-менее чистым городом. Здесь уже не гадят на тротуары, убирают мусор, здания выросли до 3-4 этажей, с улиц исчезли «тук-туки», а появились пробки из больших четырехколесных машин. Встретили даже парочку советских: видавшие виды «Лады» — «четверка» и «шестерка» — выглядят уставшими, но, похоже, до сих пор возят людей. Кстати, местный автопарк весьма скудный. Тут ездят на дешевых малолитражках вроде Suzuki Alto, пикапах типа Toyota Hilux и потрепанных Toyota Corolla/Caldina. Чуть ли не обязательная вещь — тапасоль: мохнатая накладка на переднюю панель. Впрочем, попадаются и интересные экземпляры из разряда автомобильных динозавров. Но об этом мы расскажем отдельно.