Для меня эта история началась с сообщения в Telegram: «Как у тебя с английским?». Никаких дежурных фраз и разъяснений, а на мое ответное послание никто не ответил. Понимание пришло через несколько часов, когда позвонил Петя Баканов и предложил проехать часть «пристрелочного» маршрута от Венеции до Стамбула с немецким путешественником и рекордсменом Райнером Цитлоу. Петр был убедителен: в трубке я слышал «не переживай, английский — это дело наживное», «в магазине ты же можешь объясниться, а большего и не надо», «всего четыре дня проехать, сделаешь несколько “фоток” и напишешь небольшой “текстик” по итогам каждого дня».
Едем из Венеции до Шанхая
Подготовительная работа к установлению рекорда началась в Венеции примерно за месяц до официального старта. Для того чтобы рекорд состоялся, нужно проехать свыше 12,5 тыс. километров в обратном направлении от Венеции до Шанхая. На этом этапе изучается качество дорог, оценивается время, которое потребуется на переход границ, да и просто нужно окунуться в атмосферу тех стран, через которые предстоит проехать. Без этого подготовительного этапа, когда изучается маршрут и делается большая часть фотографий, а также видеоматериалов, рекорд вряд ли получится.
С места в карьер!
Моя работа с оператором Александром Погодиным начинается сразу в аэропорту Венеции. В зоне прилета мы встречаемся с Райнером, на лице которого сияет фирменная широкая улыбка. И он сразу же требует достать аппаратуру и срочно сделать фотографии нашей встречи. Сюжеты для съемки в его голове меняются со скоростью света. На первый взгляд, они кажутся чистым безумством, но в итоге получается очень интересная история. А уже через несколько часов, как только мы доберемся до интернета, весь материал появляется на официальной странице пробега.
Первый день в Венеции мы проводим не среди каналов и старинной архитектуры, а на сервисной станции одного из итальянских официальных дилеров. Местные спецы проверяют техническую готовность пригнанного из России автомобиля к новому путешествию: замена моторного масла, диагностика ходовой части и электроники, регулировка сход-развала. Там же устанавливается и более емкая аккумуляторная батарея, ибо энергопотребителей у нас больше, чем в обычной машине.
Нам нужны кадры на фоне Венеции!
Как сделать несколько кадров автомобиля, чтобы человек, увидевший их, смог понять, что мы находимся в Венеции? Голливудские продюсеры занесли бы чемоданы денег в муниципалитет, перекрыли площадь Святого Марка, разогнали голубей и на вертолетах доставили автомобиль в самый центр «города на воде». А нам остается включать фантазию и реализовывать безумные идеи Райнера. Значит, делаем фото нашего Volkswagen Tiguan на фоне дорожного знака «Добро пожаловать в Венецию» прямо на проезжей части. И пусть водители пролетающих мимо автомобилей впадают в ступор, завидя двух безумных русских, скачущих по обочине скоростного шоссе с камерами, — у нас миссия, которую нужно выполнить.
Но фотографии на фоне мостов, каналов и старых домов мы тоже сделали. Короткие переговоры с местными лодочными таксистами — и вот мы уже на небольшом пирсе. Задний фон ограничен, но в кадр все же попадают и кусочек Венеции, и Volkswagen Tiguan. Настойчивость, харизма и находчивость, присущие Райнеру, еще не раз помогут нам сделать интересные кадры. Уверен, была бы у нас в запасе еще пара дней, этот немец нашел бы способ попасть с машиной на Сан Марко, не привлекая к процессу голливудские бюджеты.
Пара часов в пути — и мы уже на Балканах!
После торжественного старта из Венеции мы направляемся в сторону Стамбула. За три дня нам надо проехать всего 1700 километров и пересечь территорию Словении, Хорватии, Сербии и Болгарии, а затем въехать в Турцию. На первый взгляд, ничего сложного, но нужно понимать специфику нашего передвижения: это постоянные остановки на фото- и видеосъемку, сон прямо в дороге, обработка фотографий на коленках в прямом смысле этого слова, а еще ведь надо делать публикации в социальных сетях и отвечать на письма коллег. Вот и сейчас мы вдруг резко тормозим и сворачиваем на обочину. Я еще не успел понять, в чем дело, а Райнер уже бежит к стоящему под кустом старенькому Fiat 500 и как ребенок радуется — крохотная машинка больше похожа на игрушку из детства, нежели на реальное транспортное средство. А ведь это один из итальянских «народных автомобилей»!
Всего каких-то несколько сотен километров, да пару часов в пути — и одно государство сменяется другим. Италия, Словения, Хорватия — чихнуть не успеешь, как окажешься на Балканах. И вот уже где-то в Сербии Райнер завидел небольшой придорожный базарчик, на котором торгуют арбузами — естественно, что мы просто обязаны сделать несколько кадров с этими замечательными людьми и попробовать их товар. Сложности перевода, улыбки, веселый смех — и вот мы уже лопаем арбуз, а довольный серб убирает выручку в карман заношенных брюк. Райнеру интересна каждая мелочь, увиденная в пути, неважно, горный серпантин ли это, проходящий через тоннель, или вывеска «Болгария» на пограничном переходе. Ему важно не просто проскочить страну, а найти в ней что-то необычное и красивое. И он прекрасно понимает, что второго шанса сделать такое фото не будет.
Дороги на Балканах
Если в России все говорят об отвратительном качестве дорог, то в Восточной Европе и в Турции плохие магистрали надо поискать. Про Италию и говорить нечего — широкие автострады позволяют ехать с комфортом. В Словении дороги платные, но они не оборудованы пунктами оплаты — нужно купить специальную наклейку, «виньетку», она позволяет пользоваться автомагистралями. Чтобы не терять времени на формальности во время рекордного заезда, мы сразу купили «виньетку» на все время путешествия.
Хорватские платные магистрали приятно удивили качеством, да и в целом видно, что страна за два десятилетия полностью восстановилась после войны — сейчас трудно представить, что когда-то здесь взрывались снаряды и погибали люди. О тех кровопролитных событиях напоминают лишь редкие сколы на штукатурке домов. Летом в Хорватию в большом количестве возвращаются местные жители, ездящие на заработок в страны Западной Европы. Они передвигаются целыми семьями на старых автомобилях. На парковках, вдоль скоростного шоссе в это время не найти свободного места, поэтому уставшие путешественники разбивают пикник прямо на обочине, порою среди бытового мусора. В Сербии дороги попроще, хотя тоже имеются автомагистрали и на качество покрытия жаловаться не приходится. Однако в этой части Балканского полуострова рельеф местности частенько меняется: прямая как стрела магистраль в какой-то момент упирается в горный серпантин, и если минуту назад тебе надо было лишь следить за скоростным режимом, то теперь приходится активно работать рулем.
А давайте как у Тарантино!
Солнце приближается к горизонту, мы мчимся по серпантину к границе между Сербией и Болгарией. Проезжаем какую-то стоянку дальнобойщиков — она несильно отличается от других повстречавшихся на нашем пути: ремонтная мастерская, горы старых покрышек и небольшое кафе, но Райнер почему-то решает, что это идеальное место для фотографии. Останавливаемся и начинаем придумывать сюжет. За это время солнце уже успевает сесть за горизонт, но тут появляется безумная идея сделать видеозарисовку в духе фильмов ужасов, когда путешественники останавливаются в ничем не примечательном отеле, а с наступлением темноты там начинает твориться нечто неладное. Причем сделать ее в стиле фильмов Квентина Тарантино!
Через какое-то время наша компания привлекает к себе внимание владельца парковки. Молодой человек интересуется, все ли у нас в порядке и предлагает свою помощь. Райнер рассказывает ему нашу историю — и вот уже через несколько минут все окружающие втянуты в процесс съемки. На парковке передвигаются машины, в воздух запускается коптер, включаются фонари и создаются идеальные условия для реализации задумки. В итоге все получилось практически так, как и было задумано, а в финале хозяева стоянки еще и предложили зайти к ним в гости и поужинать!
Пора домой
Вроде только вчера мы встретились с Райнером Цитлоу в аэропорту Венеции, а сегодня я уже сижу в Стамбульском аэропорту и жду посадки на свой рейс до Москвы. Небо затянуто черными облаками, рейсы переносятся, а меня больше беспокоит то, как мои коллеги в таких погодных условиях поедут дальше в сторону границы с Ираном? За пять дней мы стали единым целым, а Volkswagen Tiguan — нашим домом. Втроем мы пересекли несколько границ, проехали по территории шести стран, спали в автомобиле, помогали друг другу и проделали огромный объем работы! А что же будет дальше? А пока закончу свой рассказ очередным видеосюжетом, повествующим о том, как мы проехали весь путь от Венеции до самой границы с Болгарией. Приятного просмотра!
Родион Баранов
Фото автора