Volkswagen Crafter: почему он выбран фургоном года

Российская премьера нового малотоннажника состоялась, заказы уже принимают. И дешевой эта рабочая сила не будет
Александр Катаев

Самолет снижается над испанской провинцией Альмерия, и с высоты кажется, что земли тут покрыты снегами и льдами. Это нескончаемые теплицы, крупнейшее их скопление на планете, узнаваемое из космоса. Четыреста квадратных километров, которые все прирастают новыми участками. Территории огромных прибылей и едва ли не дармового труда. Позже нам расскажут, что тысячи живущих здесь иммигрантов в тяжелейших условиях и за сущие копейки ежегодно выращивают сотни тысяч тонн овощей, больше половины всего объема для еврорынка.

Край теплиц — естественная среда трудовой жизни и для малотоннажников. Именно у помидорно-огуречных лабиринтов меня ждет свежий Volkswagen Crafter второго поколения, уже признанный лучшим на международном конкурсе «Фургон года 2017» и выступающий поэтому ориентиром для конкурентов. Эта рабочая сила — недешевая. Но и впечатляющий прогресс налицо.

Предыдущий Crafter
Новый Crafter

Детали конструктора

Volkswagen получил приз почти без интриги. Особо важные премьеры в мире грузовиков случаются редко, так что после дебюта поколения-next почти гарантированно претендуют на «Оскар» года из-за абсолютной новизны. Crafter же переизобрели полностью чуть не до винтиков. Завод для модели у польского города Вжесня тоже с нуля. Родство с Mercedes-Benz Sprinter в прошлом, теперь малотоннажник «собственная гордость». Оно и видно: снаружи кабина высечена в техно-стиле Transporter Т6, в интерьере сто процентов решений «Das Auto». У победителя новые шасси, моторы и умные вспомогательные системы, а все вместе — расширенный набор конфигураций.

Выбирая Сrafter, вы словно перед коробкой с конструктором. Конфигуратор сложносочиненный! В статье упомянуты многие пункты (нажимайте точки на фото), но все разнообразие не передать. Заявлено 69 исходных комплектаций, а с учетом допоборудования и спецкузовов от сторонних фирм число производных стремится к бесконечности.

Выбрать подходящий размер «инструмента» и то уже задачка. Полная масса модели от трех до 5,5 т, длина — 5986, 6836 или 7391 мм, база — 3640 или 4490 мм, высота — 2355, 2590 или 2798 мм. Помимо однообъемников есть исполнения с одинарной или двойной кабинами — бортовое, фургон или самосвал — и шасси. Если машину предполагается навьючить спецоснащением, требующим дополнительного питания, предусмотрен второй аккумулятор (от 25 600 руб.), а видов электросопряжения навесного оборудования аж девять (6000 — 50 700 руб.).

Предыдущий «Crafter/Sprinter» выступал с задним или полным приводом. Теперь добавлена и переднеприводная модификация, она же самая вместительная и с уменьшенной на 100 мм (до 570) погрузочной высотой. А взвалить на плечи максимальный вес и потянуть самый тяжелый из допустимых 3,5-тонный прицеп готов заднеприводный Crafter с двойными задними колесами. За доплату усиленная подвеска (21 300 руб.) и механическая блокировка заднего дифференциала (46 100 руб.).

Под капотами представители семейства моторов на модульной платформе MDB — дизели 2.0 TDI EA 288 Nutz Евро 6, которые, как сообщается, созданы специально для нового малотоннажника. В гамме агрегаты мощностью 102, 122, 140 или 177-сильный BiTurbo, которые сочетают с МКП6 или АКП8. На российский рынок пойдут моторы Евро 5, и в нашем конфигураторе пока всего два дизеля — 102 и 140 л.с., вдобавок до поры отсутствуют задний привод (ждем в начале 2018 года), пассажирский вариант и версия шасси, а предлагать АКП не планируется вовсе.

Улучшенные условия труда

У теплиц обнаружился ряд 3,5-тонных фургонов и грузовичков — разной мощности, пустых или с балластом в 500 кг. Но сначала выбираю фургон Crafter предыдущей генерации, который пригнали для сравнения. Получаю порцию впечатлений от былого мерседесовского акцента, пересаживаюсь в новую кабину и... Как будто переехал в офис с евроремонтом, мебелью и техникой по последнему слову. Это уже иной уровень фирменного усердия в проработке деталей. Чувствуешь себя частью успешного бизнеса!

Volkswagen — признанный лидер по части эргономики, и я осваиваюсь за считанные минуты. Досадно лишь, что содержимое лотков на верхней панели отражается в лобовом стекле. Да еще нет привычки к подрессоренному креслу, как ни настраивай регулировку под вес водителя. Кстати, более простые передние сиденья могут быть и поворотными, опция за 31 000 руб. — это для грузопассажирских машин. А вот серьезный «профессиональный» плюс: после предыдущего поколения сразу отмечаешь, насколько тише стало в кабине, как неназойливы вибрации дизеля. И важное для новичков: к габаритам привыкаешь очень быстро. В общем, «сел-поехал».

И немцы кивают: да-да, они помнили о малоопытных водителях, которых часто нанимают на транспорт, не требующий квалификации. Crafter первым в классе получил электромеханический усилитель руля, что позволило внедрить набор вспомогательных систем. Ассистент параллельной парковки в нише с запасами свободы всего по 50 см от кузова как раз компенсирует отсутствие опыта. Еще эффектнее автоматические маневры задним ходом с прицепом на скоростях до 7 км/ч: вы задаете направление трейлера и корректируете процесс... джойстиком боковых зеркал. Система калибруется с первым отклонением прицепа, за траекторией следит отдельная камера над номерным знаком. Тrailer Assist идет в пакете с автопарковщиком, парктрониками и боковыми сканерами за 102 300 руб.

В стандарте ESP с функциями стабилизации прицепа и коррекции курса под ударами бокового ветра. Хотите больше безопасности — несите ваши денежки. Система удержания в полосе стоит 32 900 руб., система распознавания усталости по воздействию на органы управления — 1600, круиз-контроль — 25 900 (адаптивный в России не предлагают), автоматический дальний свет — 9700. При выезде реверсом Crafter способен отследить поперечную помеху и затормозить, за это вкупе с системой контроля слепых зон попросят еще 26 700 руб. Иной транспортник крепко задумается. Может, полезнее цифровой тахограф за 51 200 руб.?

Посмотрите как работает система помощи при парковке с трейлером

Крафтер-класс

Первым подопытным стал 177-сильный пустой фургон с АКП. В характере дизеля заметно влияние «еврошестых» настроек, да и коробка, если не переведена в режим S, чуть что норовит переключаться вверх. Но в целом напористость и яркая динамика превосходят ожидания! Чего же боле? Интересная управляемость! Руль «легковой» по восприятию (от упора до упора 3,5 оборота), адекватно меняющий сопротивление с ростом скорости, ходовая отзывчива в реакциях, крены нестрашные. Предшественник раскачивался сильнее. Зато неровности отрабатывал комфортнее. Новая подвеска зажата будто бы по меркам GTi, особенно явный виброфон дают рессоры, а при интенсивных торможениях на плохом покрытии задние колеса аж подскакивают. Да, катим порожняком. Но...

Загруженный балластом Crafter со 140-сильным мотором и МКП пошумнее. Содрогания подвески ожидаемо приуменьшились. Сработаться с этой модификацией тоже просто, и ее тоже можно пришпорить. Переключаться вверх через ступень? — запросто! А если спровоцировать грузовичок, он спокойно вытягивает на пятой и шестой даже с небольших скоростей. Отдельная похвала информативности педали сцепления. Наконец, груженый 102-сильный вариант с МКП. Фокусов с «забытой» передачей уже не терпит, негодующе дрожит, заставляет тщательнее следить за оборотами. Но на подходящей ступени все та же уверенная езда.

А после российской премьеры удалось получить доступ уже к целому парку разнотипных версий. Теперь на дорожках Австрии под ливнем. Crafter удобен в обращении независимо от размеров! Немцы колдовали с элементам подвесок, чтобы любая версия в езде отвечала одному высокому уровню. Конечно, отличия есть. Длиннобазники ожидаемо лучше по плавности хода, хотя тоже придирчивы к неровностям. У заднеприводных менее информативный руль (хочется сказать «разгруженный»), передние колеса порыскивают, явно более своенравная на скользком покрытии корма, к тому же присутствуют трансмиссионные шумы.

Полноприводник 4MOTION оснащен муфтой Haldex с преднатягом, которая плавно распределяет доли момента при интеллигентной поддержке ESP. Такой Crafter отлично держит заданный курс на залитых водой изгибах, уверенно одолевает размытые проезды в карьере с рискованными резкими подъемами, где электроника успешно борется с пробуксовками. Полностью деактивировать электронную страховку нельзя, зато на более сложных участках можно заблокировать кнопкой задний дифференциал. Итого? Если каждое следующее поколение модели будет так преуспевать, то не исключено, что по аналогии с гольф-классом, однажды услышим и про крафтер-класс.

Дым от калькулятора

«Однако все это изрядно стоит», — сетовал киношный Аполлон Митрофанович Сатанеев. За самый доступный 102-сильный фургон просят от 1 995 800 руб., за 140-сильный — от 2 146 000, за полноприводник — от 2 440 700. А если гулять так гулять? Выбрав самый крупный 140-сильный переднеприводный однообъемник, я щедро нагрузил его опциями на полтора миллиона за счет воображаемой фирмы. И наверняка был бы уволен с места начальника транспортного цеха за предъявленный счет — 4 375 000 руб.

Конкуренты? Это европейцы Citroen Jumper (от 1 842 000 руб.), Fiat Ducato (от 1 505 000), Ford Transit (от 1 700 000), Mercedes-Benz Sprinter (от 2 454 000) и Sprinter Classic (от 1 605 000), Peugeot Boxer (от 1 239 500) и Renault Master (от 1 660 000). А самая опасная соперница в регионах — популярная Газель-Next (от 995 000 за бортовой вариант и от 1 160 000 за фургон). Вспомним и о том, что новый Volkswagen Crafter клонирован дочерней фирмой MAN под индексом TGE, отличия только во внешности, и в 2019 году двойник тоже прибудет на наш рынок.