В 1961 году на Запорожском автомобильном заводе задумались над производством фургона вагонной компоновки: в инициативном порядке специалисты завода создали грузовичок, основой которого послужил ЗАЗ-966. Двигатель и коробка передач на ЗАЗ-970 стояли серийные, но на задних колёсах (с целью увеличить передаточное отношение) были смонтированы колёсные редукторы. Мотор мощностью 27 л.с. разгонял груженую машину всего до 70-75 км/ч, но для развозки товаров по городу этого было достаточно.
Со временем было спроектировано и построено несколько версий. К сожалению, ЗАЗ просто «не потянул» производство большого числа моделей, и семейство 970/971 не увидело конвейерного производства... В память об этой перспективной модели дизайнер Константин Николаев решил пофантазировать, какой могла бы получиться современная реинкарнация несостоявшегося «девятсот семидесятого» — так появился концепт кроссовера Project 970.
Как сообщает «Автоцентр», в дизайне концептуального однообъёмника заложены черты оригинального ЗАЗ-970. При этом автор считает, что перспективный ЗАЗ должен быть таким же компактным, как его предок: 3 890 мм в длину, 1 795 мм в ширину и 1 810 мм в высоту. В духе времени Project 970 — это полноприводный кроссовер, оснащённый четырьмя электромоторами и литий-ионной аккумуляторной батареей, упрятанной под полом.
Черты старых моделей ЗАЗ заметны и в интерьере концепта. Однако основа кокпита — вполне современные виртуальная панель приборов и сенсорный экран мультимедийной системы. Салон выполнен трансформируемым, предложены пассажирская и коммерческая версии. Что, впрочем, неважно: большую часть времени ЗАЗ простаивает, на освоение новых моделей средств нет, поэтому сборочную площадку могут продать иностранцам.
Не стали (не сложилось) выпускать грузовой Запорожец - очень хорошо, что деньги на ветер не пошли.
Насчет "перспективности" - из заднемоторных грузовичков (микроавтобусов) мне известен только Субару Доминго (и им аналогичные).
Субару Доминго пригодны для эксплуатации только потому что двигатель там, можно сказать, никакой, под пол спрятали.
Если бы заднемоторная компоновка была бы популярной - заднемоторных машин было бы очень много, а на практике - кроме двух-трёх моделей не сыскать.