Верховный суд отправил автовладельцев на разборку

Страховые компании в Верховном суде подтвердили свое право оплачивать ущерб после ДТП с учетом износа автомобиля. Поэтому получившим страховку автовладельцам придется либо доплачивать за новую деталь, либо покупать на разборке использованную.

Если бы решение суда было противоположным, то страховщикам пришлось бы не только оплачивать ремонт автомобиля после аварии, но и покупать владельцу новые запчасти. Согласно Гражданскому кодексу, пострадавший должен получить с причинителя вреда (в данном случае – с его страховой компании) «реальный ущерб». Бывший в употреблении автомобиль состоит из бывших в употреблении запасных частей. Если бы Верховный суд вменил страховщикам в обязанность оплачивать вместо изношенных запчастей стоимость новых, это бы противоречило нормам ГК и правовым языком называлось бы необоснованным обогащением за счет другого лица. Как удалось выяснить «Газете.Ru», основная масса компаний, работающих в сфере оценки ущерба после ДТП, пользуется двумя методиками оценки: Р-98, одобренной Минтрансом, и РД-98, одобренной Министерством юстиции. В этих методиках есть некоторые различия. Поэтому уже сейчас готовится новый документ, который должен будет ввести единую для всех компаний методику оценки. Однако общий принцип определения ущерба один. Существуют несколько таблиц и формул, которые позволяют определить сумму, причитающуюся автовладельцу в зависимости от класса его автомобиля, его возраста, общего пробега и среднегодового пробега машины. При помощи этих данных и высчитывается стоимость автомобиля на момент оценки и его износ. Используя расчетные таблицы, оценщики просчитали износ виртуальной ВАЗовской «девятки» 1998 года выпуска с пробегом 100 тыс. км и получили цифру в 49,5%. То есть стоимость такого автомобиля примерно равна половине стоимости новой машины.

Соответственно, при замене крыла на новое страховщиками будет оплачена половина его стоимости. При этом у автовладельца есть выбор – покупать ли новую деталь, доплатив из своего кармана, или найти крыло б/у. Если незадолго до ДТП владелец поменял на своем автомобиле то же самое крыло, то степень износа детали, естественно, будет иной. Но только в том случае, если владелец предоставит оценщикам чеки с указанной стоимостью крыла, работ по его покраске и установке. Тогда для замены детали износ будет высчитан отдельно.

Для тех водителей, которые застрахованы по риску каско, ситуация несколько иная. Как известно, в этом случае владелец машины сам может выбрать, будут ему в случае аварии выплачивать ущерб с учетом или без учета износа запасных частей. Понятно, что в последнем случае стоимость страховки будет выше. То есть, если в такую машину въедет застрахованный по ОСАГО, то страховая компания виновника компенсирует своим коллегам лишь часть их затрат – остальное придется доплачивать той компании, что застраховала владельца по риску «ущерб».